"Онаявилась итогомпочти двадцатилетнихнаблюденийнад ми-ром
бывшихлюдей". Крометого, жизньобездоленных,отверженных
обществомписатель зналнепонаслышке,потому что самкогда-то
жил,общался и зарабатывална хлеб вместес такими желюдьми.
Судьбараспорядиласьтак, что почтивсе герои пьесыпотеряли
всё,в ночлежкеКостылёва онине имеют илине имеют своихимён
(Квашня,Кривой Зоб,Актёр и т. д. ), илиже к ним обращаются
пренебрежительно(Васька, Настька),разговаривая,как с
животными."У нас нет имени!Даже собакиимеют клички,а мы
нет!"– с горькимчувством восклицаетАктёр. Поднимается
занавес– сразу поражаетудручающаяобстановканищенской
жизни:голод, грязь,болезни, пьянство,озлобление.Каждый из
обитателейночлежки замкнулсяна своём гореи ведёт о нём
бесконечныйрассказ. Поразным причинамони попалисюда; эти
людине имеют нисемьи, ни своегопостоянногоугла. Для многих
обитателейночлежки деньуходит на добываниекуска хлеба.Они
живут,не задумываясьни о чём. Да ио чём им думать?Каждый
живётодним днём,только длясебя. Здесьсобрались воры,
нищие,калеки – все,кто выброшениз жизни; различныепо
своейпрошлой судьбе,но одинаковоголодные, измученныеи
никомуне нужные: бывшийаристократБарон, спившийсяАктёр,
бывшийинтеллигентСатин, слесарь-ремёсленникКлещ и его
умирающаяжена, торговляпельменямиКвашня, падшаяженщина
Настя,вор ВаськаПепел. У нихнет ничего, всёотнято,
потеряно,стёрто и затоптанов грязь… Проблемачеловечности,
илипроблема истинногои ложного гуманизма,стала основной
темойпроизведения.В пьесе сострадательномугуманизму Луки
противопоставленподлинныйгуманизм Сатина.Эти два героя
стояткак бы на ступенькувыше всех остальных,той серой
массы,которая влачитсвоё жалкоесуществование,не видя
смыслажизни. И в средеэтих бесхарактерныхлюдей появляется
странникЛука. Он успокаиваетих. Действительно,чем можно
утешитьэтих выброшенныхиз жизни, опустившихсяна её "дно"
бедняг?В обитателейночлежки этотчеловек вселяеткрасивые
иллюзии?Анне обещаетпокой и отдыхна том свете,Актёру –
прекраснуюбесплатнуюлечебницу оталкоголизма,Ваське Пеплу
–вольнуюжизнь в Сибири.Но Лука лжёт…(Само имя егопо
созвучиюсвязано сословом "лукавый").Его нельзяобвинить в
отсутствиидоброты, мягкости,милосердияк несчастным:он идёт
к"униженными оскорблённым",бескорыстностараясь облегчить
ихстрадания. Ив данном случаеложь необходима;она для них
каклекарство. Но,несмотря нина что, неправдаесть неправда.
Спасительнаяложь всё равноникого не спасёт,вечно жить в
пленуиллюзий нельзя,а прозрениевсегда трагично.
Подтверждениетому – самоубийствоАктёра, понявшего,что ему
никогдане вылечитьсяот алкоголизма.Пепел попадаетв Сибирь
накаторгу заубийство Костылёва,загубленасудьба Наташи…Так
постепенноГорький развенчиваетфилософию Луки.Я согласен с
автором:жалость и состраданиебесспорнонеобходимыв суровом
миредействительности.Сочувствиепомогает человекупонять,
чтоон не один, чтоподдерживаютокружающие.Возможно, он
вновьприобретётуверенностьв себе и в своихсилах, и тогда
емубудет легчесправитьсяс проблемами.Но я считаю,что всё
хорошов меру. Как икаждого лекарства,жалости должнобыть
определённоеколичество.Главное – неперейти тонкуюгрань
междупользой и вредом.Пожилой странник,призывавшийк
смирениюи терпению, ещёбольше способствовалпроявлениюв
ночлежникахслабости инеспособностибороться. Этилюди и до
егоприхода бездействовалив силу привычки,не сопротивлялись
обстоятельствам.Лука же, по-моему,своим ложнымгуманизмом
ещёбольше навредил,"связав" имокончательноруки и ноги:"Ты
–надейся!Ты – верь!".Несомненно,главным оппонентомЛуки в
спорео правде являетсяСатин. Сам авторбольше симпатизирует
именнотеории правдивогогуманизма. Ведь"ничто так нерадует
глаз,как правдивость;ничто так небезобразнои непримиримо
сразумом, какложь". Правда,пусть дажесамая горькая,всегда
должнапобеждать. Ясчитаю, что недолжно бытьгуманной лжи,
ведьрано или поздноона принесётвред тому, ктоверит в это
заблуждение.Ложь – чистейшеепроявлениенеуваженияк
человеку.В этом я, безусловно,соглашусь сСатиным. Но,
несмотряна это, Константинне являетсяполностью
положительнымперсонажемв пьесе. Ведьпризывая кдействию,
свободе,он сам ничегоне предпринимает.Он просто
существует:играет в карты,напивается,спит… И таккаждый
день.Страшная участьобитателейночлежки становитсяособенно
очевидной,если задуматьсянад смысломжизни. Под тёмнымии
угрюмымисводами ночлежногодома, средидуховно искалеченных
бродягзвучат торжественныеслова о человеке,о его призвании,
оего силе и красоте:"Человек! – вотправда! Всё –в
человеке,всё для человека!Существуеттолько человек,всё ж
остальное– дело его руки мозга! Человек!Это великолепно!
Этозвучит гордо!".Как неестественнозвучит пламенныймонолог
Сатинав атмосферебесконечногобезделья инепробудного
пьянства!Философию Лукиотвергаетпротивопоставленныйему
Сатин."Ложь – религиярабов и хозяев.Правда богсвободного
человека!"– говорит он.Но, к сожалению,одной лишьтеории
бывшеготелеграфистанедостаточно.Сатин тоженичего не смог
изменитьи в своей жизни,ни в жизни другихобитателей"дна".
Ведьбольшая частьтого, чего мыдобиваемсяв жизни, зависит
отнас самих. Проблемаистинного иложного гуманизмане
решаетсяраз и навсегда.Время не стоитна месте, меняются
обстоятельстважизни, меняютсялюди. Каждоепоследующее
поколениерешает для себяэту проблемув соответствиис
нравственнымиидеалами времени.Поэтому пьесаГорького
актуальнаво все времена,и сейчас можноговорить о
современностиспора о гуманизме.Фактическогоответа на
вопросавтора: "Чтолучше: истинаили сострадание?"– в
произведениинет. Наверное,автор специальноумолчал обэтом.
Ведькаждый человекдолжен решитьдля себя, чтоему нужнее:
сладкаяложь или горькаяправда…
(12-4)СтихотворениеА.С.Пушкина"Безумных летугасшее
веселье..."(Восприятие,истолкование,оценка.)
"Весёлоеимя - Пушкин"стало центромпритяжениявсей русской
литературыи культуры. Емуподражают, нанего равняются,его
знаюти любят какникакого другогорусского поэта."Пушкин –
нашевсё". И этодействительнотак. Каждыйчитатель
воспринимаетПушкина по-своему;и поэтическиймир великого
классикаоткрываетсяновой граньюне только разнымлюдям, но и
одномуи тому же человекув разное времяи настроениеего
жизни.Поэтому Пушкинвсегда известный,но и всегдановый. В
30-егоды в творчествеПушкина всёбольшее местозанимают
прозаическиепроизведения:"Арап ПетраВеликого"(1828),
"ПовестиБелкина" (1830),"Дубровский"(1833) и т.д. Но и
поэзиюон не оставляет.В 1830 году написана"Элегия". Элегия
(греч."жалобнаяпесня") – этопечальноестихотворениео
грусти,разлуке, жизненныхутратах, неразделённойлюбви.
Элегиявошла в литературутогда, когдаписателейначали
интересоватьне только внешниеобстоятельства,но внутренний
мирчеловека, егодушевные переживания,причины егопоступков,
смыслжизни. Элегия– один из лирическихжанров, поэтому(как
ив лирике вообще)на первом местев ней стоит самавтор, его
мысли,его надежды,его воспоминания,его чувства.Но о чём бы
ниговорил писатель,он только напервый взглядговорит о себе
("каждыйпишет то, чтослышит; каждыйслышит, как ондышит"),
насамом деледелает он этотак, что каждыйчитатель вчужих
словахузнаёт самоёсебя, свои проблемы,желания, настроения;
значит,лирик выражаетобщечеловеческиепереживания.А они
актуальныво все временаи у всех народов.Поэтому Пушкин
вечен.Пушкин бесконечен.Пушкин всегдасовременен.В
лирическихпризнанияхПушкина любойлегко находитмысли и
чувства,радости и страдания,потери и надежды,созвучные
своимсобственным.Элегия чащевсего не имеетконкретного
сюжета,нельзя ответитьна вопрос: "Чемвсё это окончилось?";
ведьэто толькомгновениевнутреннейжизни человекав момент
каких-товажных для негопереживаний,осмысленияжизни,
подведенияитогов, выборажизненногопути, отношенияк миру и
себе.Поэтому пообъёму элегиябывает невелика,а это значит,
чтов ней особенноважно и значимокаждое слово,ритм,
интонация.Это именно тотслучай, когда"словам должнобыть
тесно,а мыслям – широко".Элегия Безумныхлет угасшеевеселье
Мнетяжело, каксмутное похмелье.Но как вино –печаль
минувшихдней В моейдуше чем старе,тем сильней.Мой путь
уныл.Сулит мне труди горе Грядущеговолнуемое мореНо не
хочу,о други, умирать;Я жить хочу,чтоб мыслитьи страдать,
Иведаю, мне будутнаслажденьяМеж горестей,забот и
треволненья:Порой опятьгармониейупьюсь, Надвымыслом
слезамиобольюсь, Иможет быть –на мой закатпечальный
Блеснётлюбовь улыбкоюпрощальной.1830 Элегия состоитиз двух
частей:в первой шестьстрок, во второй– восемь. Но нетолько
объёмомотличаютсяэти части. Перваячасть мрачнаи тяжела:
Мойпуть уныл. Сулитмне труд и гореГрядущеговолнуемое море.
Чувствуется,что слова первойчасти даютсяговорящемус
трудом,предложениякороткие иотрывистые.Перед каждымнужно
остановиться,сделать паузу,вздохнуть. Впервом предложении–
оксюморон(соединениепротивоположных,логически несочетаемых