Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 23 из 38)

понятий):Безумных летугасшее весельеМне тяжело, каксмутное

похмелье.Веселье – тяжело.И если прошедшиегода были

всё-такивеселы, то оставилио себе память"безумных лет".Они

ужепрошли, но итеперь от нихтяжело. "Веселье– похмелье"по

звучаниюпохожие слова(паронимы), вданном тексте

воспринимаютсяи как близкиепо смыслу. Несмотряна

угнетённостьнастроения,строчки звучатвыразительнои красиво

благодаряассонансу:часто повторяетсягласная "е"(в первом

предложенииона встречается12 раз, а всегогласных – 22, т.е.

"е"составляетболее 50 %). А вотзвуковой составпоследних

двухстрок первойчасти: "Мой путьуныл. Сулит мнетруд и горе

Грядущеговолнуемое море"подчёркиваетуныние часто

повторяющимсязвуком "у".Простота иобыденностьслов поражают

больше,чем любые гиперболыи метафоры.Тяжесть чувства

первогопредложенияповторяет имногократноусиливает

предложениевторое: "печальминувших днейв моей душе чем

старе,тем сильней".Даже необычноеслово "старе"

(окказиональноеслово) воспринимаетсясовершенноестественно,

каксреднее между"старше" и"старее". Синонимичноеповторение

усиливаетнапряжение,разочарованиеи тревогу: жизньужасна,

прошлое– безотрадно,настоящее –горько, будущее– печально,

уныло,трудно и беспросветно.Но появляется"но"! Этот союз

разделяетпервую и вторуючасти; он отделяетуныние от

надежды;бессилие ибезволие превращаетв желание жить,

наслаждаться,любить. Еслипервые шестьстрок вместилив себя

четырепредложения,то следующиевосемь - какединый порыв–

являютсяодним предложением.То есть, невзираяна обязательное

присутствиев жизни каждогочеловека "горестей,забот и

треволнений",он может и долженнайти в себесилы для

продолженияжизни, "Чтобмыслить и страдать"…Никто не может

отнятьу человеканадежду, чтождут его инаслаждения,и

гармониятворчества,и невыразимопрекраснаяпечаль вымысла,

надкоторым "слезамиобольюсь", и"может быть…(ещё)… блеснёт

любовьулыбкою прощальной"."Жалобная песня"первой части

превратиласьв жизнеутверждающийпризыв второй!Небывалый

случайдля элегии.Вторая частьэлегии – этоуже речь "не

мальчика,но мужа". Настроениетоски и жалобына жизнь

сменяетсярешительнымнастроем пройтивсё до конца."…тебя,

жизнь,принимаю иприветствуюзвоном щита"!Современная

психологияназвала бы этотпериод "кризисомсередины жизни",

когдапереосмысливаютсяжизненныеценности, меняютсявзгляды и

направления,и человек переходитв другую возрастнуюгруппу,

становитсявзрослым. Пушкинув это время 31год. Поэт в этом

стихотворениив два раза чащеиспользуетзвонкие согласные,

чемглухие; и всегоединожды встречаетсяслово, содержащеетри

согласныхподряд (страдать),поэтому всёпроизведение

воспринимаетсяочень гармонично.Рифмы элегииточные (горе–

море),разнородные(дней – сильней),встречаютсяглагольные

(упьюсь– обольюсь) ибанальные(веселье – похмелье).

Стихотворениенаписано пятистопнымямбом со смежнойрифмовкой.

Соблюдается"правило альтернанса"(чередования):мужские рифмы

(сударением напоследнемслоге) рифмуютсядруг с другом(вв),

аследующие заними две строкиобязательно– женские (с

ударениямина предпоследнемслоге) (АА). В"женских" строках

происходитнаращениестопы. Частовстречаютсястопы, в которых

обаслога безударные(пиррихии), чтоделает стихотворение

ритмическиразнообразными красивым.Пушкин славится

лаконизмом.Элегия подтверждаетэто. Всего внескольких

строчках– бездна мыслии чувства,воспоминанийи надежд. Но

нехочу, о други,умирать; Я житьхочу, чтоб мыслитьи

страдать…На его долювыпали великиестрадания, имногие

произведенияпоэта можноназвать пророческими.Но он мыслил,

следовательно– страдал. Ноон мыслил,следовательно–

боролся.Но он мыслил,следовательно– любил, жил ипобеждал.


(12-5)Искусствосоздания характера.(По одному из

произведенийрусской литературыXIX века)


Вкаждом из насживёт хорошееи плохое. У кого-тохорошего

больше,у кого-то большеплохого. Отчегоэто зависит?Может

быть,от воспитания,может, от судьбы,а может от самого

человека.Во всех этихвопросах трудноразобраться,сложно

понятьчеловека, егоповедение,жизненные устоии судьбу,

поэтомумне было совсемнелегко разобратьсяв самом, на мой

взгляд,таинственномгерое романаЛ.Н. Толстого"Война и Мир".

Впервыемы видим егопьяного, в белойрубашке, нарассвете, в

шумнойкомпании АнатоляКурагина: "Долоховбыл человек

среднегороста, курчавыйи со светлымиголубыми глазами...Он

неносил усов, каки все пехотныеофицеры, и ротего, самая

поразительнаячерта его лица,был весь виден...В середине

верхняягуба энергическиопускаласьна крепкуюнижнюю острым

клином,и в углах образовывалосьпостоянночто-то вродедвух

улыбок...и все вместе,а особенно всоединениис твердым,

наглым,умным взглядом,составляловпечатлениетакое, что

нельзябыло не заметитьэтого лица"!. Эти светлыеголубые

глаза,этот твердый,наглый и умныйвзгляд мы увидиммного

раз:на смотре вБраунау, и вбою под Шенграбеном;во время

дуэлис Пьером, и узеленого карточногостола, за которым

РостовпроиграетДолохову сороктри тысячи, иу ворот домана

СтаройКонюшенной,когда сорветсяпопытка Анатоляувезти

Наташу,и позже, в войну1812 года, когдаотряд Денисоваи

Долоховаспасет изфранцузскогоплена Пьера,но в бою за

пленныхпогибнет мальчик,Петя Ростов,— тогда жестокийрот

Долоховаскривится, ион отдаст приказание:всех захваченных

французоврасстрелять.С одной стороныДолохов храбри

отважен,а с другойбесчеловечени жесток. Какойже он на

самомделе? Он "былнебогатыйчеловек, безвсяких связей.И

несмотряна то, что Анатольпроживал десяткитысяч, Долохов

жилс ним и успелсебя поставитьтак, что и Анатольи все

знавшиеих уважалиДолохова больше,чем Анатоля".Ему не на

чтои не на когорассчитывать— только насебя. Развлекались

втроем:Долохов, Анатольи Пьер—"досталигде-то медведя,

посадилис собой в каретуи повезли кактрисам. Прибежала

полицияих унимать. Онипоймали квартальногои привязалиего

спинасо спиной кмедведю и пустилимедведя в Мойку;медведь

плавает,а квартальныйна нем..." Чемже все это кончилось?

Долоховбыл офицером— и потому егоразжаловалив солдаты.

Пьернигде не служил,его нельзя былоразжаловать,но

наказаньеего постиглолегкое, — видимо,из уваженияк

умирающемуотцу. Анатольбыл офицером— его не разжаловали.

Долоховзапомнил этои Анатолю, иПьеру. Еще одинурок он

получилна войне. ВстретивЖеркова, принадлежавшегораньше к

его"буйному обществу",он убедился,что Жерков "несчел

нужнымузнать его"в солдатскойшинели. ЭтогоДолохов тожене

забыл— и когда Жерков,после разговораКутузова с

разжалованным,радостноприветствовалДолохова, тототвечал

подчеркнутохолодно. Переднами вырисовываетсяхарактер

жестокий,эгоистичныйи мстительный,но в то же времяперед

намипредстаетодинокий человек.Первые же слова,которые мы

услышалиот Долохова,были жестоки.Пьяный Пьерпытался

повторитьего "подвиг":выпить бутылкурома, сидя наоткрытом

окне.Анатоль пыталсяудержать Пьера."— Пускай,

пускай,—сказалДолохов улыбаясь".Он бессердеченк людям, и

егоразвлекаетвозможнаясмерть другогочеловека (разве

толстый,неповоротливыйПьер способенвыпить бутылкурома сидя

наоткрытом окне?)Прошел год—оченьнелегкий годсолдатчины,

трудныхпоходов и неменее трудныхсмотров. Мывидели, как

Долоховотстаивал своедостоинствоперед смотромв Браунау и

какнастойчивонапоминалгенералу освоих заслугахв

Шенграбенскомбою. Долоховчудом не погибна льду австрийских

прудов,приехал в Москвуи поселилсяв доме Пьера.Как раньше

онне жалел Пьера,так не жалеети теперь: живяв его доме, он

завелроман с егоженой. Не влюбилсяв нее, не полюбил— это

быхоть в какой-тостепени егооправдывало.Нет, Элен также

безразличнаему, как другиесветские женщины,он просто

развлекаетсяи, может быть,мстит Пьеруза историю смедведем,

зато, что Пьербогат и знатен.Пьер знает:"Долохов не

остановитсяперед тем, чтобыопозоритьстарого приятеля.Для

негобыла бы особеннаяпрелесть в том,чтоб осрамитьмое имя и

посмеятьсянадо мной, именнопотому, чтоя... помог ему".Он

боитсяДолохова —могучий Пьер.Приучив себядодумыватьвсе до

концаи быть откровеннымс самим собойон честно признается

себе:"Ему ничегоне значит убитьчеловека... Ондолжен

думать,что и я боюсьего. И действительно,я боюсь его..."Но

вдуше его, преодолеваястрах, поднимаетсябешенство, икогда

Долохов"с серьезнымвыражением,но с улыбающимсяв угла ртом,

сбокалом обратилсяПьеру",— этобешенствовскипает, ищет

выхода.Что же делаетДолохов, видябешенствоПьера? Он просто

издеваетсянад несчастнымПьером. Долоховпредлагает

унизительныйтост: "За здоровьекрасивых женщин,Петруша, и их

любовников".Этого мало: онвыхватил изрук Пьера листокс

текстомкантаты — самопо себе этобыло бы вполневозможно при

ихприятельскихотношениях,но сейчас "что-тострашное и

безобразное,мутившее егово время обеда,поднялось и

овладело"Пьером. "Несмейте брать!—крикнул он".И Все вокруг

испуганы,но Долоховсмотрит "светлыми,веселыми, жестокими