ужев экипажисадиться...""Еще минут пятьможно..." "Я посижу
ещеодну минутку";"В последнийраз взглянутьна стены, на
окна..."Настоящеевытекает изтого, что былозаложено в
прошлом.Будущее определяетсятем, что людиделают в
настоящем.И каждую минутучеловек отвечаетза то, что он
думает,делает и творит.Таково художественноезавещание
Чехова.
(9-8)Тема подвигав одном изпроизведенийрусской литературы.
АлександрТрифоновичТвардовскийнаписал выдающееся
произведениео войне – поэму"Василий Теркин".Книга очень
полюбиласьпрактическивсем, кто еепрочитал, и этоне
случайно:ведь так о ВеликойОтечественнойвойне еще никтодо
Твардовскогоне писал. Многиевыдающиесяполководцыиздавали
своикниги, в которыхрассказывалио планах грандиозных
сражений,а перемещенияхармий, о тонкостяхвоенного
искусства.Военачальникизнали и виделито, о чем писали,и
ониимели полноеправо освещатьименно этусторону войны.Но
былаи другая жизнь,солдатская,о которой нужнознать не
меньше, чем о стратегиии тактике. Оченьважно понимать
проблемы,переживанияи радости рядовых.Наверное, трудно
представитьчеловеку, непринимавшемуучастие в войне,жизнь
простогосолдата. Твардовскийрассказываетнам о ней очень
правдиво, без прикрас,ни о чем неумалчивая.Писатель сам
былна фронте, узналобо всем непонаслышке.Понимал
Твардовский,что победа надГерманиейскладываласьиз
подвигов,совершенныхобыкновеннымилюдьми, простыми
солдатами,такими , какглавный геройего поэмы –Василий
Теркин.Кем же был ВасилийТеркин? Простымбойцом, какихочень
частоможно встретитьна войне. Незанимать емубыло чувства
юмора,ведь На войнеодной минуткиНе прожить безприбаутки,
Шуткисамой немудрой.Сам Твардовскийговорил о нем:Теркин -
ктоже он такой?Скажем откровенно:Просто пареньсам собой.
Онобыкновенный.Впрочем, пареньхоть куда. Пареньв этом роде
Вкаждой ротеесть всегда,Да и в каждомвзводе. В главе
"Теркин– Теркин" мывстречаем ещеодного бойцас такой же
фамилиейи таким же именем,и он тоже герой.Теркин говорил
само себе во множественномчисле, показываятем самым, чтоон
–этособирательныйобраз: И не разв пути привычном,У дорог,
впыли колонн,Был рассеяня частично, Ачастично истреблен…
Первыйподвиг Теркина,о котором мыузнаем, - этопобег из
немецкогоплена. В те временаего могли расстрелятьза то, что
онне покончилжизнь самоубийством.Именно к этомупризывало
руководствостраны всехпленных, находящихсяв Германии. Но
семже виноватчеловек, попавшийв врагам? Не посвоей ведь
волион это сделал.Думаю, что из-затакого отношениястраны к
попавшимв плен несчастныелюди и переходилина сторону
фашистов.А Теркин непобоялся, бежалоттуда, чтобыснова
защищатьРодину от врага.Несмотря наэто, он чувствовалсебя
виноватым:Заходил в любуюхату, Словночем-то виноватыйПеред
ней.А что он мог!Да, действительно,ничего он немог
поделать,так уж сложилисьобстоятельства.Мы видим, чточасто
навойне бойцычувствуют себявиноватымииз-за того, что
кто-топогиб. Когдаво время переправыодин из взводовостался
навражескомберегу, другиесолдаты избегалиговорить обэтом:
Ио нем молчатребята В боевомродном кругу,Словно чем-то
виноваты,Кто не левомберегу. Бойцыуже и не надеялись
увидетьтоварищейживыми, мысленноопрощалисьс ними, и вдруг
дозорныеувидели какую-тоточку вдали.Конечно, ониобсуждают
увиденное,высказываютразличныемнения, но дажене смеют
думатьо том, что кто-томог доплытьживым с тогоберега. Но в
том-тои дело, что Теркинопять совершилгероическийпоступок
-добрался досвоих по ледянойводе, которая"даже рыбам
холодная".Этим он спасжизнь не толькосебе, но и целому
взводу,за которым былипосланы люди.Поступил Теркиночень
мужественно,далеко не каждыйрешится натакое. Попросил
солдату полковникавторую стопкуводки: "так дваж конца".
Теркинне может оставитьдрузей в неведении,поэтому плывет
обратнона другой берег,чтобы обрадоватьих благополучным
исходомсвоего путешествия.А опасностьдля него представляет
нетолько холод,еще и "пушкибьют в кромешноймгле", потому
чтоБой идет святойи правый, Смертныйбой не радиславы –
Радижизни на земле.Защита жизнина земле – главноедело
солдата,и иногда приходитсядля этого жертвоватьсобственное
жизнью,здоровьем. Навойне без раненийне обходится,не
избежалэтого и Теркин.Он попал в"погребушку"к немцам,
чтобыпроверить, неоттуда ли бьетпушка. Сидевшийтам немец
выстрелили попал Теркинув плечо. Страшныесутки провел
Теркин,"оглушенныйтяжким гулом",теряя кровь.По нему били
своиже орудия, апогибнуть отсвоих – это ещеужаснее, чемот
врагов.Только черезсутки нашлиего, истекающегокровью, "с
лицомземлистым".Надо ли говоритьо том, что Теркинвполне
могбы и не ходитьтуда, ведь никтоне принуждалего идти к
врагув одиночку.ИнтересноотношениеТеркина к награде:-
Нет,ребята, я негордый, Не загадываявдаль, Так скажу:зачем
мнеорден? Я согласенна медаль Вездеи всегда естьлюди,
которыестремятся квысоким наградам,это основнаяцель их
жизни.Безусловно,и на войне такихбыло достаточно.Многие из
коживон лезли, толькобы получитьорден. Причемобычно это
люди,которые неособо любятрисковать своейжизнью, а больше
сидятв штабе, выслуживаютсяпред начальством.Как мы понимаем
изслов самогогероя, дажемедаль емунужна не для
хвастовства,а как памятьо войне, и онее заслужил:Обеспечь,
разя достоин. Ипонять вы вседолжны: Делосамое простое–
Человекпришел с войны.По-моему, отказот ордена –тоже
своеобразныйподвиг. У Теркинабыл страшныйпоединок снемцем:
Таксошлись, сцепилисьблизко, Что ужеобоймы, диски,Автоматы
–кчерту, прочь!Только б ножи мог помочь.Они дерутсяодин
наодин, "как надревнем полебоя". Твардовскийпрекрасно
понимал,что такая борьба– это совсемдругое, туткаждый
полагаетсялишь на своисилы, это какбы возвращениек истокам
боевогоискусства.Исход любойбитвы зависитне только от
физическойсилы противников,в конечномсчете решаютвсе
чувства,эмоции. А врукопашнойсхватке этозависимостьитога
борьбыот чувств проявляетсяеще сильнее.В начале главы
"Поединок"автор показываетфизическоепревосходствонемца,
"дармовымдобром кормленного".Но Теркинаразозлило то,что
кто-тосмеет заявлятьсяв российскиедома, требоватьсебе еды,
наводитьв стране "свойпорядок". И ещебольше подхлестнуло
Теркинато, что немецзамахнулсяна него своейкаской: Ах, ты
вонкак! Дратьсякаской? Ну неподлый ли народ!И это действие
немцарешило все,исход борьбыбыл ясен. Теркинвзял "языка"-
добычуночи". Он сновасовершил подвиг,выиграв ужасный
поединок.Пожалуй, самоежуткое место"Книги пробойца" - это
глава"Смерть и воин".Она повествуето том, как смертьпришла
кнашему герою,который "неподобранныйлежал". Смерть
уговаривалаего сдатьсяей, но Теркинмужественноотказывался,
хотяему стоило этоочень большихусилий. Смертьне хочет так
простоупускать своюдобычу и неотходит отраненого. Наконец,
когдаТеркин сталпонемногууступать, онзадал Смертивопрос:
Яне худший и нелучший, Чтопогибну навойне. Но в концеее,
послушай,Дашь ты на деньотпуск мне? Изэтих слов мы
понимаем,что уже дажеи не жизнь большевсего дорогаему, он
готоврасстатьсяс ней, но победурусских емувидеть
необходимо,он в ней дажев самом началевойны нискольконе
сомневался.Участие в войнепротив фашизма,этом страшнейшеми
величайшемсобытии ХХвека, - главноедело его жизни.
Настоящиебойцы, такие,как Теркин, небоятся смерти,не
боятсяриска. Они простосражаются исовершаютподвиги, не
думаяо награде, - подвигичеловека навойне.
Билет9
ЧАЦКИЙИ МОЛЧАЛИН
КомедияАлександраСергеевичаГрибоедова"Горе от ума"стала событиемв русской литературеначала XIX века,явилась редчайшимобразцомобличительного,сатирическогоее направления.И.А. Гончаровписал, что вкомедии "главнаяроль, конечно,- роль Чацкого,без которойне было бы комедии,а была бы, пожалуй,картина нравов".В образе ЧацкогоГрибоедоввпервые в русскойлитературево весь ростпоказал "нового"человека,воодушевленноговозвышеннымиидеями, поднимающегобунт противреакционногообщества взащиту свободы,гуманности,ума и культурычеловека, пытливоищущего новые,более совершенныеформы жизни,воспитывающегов себе новуюмораль, вырабатывающегоновый взглядна мир и начеловеческиеотношения. Это- образ смелогои непримиримогоборца за дело,за идеи, за правду,остро столкнувшегосяс обществомреакционерови крепостников,оболганногои оскорбленногоэтим обществом,но не смирившегосяперед ним.
ИменноЧацкий воплотилчерты такого"нового" человека.В фамусовскомобществе Чацкийчувствует себяодиноким. Послетрехлетнегопутешествияза границей,не заезжая ксебе домой,прямо из экипажа,он появляетсяв доме Фамусоваи встречаетвесьма прохладныйприем - и со стороныхозяина и
со стороныего дочери. Егопервые взглядывызывают резкийотпор Фамусоваи его гостей,а пылкая любовьюСофье наталкиваетсяна холодноеравнодушноеотношение сее стороны.
По Чацкому"век минувший"характеризуетсявсеобщем страхомпокорностьюи раболепством- ведь "тот иславился, чьячаще гнуласьшея!". "Век нынешний",по мнению Чацкого,осуждает покорностьи раболепство.В это он покаеще наивноверит. Позднее,по ходу пьесыон поймет, что"Молчалиныгосподствуютна свете", что"прошедшегожитья подлейшиечерты" еще имеютпрочные корнив обществе,основанномна самодержавиии крепостничестве.Под "векомнынешним" Чацкийпонимает;революционно-освободительноетечение русскойобщественноймысли конца10-х начала 20-хгодов XIX века.Эти страстныеречи Чацкоговызывают неподдельныйстрах Фамусова:"Он вольностьхочет проповедать!".
Примечателенмонолог Чацкого"А судьи кто?".Чацкий страстнообличает признанныев обществеавторитеты.Он чувствуетсебя человеком"нынешнеговека". В своеммонологе Чацкийвыступает отимени новогопоколения: Где,укажите Нам,отечестваотцы... Вот уважатького должнымы на безлюдье!Вот наши строгиеценители исудьи!
Кто это- мы? Кого здесьимел в видуЧацкий? "Судьям",которые непримиримык "свободнойжизни", онпротивопоставляетмолодое поколение,идущее другимипутями.
Во взглядахна общественныепорядки, навоспитаниеи образование,гражданскийдолг и службу,национальнуюкультуру, впоминаниисмысла и целижизни Чацкийпротивостоитобществу невежди крепостников.Сплетни, клевета- вот основноеорудие борьбыэтого обществас такими людьми,как Чацкий.Меткое, свободное,пламенное слово- оружие Чацкого.Это сильное,по истине разящееоружие. Но старыймир еще силен.И ряды егосторонниковмногочисленны.
Чацкийвынужден бежатьиз дома Фамусоваи из Москвы"искать посвету, гдеоскорбленномуесть чувствууголок".
Однакобегство Чацкогоиз Москвы нельзявоспринятькак его поражение.Чацкие наносятстрашный ударсвоими обличениямиФамусовым иМолчалиным.Спокойное ибеспечноесуществованиефамусовскогообщества кончилось.Его осудили,против неговосстали, еслиЧацкие покаслабы в своейборьбе, то ифамусовы бессильныостановитьразвитие просвещенияи передовыхидей.
Этомублагородномуобразу в комедииГрибоедовапротивостоитобраз Молчалина.Если Чацкий- сын знатногомосковскогодворянина ивоспитывалсяон в его доме,то Молчалин- человек болеенизкого происхождения.Он из милости"пригрет"Фамусовым,хотя, безусловно,ему "нужен".Молчалин обладаетмногими деловымикачествами,достаточнообразован.
Чацкийнапрасно недооценивалМолчалина. Егобезмолвиеотнюдь не глупость.Не случайноБелинскийписал, что "Молчалиндьявольскиумен, когдадело касаетсяего личнойвыводы".
Столкновениемежду ЧацкимиМолчалиным- это конфликтмежду носителямипротивоположныхкачеств дворянскоймолодежи тоговремени. Молчалин,не в примерЧацкому, человекуумному и благородному,умен и подл.Основные качестваего натуры -низость, подлость,которые онумело скрывает.Он бессловесентолько потому,что он "в небольшихчинах". Эторасчетливыйигрок, которыйради своегоблагополучияпродаст чтои кого угодно.До какого цинизмаи низости нужнодойти, чтобыиспользоватьвлюбленностьв себя дочерибогатого человека!Софья нужнаМолчалину, таккак она может"словечкозамолвить".
Фамусовыми Молчалинымих ум приноситлишь выгоду.Чацкий страдаетот своегопрогрессивного,свободолюбивогоума. Не случайнофамусовскоеобщество объявляетЧацкого безумным.Молчалин нетерпит фиасков глазах Фамусовасовершеннослучайно. Он"мастер услужить",найдет себенового покровителя.Если Чацкий,по выражениюГерцена, "идетпрямым путемна каторжныеработы", тоМолчалин любымспособом устроитсвои дела, своюкарьеру. И все-такиистория доказала,что победаостанется затакими настоящимипатриотами,как Чацкий.
(10-4)СтихотворениеЛ.С.Пушкина"Поэт". (Восприятие,