Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 17 из 38)

"мечтазнакомая вокругменя летает","душа кипити замирает",

"лети,корабль, несименя к пределамдальним".Стихотворение

написанохолоднымикрасками, аглаголы придаютощущение

динамичности,быстрого развитиясобытий. Но вто же время это

стихотворениеромантическое.Личные чувствалирическогогероя

пушкинскойэлегии набираютпоэтическуюсилу из народного

творчества.Но в отличиеот Байрона этичувства неэгоистичны.

Сэтим стихотворениемвходит в поэзиюПушкина романтическая

атмосфераюга, южной ночи,южного моря.


(8-8)Тема греха ипокаяния водном из произведенийрусской

литературы.


КЕвангелию,черпая в немвдохновенияи пытаясь осмыслитьто,

чтов нем содержится,обращалисьв своем творчествемногие

русскиеписатели. Русскаялитературавсегда быларелигиозной,

нов ее религиозностиприсутствовалонечто еретическое.Каких

бысторон СвященногоПисания никасались русскиеписатели,

кажется,ни один из нихне подвергалсомнению вопросо

причинахпредательстваИисуса ХристаИудой из Кариота.

Напротив,имя Иуды сталонарицательнымдля обозначения

человека,совершившегогнусное преступление.Даже при

отсутствииимени легко"узнаешь попортрету""предателя

ученика","всемирноговрага", которому…сатана, пристав,с

весельемна лике Лобзаниемсвоим насквозьпрожег уста,В

предательскуюночь лобзавшиеХриста. Однимиз первых, кто

затронулотношениеХриста и Иуды,был ЛеонидАндреев,

написавшийв 1907 году повесть"Иуда Искариот".Хотя сам автор

охарактеризовалсвое произведениекак "нечто попсихологии,

этикеи практикепредательства",это не исчерпываетего

содержания.Андреев предлагаетусомнитьсяв привычной

трактовкепоступка Иуды,которую большинствопринимает не

задумываясь,исходя изоднозначностимотивациипоступков. Ни

одинчеловек, какимбы подлым онни был, не можетхладнокровно

послатьдругого насмерть. Такойпоступок долженбыть оправдан

некойблагороднойидеей. Но тогдапочему Иудауходит из жизни,

повесившисьна суку одинокогодерева? На мойвзгляд, причинав

поведениеХриста, в егонепротивлениизлу насилием.Он покорно

имужественнопринимаетмученическуюсмерть, лишаявсякого

оправданияпоступок Иуды.Обнажаетсяложность мотивации,

пропадаетгероичность,возникаетнеудовлетворенность,тоска,

которыетолкают насамоубийство.А может быть,это попытка

осуществится,состоятьсяв смерти, еслине удаласьжизнь.

Существуетиное мнение,в соответствиес которым

самопожертвованиеХриста во искуплениегрехов человечества

былопредопределенно,поэтому кто-тодолжен былсыграть

роковуюроль предателя.Перст судьбыуказал на Иуду,обрекая

егонести печатьпредательствав веках. Читателю,которому

близкаэта точка зрения,андреевскийИуда не покажется

неожиданным,как, впрочем,и тем, кто знакомс некоторыми

еретическимиучениямихристианства,рассматривающимиИуду как

самогопосвященногоиз учеников,принявшегона себя бремя

заклания– предательство.Все рассказанноеможет показаться

слишкомобширным вступлением,но приводимыесоображения

находятсяв прямой связис повестьюЛеонида Андреева:либо

вызваныею, либо подводятк ней. Так каковандреевскийИуда?

Совершенноочевидно, чтоон сложен инеоднозначен.Дурная

славао нем распространиласьпо всей Иудее.Его порицалии

добрые,и злые, говоря,что Иуда корыстолюбив,коварен,

наклоненк притворствуи лжи. Всем онприносит одни

неприятностии ссоры. КогдаИуда появилсяв кругу учеников

Иисуса,то поначалувызвал жгучуюнеприязнь ксебе не только

безобразнойвнешностью,но и злыми,насмешливымиречами.

Однакопостепеннок нему привыкают,он завоевываетавторитет,

становитсяказначеем, емупоручаютсявсе хозяйственныезаботы.

Иудадерзок, умен,хитер. Виртуозноиспользуетон эти свои

качества,чтобы откровеннои цинично интриговатьи насмехаться

надученикамиХриста. Но привнимательномрассмотрении

понимаешь,что с полнымоснованиемэтого самовлюбленного

интриганаможно назватьгордым, смелымборцом с "неизбывной

человеческойглупостью":такими недалекимиоказываются

ближайшиеученики Христа.Неоднократноподчеркивается

двойственностьне только лицаИуды, но и егосуждений,

внутреннихпереживаний.Его речь афористична.В сжатой и

доходчивойформе ему удаетсясформулироватьсвою точкузрения

иубедить оппонентов.Не раз протестовалон против

однозначноститолкованияпоступков.Пожалуй, наиболееярко это

проявилосьв эпизоде сутаиваниемтрех динариевиз казны,

когдаего обвинилив воровстве.Очень ненавязчиво,перебирая

монеты,он отметил, чтолюди жертвуюти фальшивыеденьги,

неожиданнопризнался, чтоутаил деньги,чтобы отдать

совершеннонесчастной,голодной иистощеннойженщине. На все

идетИуда, чтобыпривлечь вниманиеи завоеватьлюбовь Учителя.

Удивительноширок диапазонэмоциональныхоттенков вповедение

Иуды:от самоуничтожениядо гневногообличения.Пробовал вести

себявызывающе, ноне нашел одобрения.Стал мягкими

покладистым– и это не помоглоприблизитьсяк Иисусу. Неодин

раз,"одержимыйбезумным страхомза Иисуса", онспасал его от

преследованийтолпы и возможнойсмерти. Неоднократно

демонстрировалсвои организаторскиеи хозяйственные

способности,блистал умом,однако встатьрядом с Христомна

землеему не удалось.Так возникложелание бытьвозле Иисусав

царствиинебесном. Впоследние днижизни Иудыокружил Иисуса

"тихойлюбовью, нежнымвниманием,ласкою", "онугадывал

малейшиеневысказанныежелания Иисуса,проникая всокровенную

глубинуего ощущений,мимолетныхвспышек грусти,тяжелых

мгновенийусталости".Но роковой часблизился неотвратимо.

Иудапредал сыначеловеческогоцелованием." Целованиемлюбви

предаеммы тебя на поругание,на истязания,на смерть!" Онтак

долгои тщетно ждалпоцелуя отИисуса, которыйтот дарил своим

любимымученикам иникогда – ему,что перед лицомсмерти

осмелели поцеловалсам, "вытянувшисьв сотню громкозвенящих,

рыдающихструн". До последнейминуты Иуданадеялся, чтоИисуса

удастсяспасти. Он былрядом, когдаего били солдаты,он был

ближевсех к нему,когда его судилии вели на казнь,с болью

следилза ним, когдаего распиналина кресте. Ивсе время

ждал,что вот сейчасвстанут назащиту верующиеи ученики. Но

–молчание.Кто отрекся,кто струсил,а кто кричал"распни!"

также громко, какеще недавно"осанна!! ". Никтоне ответил

напризыв Иудыидти противвооруженныхсолдат и служителей

храма.А разве это непредательство?И Иуда обвиняетв

предательствеучеников Христа:" Учитель невелел вам убивать,

норазве он запретилвам и умирать?"."Осуществилсяужас и

мечты".Иуда победил.Наступил мигего торжества,его

величестваи могущества.Даже землястала маленькой,и время

подчинилосьему. Но зачемему земля, накоторой распяли

Иисуса,лучшего излюдей? Иудаплюет на нее.Он "во время

своиходиноких прогулокнаметил томесто, где онубьет себя

послесмерти Иисуса".Он идет к немуи просит встретитьего

ласково,он очень устал.Иуда обращаетсяк Иисусу: "Потоммы

вместес тобой, обнявшись,как братья,вернемся наземлю.

Хорошо?"Однако он неуверен, боится,что Иисус будет

сердитьсяна Иуду из Кариота,не поверит ему,пошлет в ад. И

тутже от боязнипереходит кугрозам: "И наогне твоегоада я

будуковать железои разрушу твоенебо. Тогдапойдешь со мною

назадна землю?" Какуюже цель преследуетИуда, а вместес ним

иавтор? Помимомотивов, указанныхранее, надовспомнить ещеи

оследующем:пожалуй, ничтотак не привлекаетлюдей в вере,

какореол мученичества.Именно на этои рассчитывалИуда,

разыгрываястоль страшнуютрагедию. Врядли большую рольв его

поступкесыграла судьба,потому что отначала и доконца Иуда

ЛеонидаАндреева действуетосмысленно.Своим поступкомон

подвергучеников Христасвоеобразной"проверке напрочность",

поставилих в такое положение,когда они должныбыли точно

определитьсвое отношениек Христу. Такимобразом, получается,

чтоИуда намноголучше другихучеников понималХриста, и его

действиябыли простонеобходимыдля утвержденияучения Иисуса.

Таккто же такойИуда: предательили верныйученик? А почему

"или"?Может быть, онто и другоеодновременно?Это остается

загадкойдля читателя.Очевидно одно:Андреев даетвозможность

поразмышлятьнад тем, что,казалось бы,не может быть

подвергнутопереоценке.Подход Андреевак теме Иуды

философский,а не социальныйили политический,как полагали

некоторыеего толкователи.Другие критикисчитали, что

концепцияАндреева искажает,если не отвергаетЕвангелие как

свидетельствоо Христе и Иуде.Так ли это всамом деле?

Безусловно,этот вопросдолжен статьпредметомсерьезного

историческогоисследования,я позволю себелишь несколько

соображений,которые даютвозможностьутверждать,что это не

совсемтак… Никто незнает, был лиевангельскийИуда "рыжими

безобразнымиудеем", каку Андреева(придавая героютот или

инойоблик, авторрешает своихудожественныезадачи), но Иуда

вповести Андреева"имел при себеденежный ящики носил, что

тудаопускали", тоесть был казначеем.Этот факт упоминаетсяи

вЕвангелия отИоанна, как ито, что Иудабыл вор. Мысль

положитьв основу сюжетаборьбу учениковза место возле

Христа,возможно, возниклау Андрееваименно причтении