Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 24 из 38)

глазами..."."Бледный, стрясущеюсягубой, Пьеррванул лист.

Вы...вы... негодяй!..я вас вызываю,—проговорилон и, двинув

стул,встал из-застола". И вот— дуэль в Сокольниках.

СекундантыНесвицкий иДенисов делают,как полагается,попытку

примирения."Нет, об чем жеговорить!—сказалПьер,—все

равно...Вы мне скажитетолько, каккуда ходитьи стрелять

куда?"Долохов знает,что Пьер неумеет стрелять.Но и он тоже

отвечаетсекунданту:"Никаких извинений,ничего решительно".

Обасекундантапонимают, чтопроисходитубийство. Поэтомуони

медлятминуты три,когда уже всеготово. Кажется,ничто не

можетспасти Пьера.Понимает лиэто Долохов?Чем виноватперед

нимПьер — за чтоон готов убитьэтого человека?"Становилось

страшно",— пишет Толстой.И вот Денисоввыходит к барьеруи

сердитокричит: "Раз!Два! Три!" Уженельзя остановить

то,что происходит,и Денисовуостается |толькосердиться.

Пьер,нелепо вытянуввперед правуюруку, "видимобоясь, как бы

изэтого пистолетане убить самогосебя", стреляетпервым — и

ранитДолохова.Познакомившисьс семьёй Пьера,Долохов

разрушилэту семью. Войдяв дом НиколаяРостова, онпопытался

отнятьу своего друганевесту. Соняотказала ему— Долохов не

таков,чтобы не отмстить.Он не вызываетНиколая надуэль, но

обыгрываетего в карты —сознательно,холодно и обдуманно:

приглашаетсвою жертвузапиской вгостиницу,несколько раз

спрашивает:"Или боишьсясо мной играть?",предупреждает:"В

Москвераспущен слух,будто я шулер,поэтому советуювам быть

сомной осторожнее",— и, выигравогромную сумму,"ясно

улыбаясьи глядя в глазаНиколаю", замечает:"Ты знаешь

поговорку:"Счастлив влюбви, несчастливв картах". Кузина

твоявлюблена втебя. Я знаю".Он не позволитбезнаказанно

оскорбитьсебя, но развеНиколай хотелего оскорбить?

Наоборот—преклонялсяперед ним, обожалего — так оннаказан за

своеобожание. Можетбыть, черезнесколькомесяцев, помогая

Анатолюувезти Наташу,Долохов вспомнито том, как Соняне

ответилана его чувства,предпочлаНиколая. Можетбыть, так он

насвой лад отомститРостовым. Онстрашный человек,Федор

Долохов.В двадцать пятьлет он хорошознает людей,среди

которыхживет, и понимает:ни честность,ни ум, ни талантне

ценятсяэтими людьми.Он привык неверить честности,уму и

таланту.Он циничен иможет обманутьлюбого, дажевчерашнего

лучшегодруга, потомучто знает: этопростят. Непростят

слабости.А бесчеловечностьвызовет уважениеи страх. Но...

триждымы увидим Долоховане похожим насебя самого.Подъезжая

кдому последуэли с Пьером,он поразитРостова — и настоже:

"Яничего, но яубил ее, убил...Она не перенесетэтого. Она

неперенесет... —Кто? — спросилРостов. — Матьмоя. Моя мать,

мойангел, мой обожаемыйангел, мать, —и Долохов заплакал,

сжимаяруку Ростова".Никто не знаетдругого Долохова,того,

какимего знает мать:"Он слишкомблагородени чист душою...

длянашего нынешнего,развращенногосвета... Ну, скажите,

граф,справедливоэто, честно этосо стороныБезухова?.. Есть

личувства, честьу этих людей!Зная, что онединственныйсын,

вызватьна дуэль и стрелятьтак прямо!.. Какаянизость, какая

гадость!Я знаю, вы Федюпоняли, моймилый граф...Его редкие

понимают.Это такая высокая,небесная душа..."Мать помнит:"В

Петербургеэти шалостис квартальным,там что-то шутили,ведь

онивместе делали?Что ж, Безуховуничего, а Федявсе на своих

плечахперенес!" Онаправа—так онои было. Она права,когда

говорит:"Таких, как он,храбрецов исынов отечества

немного..."Она, как и всякаямать, отличновидит все хорошее

всвоем сыне ине видит, нехочет и не можетвидеть его

холоднойжестокости.Может быть,потому Долохови называет

матьангелом, и преданнолюбит ее, чтоона одна хочетвидеть в

нем"высокую, небеснуюдушу"? Но гдеже он настоящий— с

матерьюили со всемиостальными?Еще раз в егонаглых светлых

глазахмелькнет человеческое— на детскомбале у Иогеля,когда

этиглаза будутс нежностьюследить затанцующейСоней. Он сам

расскажетНиколаю Ростову,что мало коголюбит, не верит

людям,презираетженщин и дорожитжизнью толькопотому, что

ещенадеется "встретитьтакое небесноесущество, котороебы

возродило,очистило ивозвысило"его. Но нет емусчастья: Соня

любитдругого. РешивотомститьНиколаю, Долоховзадумал

выигратьу него сороктри тысячи."Число это былоим выбрано

потому,что сорок трисоставлялосумму сложенныхего годов с

годамиСони". Нам трудносебе представить,что этот жестокий,

холодныйчеловек способенна такую чувствительность—

складыватьсвои годы иСонины. Но онспособен. И какни

неприятеннам Долоховв сцене своеговыигрыша, мывсе-таки с

недоумениемжалеем его. Ив третий разДолохов удивитнас

передБородинскойбитвой, когда,встретясь сПьером, он

неожиданнодля нас с серьезнымдостоинствомпопросит у него

прощенья.Только триждымы увидим Долоховане похожим насебя

самого.Но этого довольно,чтобы понять:этот одинокий,злой

человекмог бы бытьдругим. У негоесть идеал:прекрасные,

преданныеженщины—такие,как мать, Соня;сильные, бестрепетные

мужчины,забывающиеперед лицомобщей опасностисвою мелкую

вражду— как сам онперед Бородинскойбитвой. Он хочет,чтобы

жизньбыла прекрасна,но она не соответствуетего идеалу, она

жестокаи несправедлива.И потому Долоховтоже жестоки

несправедлив.Можем ли мыоправдать его?Бесспорно, нет.Он

ищетсебя, этот сильный,и страстный,и деятельныйчеловек —

новедь Пьер икнязь Андрейтоже ищут себяи находят свойпуть

нев злости, и цинизме,а, наоборот, вслужении добруи

справедливости.Жестокостьне может бытьоправдана ничем— и

тередкие минуты,когда в Долоховепросыпаетсячеловеческое,

толькоусиливаютосуждение, скоторым мысмотрим на его

обычноехолодноесамоутверждение.Есть ли надежда,что он

изменится?Нельзя ответитьна этот вопросопределенно.Но так

хочетсянадеяться...


Уездныйгород и егообитатели.

Комедия“Ревизор”является злободневнойуже более 150 лет. Россия царская,Россия советская,Россия демократическая.. Но не меняютсялюди, сохраняютсяпрежние порядки,отношения междуначальствоми подчиненными,городом и деревней,поэтому когдамы читаем “Ревизора”сегодня, тоузнаем современныйпровинциальныйгород и егообитателей. Гоголь написалкомедию, в которойвысмеял невежество провинциалов,например, судьяЛяпкин-Тяпкинпрочитал пятьили шесть книги поэтомувольнодумен,своим словампридает большойвес, его речь,как и многихдругих чиновников,несвязна иобрывиста.ПопечительбогоугодныхзаведенийЗемляника лечитподопечных,ничего не понимаяв медицине, алекарь Гибнерни словане знаетпо-русски, тоесть вряд лиспособен кврачеванию.Местный учительстроит такиегримасы, чтоокружающиепросто в ужасе,а его коллегаобъясняет стаким жаром,что ломаетстулья. Врядли после подобноговоспитанияученики получаютдолжные знания.Когда воспитанникивырастают, онипереходят нагос. службу. Издесь – всеодно и то же:пьянство,взяточничество,злоупотреблениесвоим положением,чинопочитание.Достаточновспомнить лишьнекоторыхгероев комедиии их привычки:заседателя,который вечнопьян; Ляпкина-Тяпкина,уверенногов том,что, если онберет взяткиборзыми щенками,то это не преступление;присвоенныечиновникамиденьги настроительствоцеркви, котораяякобы сгорела;жалобы купцовна то, что городничиймог взять у нихлюбую тканьили другойтовар; фразуДобчинскогоо том, что “когдавельможа говорит,чувствуешьстрах”. Женыэтих обитателейпровинциивоспитаны нажурналах,выписываемыхиз столицы, иместных сплетнях.Неудивительно,что приездчиновника изПетербургавызвал у низтакой ажиотаж– провинциальныеженихи былина перечет,а молодой галантныйчеловек успевалухаживать иза женой и задочерью городничего.Впрочем, Хлестаковвоплощал в себеидеал жизнине только вглазах дам, нои всех остальныхобитателейуездного города.Его фантастическимроссказнямповерили, потомучто их содержаниесоответствоваломечтам каждогопровинциала:первый дом вПетербурге,тысячи курьеров,друзья – иностранныепослы и им подобные,суп прямо изпарижа… Неудивительно,что городничийне сражу поверилв то, что Хлестаковобещал женитьсяна Марье Антоновне.Когда же обэтом узналии другие обитателиуездного города,то ярко проявиласьих зависть кбывшим друзьям.И как они злорадствовали,когда узнали,что ревизорбыл не настоящий!Таким образом,описывает всепороки обитателейуездного города,которых былосотни по России.Это лицемерие,двуличность,пошлость, зависть,взяточничество,невежество.И все-таки хочетсяверить, чтопрочтение,постановкаРевизора сегодняпоможет изменитьнравственныйоблик России,а ее обитателям– осознатьсобственныепороки.


(13-2)"Я хочу бытьпонят моейстраной..." (Полирике

В.Маяковского.)


Поэзия– та же добычарадия, В граммдобыча, в годтруды.

Изводишьединого словаради Тысячитонн словеснойруды. В.

Маяковский.XX век – это векколоссальныхобщественных

противоречийи потрясений. Каждая эпохануждается в

собственномпоэте, которыйсделал бы "больвремён своей

собственнойболью". Всемсвоим творчеством"агитатора,

горлана,главаря" В. В.Маяковскийутверждал новыйтип поэта –

"народногослуги и водителянарода", которыйвыражает

интересы,требования,волю миллионовтрудящихсяи указываетим

путьв будущее. Вюности Маяковскийбыл связан сфутуристами,

ноон пошёл дальшесвоих собратьевпо перу: послереволюции