егоимя стало символомбуревестникареволюции. Поэтвошёл в
нашекультуру убеждённымреволюционером,первым, ктоповерил в
светлоебудущее страны.Вопрос о местеи роли искусствав
общественнойжизни издавнаволновал поэта.Ещё в первых
послеоктябрьскихпроизведениях("Приказ №2 армииискусства",
"Приказпо армии искусства"и другие) онстремитьсяосмыслить
задачипоэзии. В 1922 годупоэт так определилсвоё поэтическое
кредо:Чтоб поэт пережилвеков строки,Чтоб поэтчеловечеством
полководитьмог… Задумываясьо кажущейсябесполезностипоэта
средиповседневныхзабот людей,Маяковскийприходит квыводу,
чтопоэт – это звезда,которая зажигаетсяи её свет служит
нравственнымориентиромлюдей: Послушайте!Ведь если звёзды
зажигают– значит – этокому-нибудьнужно? ПодобноН. А.
Некрасову,поэт у Маяковскогопрежде всегогражданин-патриот,
глубокострадающийза свой народ.Но в то же времяон
находитсяв очень сложныхотношенияхс толпой? В нейесть и
те,из кого вырастутбудущие обыватели,и те, из коговырастет
будущийнарод. Первуючасть толпыВладимир Владимирович
презирает,например, встихотворениях"Нате!", "Вам!",
"Ничегоне понимают…".И именно дляоставшихсяон становится
"языкомгорода, больюгорода, голосомгорода". Говоряо теме
поэтаи поэзии в творчествеМаяковского,нельзя не обратиться
ктеме революции,ведь именноеё воспеваетв своих
произведенияхВладимирВладимирович.В автобиографии"Я сам"
онпишет, что вопроспринимать илине приниматьреволюцию для
негоне стоял, таккак революция– это воплощениемечты об
обновлениимира и общества:Сегодня рушитсябессмысленное
прежде,Сегодня рушитсямиров основа…Новому мирунужно новое
искусство,и ВладимирМаяковскийэто хорошопонимает, поэтому
иобращаетсяко всем художникамслова с призывомнаправить
своёмастерствона воспитаниелюдей: Товарищ,дайте новое
искусство,Такое, чтобывыволочь республикуиз грязи…
Маяковский,осознавая себяпоэтом новойреволюционной
действительности,ставит передсобой болеесложные задачи,
чемте, с которымиимели дело еговеликие предшественники.
Этадействительностьтребовала нетолько опорына традиции,но
ипоиска новыхпутей, новыхформ в поэтическомтворчестве.В
1926году В. Маяковскийсоздаёт большойцикл стихотворений,
посвящённыхвопросам искусства:"Сергей Есенин","Марксизм –
оружие,огнестрельныйметод…", "Разговорс фининспекторомо
поэзии","Моя речь напоказательномпроцессе" идругие. В этом
жегоду была написанастатья "Какделать стихи"–
теоретическаяоснова всеготворчествапоэта: "Поэзия
начинаетсятам, где естьтенденция...".Стихотворение
"Разговорс фининспекторомо поэзии" представляетсобой
шутливый,но страстныймонолог, гдеМаяковскийубедительно
отстаиваетсвою точкузрения. Он показываетпоэта тружеником,
длякоторого поэзия– это нелёгкий,кропотливый,требующий
высочайшегомастерстваи квалификациитруд. Владимир
Владимировичубеждён, чтограндиозностьмомента истории,в
которомему сужденобыло жить, нужноувековечить:Слова поэта
–вашевоскресение,ваше бессмертие,гражданинканцелярист.
Чтодаёт стихусилу, способнуюпобедить время?По Маяковскому
–широтаохвата жизненныхявлений, масштабностьпоэтического
мышления,способностьзапечатлетьв живых образахрадость и
скорбьне только одногочеловека, нои всего человечества.
ВладимирМаяковскийсчитает, чтопоэт, как и народ,не только
труженик,но и воин. Статьтаковым от негопотребовалавсё та
жереволюционнаяэпоха: "Бряцаньембоёв она врываласьв
стих…".И поэтому, намой взгляд, неправы те, ктоговорит об
излишнейжестокостиМаяковского.Я считаю, чтоеё не может не
бытьв такое сложноеи бурное дляРоссии время…Говоря о
поэзии,автор частосравниваетеё с различнымвидом оружия.
Вспомним,к примеру, сравнениепера со штыком,рифмы – с
бочкойдинамита. Поэт,"революциеймобилизованный",– "солдат
ВеликогоОктября", "боецвеликой освободительнойармии".
Несомненно,все эти образыспаяны идеейкоммунистической
партийности,как звеньяодной цепи.ПроизведенияМаяковского
прошлипроверку временем.Они проникнутыглубоким
патриотизмоми идеями борьбыза счастьелюдей. Советская
Родинаособенно дорогапоэту, потомучто он видитв ней "весну
человечества"и гордится ею:Отечествославлю, котороеесть,
Нотрижды – котороебудет! Каждыйпоэт рано илипоздно даёт
оценкусвоему творчеству,и Маяковскийверил, что егопоэзия
будетнужна народу,что её поймути оценят. Ксожалению,
многиелюди той эпохине понималипоэта, можетбыть, потому,
чтоМаяковскийнёс в искусствосвоё миропонимание,непохожее и
выделявшеесясреди мировоззренийдругих людей.Возможно,
минутнаяслабость, возможно,травля поэта,но скорее всего
трагизмположенияпривёл авторазамечательныхярких стиховк
самоубийству.На вопрос: "Чтотакое поэт впонимании В.В.
Маяковского?"– мне хотелосьбы ответитьего же словами:"Поэт
тот,кто в нашейобострённойклассовойборьбе отдаётсвоё перо
варсенал вооруженияпролетариата".Но, наверное,ближе и
понятнеелюбому из насдругие замечательныстроки В.
Маяковскогоиз известноговсем стихотворения:Светить всегда,
светитьвезде до днейпоследнихдонца, светить– и никаких
гвоздей!Вот лозунг мой– и солнца!
(13-8)Тема свободыи ее отражениев одном изпроизведений
русскойлитературы
ПроизведениеВладимираНабокова "Облако,озеро, башня"-одно
изтех, которыенаиболее глубокораскрываюттему
свободы.Владимир Набоков-писатель мировогомасштаба, обэтом
можнолегко судитьпо данномурассказу, которое,несомненно,
неоставит равнодушнымни одногочитателя-каждогоавтор
наводитна размышленияо собственнойжизни… ВладимирНабоков-
эточеловек эпохиполной закрепощенностилюдей : они были
лишеныи свободы слова,и свободы самойжизненнойориентации,
-нельзябыло вести своюличную, обособленнуюот пресловутого
"коллектива"жизнь- но, крометого, не былосвободы
духовной.Это ,конечно,не могло ненайти отраженияв одном из
самыхлучших произведенийписателя "Облако,озеро, башня".
Геройрассказа, русскийэмигрант ВасилийИванович, испыталвсе
этона себе. С самогоначала произведениямы видим отчасти
проявлениеего жизненнойнесвободы:выиграв увеселительную
поездку,он решает продатьее, но разросшийсябюрократический
аппаратв Берлине непозволяет емуэтого . И тогдаон решается
нато, что впоследствиисделает егоеще более несчастным,чем
раньше,- ехать. Человек-существо,подсознательностремящееся
обрестисчастье, котороебы осветилоярким лучомвсю его
жизнь.Василий Ивановичперед поездкойвдруг чувствует,что
онаему принесетто "чудное,дрожащее счастье", которое ранее
ещене было емузнакомо. Нотеперь, он былпочти уверенв
этом,жизнь его неожиданноозарится…Каково же было
разочарованиегероя, когдаон понял, чтов этой поездкеего
ужене оставят впокое…Членытур группы,возглавляемые
"вожаком",словно чувствуя,что новоприбывшийвсе стремится
отдалитьсяот них, как-тоуединиться,постояннопытаются
втянутьего в свою "массу",упорно и настоятельноприобщить к
своейдеятельности,прибегая зачастуюк фактическиаморальным
методам.Так, когда ВасилийИванович толькораскрыл томик
стихотворенийТютчева, еготут же "попросилиотложить книжкуи
присоединитьсяко всей группе".А увидев у негоогурец, в то
время,как у всех едав дорогу былаодинакова(чтоявляется
символичнойдеталью),егос грубым хохотомвыкинули. Особенно
ярко,отчетливопоказываетсяавтором невыносимаяморальная
нагрузкана героя в эпизодехорового пения,когда смущенного,
совершенноне умеющегопеть ВасилияИвановичазаставили
исполнятьсоло ;а такжев самой песне,которую надобыло петь:
ведьслова ,по сути,совершеннобессмысленные,навязанные,
грубые:По холмам страныродимой Вместес добрыми людьми,Без
тревогинелюдимой, Безсомнений, чертвозьми. В этихстроках
явнаясатира авторанад той толпой,которая считаетсебя
"добрымилюдьми" .Каждыйдолжен идтис ними, беспрекословно
подчиняясьобщей воле, неговоря уже отом, чтобы посметь
сказатьчто-то против.Все это, включаябезобразные,гнусные
игры,в которые группачуть ли не насильнозаставлялаиграть
ВасилияИвановича, атакже долгие,мучительныепешие прогулки,
которыетакже навязывалисьею, все сильнееи сильнее давилина
него,сковывали еголичную свободу,неумолимоугнетали Василия
Ивановича.Но вдруг, наконецему открываетсято самое счастье
,окотором, можносказать, онмечтал всю своюжизнь. Как человек
необычайнотонкой души,чуткого восприятияжизни, красоты
природы,он замечаетсловно райскийуголок, прелестный
,"невыразимойи неповторимойсогласованностиего трех главных
частей":озера, отражающегосяв нем облакаи стариннойчерной
башни,как будто соединяющейих… Неожиданноот свалившегосяна
негосчастья тотмаленький инерешительныйчеловек, которого
мывидели в началерассказа, колоссальнопреображается: в нем
появиласькакая-то неведомаяжизненная сила,
решительность,твердая уверенностьв том, что оностанется жить
вэтом "райскомсаду" навсегда…Но, объявив освоем решении
группе,он оказываетсяунизительно,зверски раздавленкак
личностьЕго порыв ксвободе, к счастью,неземномублаженствуи