Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 26 из 38)

даже,возможно, обретениюистинного "я",оборачиваетсядля

негоужасной трагедией.И то физическое"наказание",котороеему

пришлосьперенести- лишьсамая малаяее часть. Накарту было

поставленоего жизненноесчастье, а этозначит

умиротворенность,гармония смиром и с самимсобой, душевный

покой.И всего этогоон в минутулишился из-закучки людей,

призванныхдоставить егоназад "живымили мертвым"– а это уж

емувыбирать. Аведь ВасилийИванович сделаллишь попытался

отказатьсяот "массовости",попыталсяизбрать свой

индивидуальныйжизненный путь- и тут же встретилнепонимание,

возмущение,агрессию.Возвратившисьс поездки, Василий

Ивановичпришел к своемуначальнику(рассказчику)понурым,

тусклым,ужасно несчастным– вот такоесчастье принеслаему

этапоездка…Обществозадавило егодо такой степени,что

человекневероятносильно изменилсякак внешне, таки

внутренне.Начальникуон сказал ужасные,отчаянныеслова:

сказал,что устал бытьчеловеком.Конечно, группа,

сопровождавшаягероя, - это лишьсимвол общества,власти и,

возможно,самого политическогорежима. Но суть– не в этом: в

любомобществе прилюбом режимеесть люди,подавляющиеличную

свободучеловека, егоправо на выбориндивидуального

жизненногопути. ВладимирНабоков в своемрассказе коснулся

проблемы,к сожалению,актуальнойи по сей день– проблему

свободыи несвободы,а значит - счастьяили неудовлетворенности

своейжизнью, подверженнойтягостномувоздействию.Тема

свободызвучит в оченьмногих произведенияхрусской литературы:

это и пьесаА.Н. Островского"Гроза", и романМ.А. Булгакова

"Мастери Маргарита",не говоря ужео большом множестве

поэтическихпроизведений,посвященныхразмышлениямо свободе.

Вкаждом из нихзатрагиваютсяразличныестороны этоговопроса,

писателиищут разныеподходы крассмотрениюэтой темы . Но

сколькобы ни было написаноили рассказаноо ней, она всегда

остаетсяоткрытой.


Билет13

Темасвободы– одна из важнейшихтем в лирикеПушкина. Свободадля Пушкина– высшая жизненнаяценность, безнее он уже вюности не могбы представитьсвоего существования.Свобода – основадружбы. Свобода– условие творчества.Жизнь без свободыокрашиваласьв мрачные изловещие тона.Даже судьба,которая у поэтавсегда связываласьс представлениемо несвободе,ибо человек,по Пушкину,зависит от еевсевластия,становилась“святым провиденьем”,когда сквозьее тучи брезжиллуч свободы(“И.И. Пущину”).Представленияо свободе всегдабыли основойпушкинскогомировоззрения.

Именносвобода сталаглавным критериемоценки жизни,отношений междулюдьми, обществаи истории.

Петербургскийпериод. Свобода– абсолютная,общечеловеческаяценность, онавне времении пространства,это высшееблаго и спутницаВечности. В нейПушкин нашелмасштаб дляоценки обществаи перспективупреодоленияего несовершенств.

Аллегориисвободы противопоставленыаллегорическимобразам «Тирановмира», «Неправеднойвласти», «увенчанногозлодея»... “Вольность”– весь мир, ане только Россиялишен свободы,а поэтому нигденет радости,счастья, красотыи блага. Но этотакже взглядпросвещенныхдворян.

ПрославляяЗакон как прочнуюоснову Свободы,поэт с негодованиемпишет о тиранах.В ни хон видитисточник несвободы......с апелляциейк разуму монарха...Поэт – противникнасилия, свободане может бытьдостигнутав результатереволюции (актвозмездиятиранам). В “Деревне” свобода неабстрактнаяидея всеобщегоблага, а конкретно– свобода русскогокрестьянства.

В поэме“К Чаадаеву”на первый планвыходит внутренняясвобода, безкоторой немыслится свободаобщественная.Свобода связанас жизнью сердца,с представлениямио чести и долге.

Романтическаялирика 1820-1824. Темасвободы –центральная.Кинжал – «тайныйстраж свободы»(“Кинжал”),“Наполеон”,“К морю” –пронизываетмотив свободы.“К Дельвигу”– «одна свободамой кумир».Свобода дляПушкина в годыизгнанничества– один из политическихсимволов, готовилсяк дороге «вдыму, в крови,сквозь тучистрел», ведущейк торжествусвободы.

В 1823 –разочарование,пессимистическиенастроенияиз-за: 1) поражениеевропейскихреволюций; 2)взаговорщиках,которые нерешалисьпосвятить...3)сомнения ввозможностискорой революции.“Свободы сеятельпустынный...”– кризис верыв возможностьскорого достиженияобщественнойсвободы (людиоказались неготовы к восприятию“живительногосемени” свободы.)

Ведущимстал мотивличной свободы.“Узник” – наволе есть все,что ассоциируетсяс личной свободой– тучи, гора,“морские края”,ветер. Узник– это поэт-изгнанник,уставший отневоли, но несломленный,не сдавшийся.“К морю” – море,как и океан,стихия, буря,гроза, шторм,всегда ассоциировалисьсо свободой.Пушкин уподобляетморе живомусуществу, одержимомумятежнымипорывами духа.Море – еще исимвол человеческойжизни, которуюможет «вынести»куда угодно,к любой «земле».Но теперь егопониманиесвободы сталодругим – т.к.свобода – благо,неугодноетиранам, онжаждет свободыстихийной, ееидеал всегдаживет в сердцечеловека. “Вглубине...” –послание написаноязыком политическихаллегорий,близких и понятныхдекабристам.

Конец20-х – 30-е. Свобода– личная независимость,«достоинстваличного». Любоенарушение правличности, какимиобстоятельствамионо бы ни быловызвано, расценивалосьпоэтом какподавлениеличности человека,стремлениеунизить его,низвести доположения раба.

Свободадля Пушкина– это свободаиметь собственноемнение об обществе,об историческомпрошлом своегонарода, возможностькритическиоценивать«громкие права,от коих не однакружится голова».К личной неприкосновенностиотносятся исемья, дом творческийпуть.

Итог.“Я памятник...”.Отмежевавшисьот всего, чтоспособно толькоунизить человека,Пушкин пришелк новому пониманиюсвободнойжизни. В нейспутникамичеловека, ничемне ограниченногов своих передвиженияхпо земле, будутприрода, красотакоторой созданатворческимгением Бога,и произведениямиискусства,созданныехудожниками– людьми, вдохновленнымиБогом.


(14-4)СтихотворениеМ Ю Лермонтова"Листок". (Восприятие,

истолкование,оценка)


Вмировой литературеесть образы,которые живутв

произведенияхавторов различныхэпох: Дон Жуан,Фауст. В

мировойпоэзии есть"вечные символы"- заря, свеча,муза.

Такимсимволом являетсяи одинокий,носящийся поветру листок.

СтихотворениеЛермонтованаписано помотивам произведения

французскогопоэта АнтуанаАрно, которыйбыл изгнан за

приверженностьБонапарту послеего свержения.В апреле 1841

года,Лермонтоввозвращаетсяиз Петербургана Кавказ. Для

Лермонтоваэто также времяпоэтическогорасцвета ипоследние

месяцыжизни. "Листок"идейно связанс другимипроизведениями

тогопериода: "Выхожуодин я на дорогу...","Утёс", "Прощай,

немытаяРоссия...", "Насевере диком...".Тема стихотворения-

поискистрадающейи одинокойдушой спокойствияи тепла в

реальноммире. Создательобраза "лишнегочеловека" очень

одинок."...Я не создандля людей: яслишком горд,они для

меня— слишком подлы"."Листок" - этоаллегорическое

повествование,включающеев себя историюскитаний героя,

описаниядействующихлиц, местности.Листок – напервом плане,

икаждая строфа– это новыйвиток повествования.Главный герой

"оторвалсяот ветки родимой","в степь укатился,жестокою

бурейгонимый", "засохи увял". В этомаллегорическомобразе


мывидим характерныедля героевЛермонтовачерты:: ум, опыти

мудрость,критическоесознание истрастноечувство личности,

жизнелюбие,воплощающеесяв мечтах осовершенствеи свободе...

Иодновременнос этим — тоска,порождённаямрачной эпохой,

гнетущеесознание одиночестваи невостребованности".Он "вырос

вотчизне суровой",которая сильнаи могуча, ведьнедаром

Лермонтовуточняет: листокоторвался отдуба. Авториспользует

приемпротивопоставления.Пропасть лежитмежду чинарой,её

"свежимисынами" и "беднымлисточкомдубовым". Это

противопоставлениеявляется основнымкомпонентомсюжета, фоном

дляраскрытия идеии пониманияаллегорийстихотворения.

Довольствочинары, все еепреимуществаподчёркиваюттрагизм

положениялистка, егообречённостьна бесконечноеодиночество

истрадания,потому что вмире, где ревностнооберегают

собственныйпокой и безмятежность,нет места состраданиюи

пониманию.Забота о своёмблагополучиилишает человекадуши.

Системаобразов стихотворениявключает, содной стороны,

"родимуюветку", от которойоторвалсялисток, бурю,которая

гналаего; с другойстороны – "Черноеморе", омывающеекорни,

"райскиептицы", поющиепесни, ветер,"ласкающийзеленые

ветви".Автобиографическиймотив изгнанничества,переданныйв

излюбленнойЛермонтовымаллегорическойформе, превращается

здесьв бегство от"отчизны суровой".Здесь вековечныйпокой,

вкотором пребываетВосток, ужевыступает каквожделенноедля

странникасостояниебеспечногоблаженства,гармоничного

слиянияс природой. Вболее раннихсвоих стихотворениях

Лермонтовскорее пренебрежительноотзывался обэтом

"бесчувственном"покое; но теперьего герой готови в этом,

совершенночуждом ему миреискать убежищаот своей тоскии

одиночества:И странникприжался укорня чинарывысокой;

Приютана время онпросит с тоскоюглубокой, …Прими же

пришельцамеж листьевсвоих изумрудных,Немало я знаю