Евангелия,но на этот разот Луки: "Былже спор междуними,
ктоиз них долженпочитатьсябольшим". Обратимсяк Евангелие
отМатфея. Интересно,что сначалаИисус в обращениик ученикам
сообщаето том, что "…Сын Человеческийпредан будетна
распятие",и лишь потомвпервые упоминаетсяИуда. Это
наблюдениеявляется первымшагом к пониманиютого, что истоки
реабилитацииИуды можноотыскать настраницахЕвангелия."Горе
томучеловеку, которымСын Человеческийпредается…"- это уже
цитатаиз Евангелияот Марка. Впрочем,подобные словаможно
найтии в трех других.Горе… Почемукара должнаобязательно
прийтиизвне, можетбыть, совершающегоэтот поступокожидают
мукидушевные, какэто происходитс героем Андреева.Тема
евангельскихмотивов в русскойлитературевыглядит как
своеобразноезнамение времени.Меня побудилообратитьсяк ней
стремлениепонять, в какойстепени общечеловеческаяпроблема
добраи зла, греха ираскаяния,поднимаемаярусскими
писателями,связана схристианствомне столько какс религией,
нокак с философией.Меня не отталкивает,а скорее привлекает
свободноеобращениеАндреева стекстом Евангелия.Иудин грех –
предательство,совершенноеради корысти– на страницахповести
Андреевавыглядит почтикак самопожертвование.Отыскать в
каждом,даже самомдурном илискверном человекехорошее,
светлое– не в этом лизаключаетсясмысл христианства?Во
всякомслучае, я думаюименно так.
(9-6)Образ временив одном изпроизведенийлитературыXX века.
ПьесаА.П. Чехова "Вишневыйсад" необычнане только в
контекстетворчестваэтого писателя,но и во всейрусской
литературе.Она может поправу считатьсятворческимзавещанием
писателя.В ней авторподнимает рядпроблем, характерныхдля
русскойлитературы:проблема деятеля,отцов и детей,любви,
страдания,революции имногие другие.Все эти проблемы
объединеныв теме прошлого,настоящегои будущегоРоссии. Эта
пьесане похожа наболее ранние"Чайку", "ДядюВаню", "Три
сестры".Многое в нейоказываетсядля Чехова-драматургановым
инеобычным.Новаторствочеховскойдраматургиипроявляется
преждевсего в выборенового конфликта,показывающего"общие
сдвигивремени" Наиболееточной представляетсяформулировкаТ.
К.Шах-Азизовой:в "Вишневомсаде" "...движениевремени из
речейпереходит всамо действие".В самом деле,в пьесе
Чехова,как и во всякомдраматическомпроизведении,действие
происходиттолько в настоящем,оно сиюминутно.И в то же время
ононевероятносгущено, целаяисторическаяэпоха стянутаздесь
водин узел. Времякалендарноточно, и вместес тем оно
непрерывнопульсирует,расширяясьи сужаясь, захватываяпласты
прошлогои перспективыбудущего всложном ритмическомрисунке,
по-разномуорганизованномв каждом действиикомедии.
Посмотрим,как протекаетвремя в первомдействии. Первыеже
репликиустанавливаютсвязь междунастоящим ипрошедшим:
поезд,который опоздална два часа.Это конкретный,реальный
поезд,это "краткосрочная",обыденнаясвязь, но этоуже связь
спрошедшим,протекшимвременем, хотябы и недавним.Следующие
репликиЛопахина продлеваютэту связь напять лет назад
("ЛюбовьАндреевнапрожила заграницей пятьлет", а потомеще
летна пятнадцать-двадцать("когда я былмальчонкомлет
пятнадцати")и опять возвращаютчитателя к пятигодам разлуки.
Первыеслова Раневскойвоскрешаютвремя гораздоболее далекое:
"Ятут спала, когдабыла маленькой..."Перекличкикоротких
отрезковвремени сменяютсяперекличкамивсе более
укрупняющихсяего отрезков.Аня вспоминает:"Шесть лет назад
умеротец, черезмесяц утонулв реке братГриша". За этими
воспоминаниямиследует опятьболее широкийразмах временного
маятника— в прошлое, вдетство пятидесятилетнегоГаева:
"Когда-томы с тобой, сестра,спали вот вэтой самойкомнате".
Времякак бы качаетсямежду настоящими прошедшим— и со все
болееширокой амплитудой."Да, время идет",— замечает
Лопахин.Но если оноидет — оно тянетв будущее, сначалаеще
вполнеощутимое иконкретное:"Мне сейчас,в пятом часуутра,
вХарьков ехать"(Лопахин); "Завтраутром встану,побегу в
сад"(Аня); "Завтрапо закладнойпроценты платить..."(Пищик).
Перспективапостепенновозникает, нопока еще недалекая:через
тринедели вернетсяЛопахин, надвадцать второеавгуста
назначеныторги. И опятькачнулся маятникназад, в далекое
счастливоепрошлое: "В этойдетской я спала,глядела отсюдана
сад,счастье просыпалосьвместе со мноюкаждое утро,и тогда
онбыл точно таким,ничто не изменилось".Да, красота
вишневогосада осталасьтой же, но всеостальноеизменилось:
утерянсекрет, каксушить вишню,и постарелГаев, и всегоза
пятьлет "облез"и подурнелПетя, и умерланяня, и вырослиАня
иДуняша, и, кажется,остался неизменентолько старыйкнижный
шкаф.Итак, принципизображениявремени в первомдействии
таков:с настоящимтесно связанопрошлое; действиевсе время
снуетмежду настоящими прошедшим,причем в этихпереходах
меняетсямасштаб отсчетавремени, временныепромежутки
становятсято короткими,будничными,то более крупными,
овеяннымилиризмом; каждоеупоминаниеоб изменениивремени
повторяетсядважды, черезнебольшойпромежутоксценического
действия,как бы откликаясьэхом в сознаниидругого человека.
Прошлоепредстает впервом действиикак светлое,прекрасное,
полноесмысла, хотявременами игорькое. Прозажизни врывается
впоэзию, красотаприходит встолкновениес выгодой, пользой,
инад цветущимивишнями ужезанесен лопахинскийтопор. Жизнь
движетсяобщим потоком,в котором неотделимыдруг от друга
поэзияи проза. А воткуда она движется?Это остается
неизвестным.Перспективыбудущего —неопределенны,надежды на
выходиз затруднений— иллюзорны("Если бы господьпомог!" —
Варя).И намерениеГаева во вторникехать за деньгами,и
предположениеЛопахина о том,что. дачник летчерез двадцать
займетсяхозяйством,воспринимаютсякак одинаковонереальные.
Ивсе-таки надеждана будущееесть. Жизнь ещепредставляется
светлой,ее неустройство— поправимым.И заключительныеслова
Трофимова,обращенныек Ане: "Солнышкомое! Весна моя!"—
говорятне только оТрофимове, нетолько об Ане,а о
стремлениивсех героевпьесы обнятьмир — светлый,весенний,
радостный— и быть счастливымивместе с этимрасцветающим
миром.Во втором действиисоотношениевремён иное.Время
предстает,во-первых, болееобобщенно икрупно, а во-вторых,в
параллельноорганизованныхсюжетных линиях.Движение крупных
отрезковвремени показаноуже ремаркой,открывающейвторое
действие:с одной стороны,давно заброшеннаячасовенка,
разбросанныекамни, бывшиекогда-то могильнымиЭлитами; с
другойстороны — телеграфныестолбы, дорогана станцию,
большойгород. Будущеевозникает ещеи в другом плане— как
перспектива,как отдаленноесветлое будущеечеловечества.Оно
предстаетв "манящемдалеке" в речахТрофимова,вызывающих
восторгАни: "Вперед!Мы идем неудержимок яркой звезде,
котораягорит там вдали!Вперед! Не отставай,друзья!" Итак,
прошлоедолжно уйти— но так ли полнонеизъяснимогосчастья
будущее,близость которогочувствует ПетяТрофимов и ждетАня?
Третьедействие наиболеедраматичнои по своемусодержанию,и
посвоему построению.Время действияточно определено:Гаева
ждутс дневным поездом,а он приезжаетвечерним. Мучительное
ожиданиезаполненокомическимиэпизодами:некстати затеянный
бал,фокусы Шарлотты,водевильныесцены с Епиходовым,Пищиком,
Петей.И разрешаетсяэто противоречиекульминацией,в которой
непросто имениепереходит изодних рук вдругие (Варябросила
ключи,а Лопахин поднял),а происходитстяжение эпох:
призракамивитают в старомдоме дед и родителиРаневской сих
гостями,дед и отец Лопахинанезримо присутствуютпри его
торжестве,— а в свидетелибудущего призываютсявнуки и
правнуки,и впереди открываетсяжизнь, в которойАня обещает
насадитьновый сад. Толькокогда он вырастет,этот сад, и для
кого?Четвертоедействие пьесывызывает большевсего споров.
Неожиданнымпредставляетсяего финал; попримеру других
чеховскихпьес мы ожидалибы "совмещениябытового и
лирического"в монологе,подобном тому,которым заканчивается
третьедействие. Нашеожидание кажетсятем болееправомерным,
чтообразом Ани,ее словами,бодрыми и радостными,или
любованиемею кончалисьи первое, и второедействия. Нопьеса
завершаетсяне монологом,даже не призывнымивосклицаниямиАни
иТрофимова, азапинающейсяречью умирающегоФирса. Появление
Фирсав финале мотивированосюжетно: пронего забыли,его не
отправилив больницу. Этасюжетная ситуациястановится
выражениемвины нового,молодого передстарым, отжившим,— но
ещеживым! И образАни в этой ситуациинезримо присутствует.
Такимобразом, в финалепьесы проблемавзаимосвязивремен
раскрываетсяеще в одномплане: мы соразмеряемвозможность
осуществленияпылких мечтанийо будущем сценой, котораяза
этодолжна бытьзаплачена внастоящем.Четвертоедействие
кончаетсяна разломеэпох: "Прощай,старая жизнь!Здравствуй,
новаяжизнь!.." Физическиощутимо, мгновениеза мгновением,
проходит,утекает, капляза каплейбезвозвратноуходит время:
"Допоезда осталосьвсего сорокшесть минут!.....через
двадцатьминут на станциюехать"; "Минутчерез десятьдавайте