Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 21 из 38)

внутреннегоразвития Безухова,изображенныйв романе,

охватываетжизнь Пьерадо женитьбына Курагиной.Не видя

своегоместа в жизни,не зная, кудадевать огромныесилы, Пьер

ведетразгульнуюжизнь в обществеДолохова иКурагина.

Открытыйдобрый человек,Безухов частооказываетсябеззащитным

передумелой игройокружающих.Он не можетправильнооценить

людейи поэтому частоошибается вних. Разгул ичтение

духовныхкниг, добротаи невольнаяжестокостьхарактеризуют

вэто время жизньграфа. Он понимает,что такая жизньне для

него,но у него нехватает силвырваться изпривычного

круговорота.Как и АндрейБолконский,Пьер своёнравственное

развитиеначинает сзаблуждения- обожествленияНаполеона.

ДействияимператораБезухов оправдываетгосударственной

необходимостью.Но при этомгерой романане стремитсяк

практическойдеятельности,отрицает войну.Женитьба наЭлен

успокоилаПьера. Безуховдолго не понимает,что стал игрушкой

вруках Курагиных.Тем сильнейстановитсяего чувствогоречи,

оскорбленногодостоинства,когда судьбараскрываетПьеру

обман.Время, прожитоев спокойномсознания своегосчастья,

оказываетсяиллюзией. НоПьер принадлежитк числу техредких

людей,для которыхнравственнаячистота, пониманиесмысла

своегосуществованияжизненно необходимы.Второй этап

внутреннегоразвития Пьера- события послеразрыва с женойи

дуэлис Долоховым.С ужасом осознав,что он оказалсяспособен

"покуситься"на жизнь другогочеловека, онпытается найти

источниксвоего падения.НашествиеНаполеона ввысшей степени

обострилонациональноесознание графа.Он почувствовалсебя

частичкойединого целого- народа. Решив"казнить"

французскогоимператора,Безухов, помнению Толстого,

становитсятаким же "безумцем",каким был князьАндрей при

Аустерлице,намереваясьв одиночкуспасти армию.Плен, сцена

расстрелаизменили со!знание Пьера.Он, всю жизньискавший в

людяхпрежде всегодоброту, увиделравнодушиек человеческой

жизни.Мир превратилсядля него вбессмысленнуюгруду

осколков.Женившись наНаташе, Пьервпервые чувствуетсебя

подлинносчастливымчеловеком.Женитьба наНаташе и увлечение

радикальнымиидеями - главныесобытия этогопериода. По

замыслуТолстого, геройромана долженбыл быть сосланнымв

Сибирью.И только послеэтого, переживкрушение "ложных

надежд",Безухов придетк окончательномупониманиюподлинных

законовреальности...Толстой показываетизменениехарактера

Пьераво времени. Мывидим двадцатилетнегоПьера в салонеАнны

Шерерв начале романаи тридцатилетнегоПьера в эпилоге

романа.Он показываеткак неопытныйюноша сталзрелым

человекомс огромнымбудущим. Пьерошибался влюдях, покорялся

своимстрастям, совершалнеразумныепоступки - ивсё время

думал.Он всё времябыл недоволенсобой и пересматривалсебя.

Людисо слабым характеромчасто склонныобъяснять всесвои

поступкиобстоятельствами.А вот Пьер - всамых трудных,

мучительныхобстоятельствахплена - имелсилы совершить

огромнуюдуховную работу,и она принеслаему то самоечувство

внутреннейсвободы, котороеон не мог обрести,когда был

богат,владел домамии поместьями.Пьер и страдал,и ошибался,

нов конце романаон понял смыслсвоей жизнии обрёл истинное

Я.


(11-1)Образ поэта-пророкав лирике А. С.Пушкина.


Наберег выброшенгрозою, Я гимныпрежние пою.А. С. Пушкин

Каждогопоэта на протяжениижизни, и особеннов зрелые годы,

волнуетвопрос о значенииего труда дляобщества ивообще о

назначениипоэтическоготворчества.А. С. Пушкин высоко

оценивалроль и характердеятельностипоэта. Поэзиядля

Пушкинавсегда былаискусством,высочайшимпроявлением

творческогодуха. Обязательнымусловием нормальнойтворческой

деятельностион считал свободутворчества,независимость

личностипоэта. Его волновалтакже вопросо том высоком

предназначении,которое ондолжен выполнитькак поэт. Ещена

заресвоей литературнойдеятельности,в лицейских

стихотворениях,Пушкин задумывалсянад задачей,ролью, судьбой

поэзиии поэта в современном,ему обществе.В первом

напечатанномстихотворении."К другу стихотворцу"мы находим .

такиеразмышленияпоэта: Не так,любезный друг,писатели

богаты;Судьбой им нeданы ни мраморныпалаты, Ни чистым

золотомнабиты сундуки;Лачужка подземлей, высокичердаки -

Вотпышны их дворцы,великолепнызалы. . . Их жизнь- ряд

горестей,гремяща слава- сон. И все же,прекраснопонимая

незавиднуюсудьбу поэтав современномему обществе,лицеист

Пушкиндля себя избираетпуть литературноготворчества.Он

готоввступить нанего, как бы нибыла труднасудьба поэта,

какиебы лишения итревоги, борьбаи страданияего не ожидали.

"Мойжребий пал; ялиру избираю",- пишет Пушкин.Уже в этом

раннемстихотворенииясно слышатсяноты презренияпо отношению

"ксильным мирасего", не способнымни ценить, нитем более

пониматьпоэзию и самогопоэта. В 1815 годуПушкин пишет

стихотворение"К Лицинию".Вспоминаяримского сатирика

Ювенала,Пушкин такопределяетзадачи поэта:"Свой дух

воспламенюжестоким Ювеналом,в сатире праведнойпорок

изображу,и нравы сихвеков потомствуобнажу". Таквозникает в

творчествеПушкина образпоэта - борца,прямо противоположный

привычнымпредставлениямXVIII века о назначениипоэта. В

пониманииПушкина, поэтне одописательв честь вельможи

царей,он - "эхо русскогонарода". Об этомон и говоритв

стихотворении"К Плюсковой":"Я не рожденцарей забавить

стыдливойлирою моей. . .Любовь и тайнаясвобода внушали

сердцугимн простой,и неподкупныйголос мой былэхо русского

народа"."Свободнаягордость","скромная,благороднаялира",

стремлениеслужить своейпоэзией однойлишь свобода,отказ

воспеватьцарей, сознаниеглубокой связис народом - всеэто

оставалосьнеизменнымво взглядахПушкина в течениевсей его

творческойжизни. Во многихстихотворенияхПушкина мывидим

противопоставлениепоэта светскомуобществу, средикоторого он

живет.Он называетэто обществопрезрительнои гневно:

"толпа","чернь". Пушкинзащищает мысльо свободе поэтаот

"черни",т. е. от невежественныхгонителейпоэта, от светского

общества,от "гордыхневежд" и "знатныхглупцов". В1826-1831

годахПушкин создаетряд стихотворенийна тему поэтаи поэзии:

"Пророк","Поэту", "Поэт","Эхо", в которыхавтор развивает

своивзгляды назадачи поэта:поэт свободенв своем

творчестве,он идет своимипутями, определеннымиего высоким

призванием:творчествопоэта - "благородныйподвиг", поэт

независимот служениясветской толпе.Сквозь всетворчествона

этутему проходитидея о трагическойучасти поэтав жизни.

Когда-то эту же темуразвивал придворныйпоэт Жуковский.Он

былталантлив, нотем не менее,поэтов раньшедержали при

"дворе"в качествелакеев и шутов.Пушкин избежалучасти

своегокумира детства.Уже ранняяпоэзия Пушкинапо богатству

мыслей,по художественномууровню почтиничем не отличаласьот

произведенийпризнанныхтогда мастероврусской поэзии.Вбирая

всвою поэзиюдостижениясовременнойему литературы,Пушкин

ужев лицее стремитсяидти "своимпутем". Пушкинтребует от

поэзииистины и выражениячувств, он далекот классицизма

Жуковского,он не согласенсо своим учителемДержавиным,

которыйсчитал, чтопоэзия должна"парить" надмиром, Пушкин-

поэтдействительности.Он силен вовсех жанрахпоэзии: ода,

дружескоепослание, элегия,сатира, эпиграмма- везде Пушкин

смел,его поэтическийстиль нельзяспутать с другимипоэтами.

Вовремена Пушкинане только почтивсе лицеистыписали стихи,

нои высокообразованныйслой дворянствабыл достаточносилен в

литературе,поэзия былапочитаема всалонах; считалось,что,

неумениеписать стихи,такой же дурнойтон, как неумение

танцеватьили говоритьпо-французски.В творчествекаждого

поэтарано или поздноначинаетсяперелом, когдаон должен

осмыслить- для чего онпишет стихи?Перед Пушкинымтакого

выборане стояло, онзнал, что поэзиянужна всем,чтобы нести

свети свободу вэтот мир. Позднее,сто лет спустя,Маяковский

оченьточно оценилтруд поэта,заявив: "Поэзия- та же добыча

радия,в грамм - добыча,в год - труды,изводишь единогослова

радитысячи тоннсловеснойруды". Поэт-декабристРылеев писал

Пушкину:"На тебя устремленыглаза России;тебя любят,тебе


верят,тебе подражают.Будь поэт игражданин".Пушкин выполнил

этозавещание.


(11-2)"Не всегдаправдой душувылечишь. . . "(По пьесе М.

Горького"На дне". )


Вней (пьесе) нетпротивопоставлениятому, что говоритЛука.

Основнойвопрос, которыйя хотел поставить,это – что лучше:

истинаили сострадание?Что нужнее?Нужно ли доводить

состраданиедо того, чтобыпользоватьсяложью, как лука?Это

вопросне субъективный,а общефилософский…Из письма М.

Горькогов редакцию"Петербургскойгазеты", 1903 год.В

девяностыегоды XIХ века вРоссии разразилсяжестокий

экономическийкризис. Послекаждого неурожаямассы

разорившихсякрестьян бродилипо стране впоисках заработка.

Фабрикии заводы закрывались.Тысячи рабочихи крестьян

оказывалисьбез крова исредств ксуществованию.Под влиянием

тяжелейшегоэкономическогогнёта появлялосьогромное

количествобосяков, большинствоиз которых иопускаютсяна

"дно"жизни. Написаннаяв 1902 году пьеса"На дне" и

изображалажизнь этихлюдей. Сам Горькийписал о своейпьесе: