Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 27 из 38)

рассказовмудреных ичудных". Одиночестволермонтовского

героя,в первую очередь,связано соторванностьюего от своих

корней,в прямом и переносномсмысле. Однаконовый мир, также

непринимает ксебе изгнанника:На что мне тебя?- отвечает

младаячинара, - Ты пылени желт, и сынаммоим свежимне пара.

Тымного видал- да к чему мнетвои небылицы?Мой слух утомили

давноуж и райскиептицы. В стихотворенииочень много

эпитетов:Сухой, пыльный,жёлтый, бесцельныйлисток, засохший

иувядший "отхолода, знояи горя", "безтени", "без снаи

покоя",и чинара: зелёныеветви, изумрудныелистья, пение

райскихптиц, простори холодноеморе, солнце...Стихотворение

написанопятистопнымамфибрахием.Важным художественным

средствомявляется звукопись.Так, в качествезвукового

повтораЛермонтовставит слова"черный" - "чинара". "У

Чёрногоморя чинарастоит молодая".Схемы — листок–полёти

чинара–спокойствие— реализуютсяи в синтаксической

организациистихотворения.Три первыестрофы — этотри

бессоюзныхпредложения,части которыхраспространеныи

осложнены.Две последниестрофы, посвящённыечинаре, содержат

пятьпредложений,которые она,уверенная всебе, не просто

произносит,а "рубит". Ввопросительнойи восклицательной

интонацияхслышатся гневи возмущение.В финале остается

чувствообреченностигероя, которомуне найти покоявдали от

Родины.Оторвавшисьот родных корней,душа обреченана

мучительныебесконечныескитания, таккак никто еена чужбине

неждет. И не срастись"дубовомулистку" с чинарой,как бы ни

былахороша и спокойнаее жизнь. Несмотряна то, что "отчизна

сурова",место героя– на "родимойветке".


(14-7)Особенностинародногохарактера впрозе В.Шукшина.(На

примереодного из рассказов.)


ВасилийШукшин - мойлюбимый писатель- любил сравниватьжизнь

спесней. О человекеговорил: «Прожил,как песню пропел,и

уточнял:пропел превосходноили - наоборот:пропел скверно".О

самомже писателеможно сказать:он не допелсвою песню до

конца,оборваласьона тогда, когдазахватиламиллионы

читателей.Это была необычнаяпесня с множествомпереливов, с

внутренненараставшимдраматизмом.Как писатель,он испробовал

всежанры: создалдва романа("Любовины"и "Я пришел датьВам

волю"),повести ("Там,вдали", «Калинакрасная", «Дотретьих

петухов"),пьесу ("Энергичныелюди") и многорассказов,

составившихсборник "Сельскиежители", "Там,

вдали",«Земляки",«Характеры"и "Беседы приясной луне".Именно

вжанре рассказаотчетливеевсего проявилосьписательское

дарованиеШукшина. Главныегерои этогозамечательногописателя

-деревенскиелюди:

трактористы,лесорубы, шоферы,счетоводы,бригадиры,председатели

колхозови рядовые колхозники,- словом, сеятелии хранители

земли.Можно сказать,что автораинтересуетне столько

общественноеположениегероев, скольковыявление их

нравственнойсущности. Художникавосхищаютнепохожестьлюдей,

ихтерпимость,максималистическаятребовательностьк самим

себеи предельнаяобостренностьчувства собственного

достоинства.Как правило,герои Шукшина- люди любознательные,

вмыслях и чувствахнепосредственные,порой простодушные,но

оченьобаятельные.Жизнь современнойдеревни авторрисовал

довольносуровыми красками,не скрывая нидеревенской

грубости,ни противоречий,но прямотаписателя неослабляет

поэтичностистиля, напротив- она позволяетнам отчетливо

ощутитьто главное, чтоесть в провинции.Показывая самых

обыкновенныхсельских игородскихжителей, авторпочти не дает

ихпортретов, несообщает обих прошлом, даи на наших глазах

сдействующимилицами, какправило, ничегоособенногоне

случается.Вроде бы и говорятони обычныеслова, но мы

явственнослышим ихнеповторимыеголоса и видимперед

собойчеловека. Шукшинсразу вводитнас в существодела. Вот как

простоначинаетсярассказ "АлешаБесконвойный":"Его и звали

-тоне Алеша, онбыл Костя Валиков,но все в деревнезвали его

АлешаБесконвойный,что означалопо-деревенски

"неуправляемый",«безответственный".Как же сочеталосьусердное

трудолюбиеэтого человека(он был безотказным,старательным,

умелыйработник) снеподчинениемтрудовой дисциплине?И в чем

проявлялосьсамовольство?Оказывается,он завел себетакой

порядок:в субботу ивоскресениеон не работает.Зачем же ему

выходные?"В субботу онпросыпалсяи сразу вспоминал,что

сегодня- суббота. И сразуу него распускаласьв душе тихая

радость,он даже лицомсветлел. Ондаже не умывался,а шел

сразуво двор - колотьдрова". Интересночитать о том,как

Алексейвыбирает стопором в рукекругляки нарасколку, видим

какнесет чурку,как поросенкак дровосеке,как ставитэтого

"атамана"на широкий пеньи тюкает поголове. Подробно

рассказываетавтор о "ювелирной"работе Бесконвойного:"надо

ещенаносить воды".Те, кому приходилосьэто видеть,наверное

немогли сдерживатьсмеха, да и мыс улыбкой читаеминтересный

момент:“Ты глянь, глянь,как пружинит!Чисто акробат!”.И

все-такисамый волнующиймомент - затопитьбаню: "Ах, славный

момент!Алеша приселна корточкиперед каменкойи неотрывно

смотрел,как огонь, спервамаленький,робкий, трепетный,все

становитсябольше, всенадежней. Алешавсегда многодумал,

глядяна огонь". Человекуиногда хочетсяпобыть

одному,откреститьсяот будничнойработы, остатьсянаедине с

сокровеннымисвоими думами,и автор, мнекажется, с большой

любовьюописываетсвоего героя,нравится онему потому, что

крепкопривязан ксемье, любитсвоих детей(их у него

пятеро).Как трогательноотец смотритна маленькихбеспомощных:

"Вот уж, правдачто, стебелекмалый: давайцепляйся теперь

изовсех силенок,карабкайся".И мы словносами видим этих

малыхребятишек ипонимаем, чтоу героя "в грудипыла от любви

ивосторга" кним. Вся жизньпроходит черезвоспоминаниягероя

Шукшина.Вот за что илюбит Алешасубботу: в этотдень он так

многоразмышлял,вспоминал,думал как нив какой другой

день.Деревенскийжитель знает:никуда он отсюдане уедет,

потомучто "...тут жизньвполне конкретная,но и вполнетоже

необъяснимая- до краев дорогаяи родная". Заканчиваетрассказ

автортак: « Последнеевремя Алешастал замечать,что он

осознаннолюбит. Любитстепь за селом,зарю, летний

день...То есть он вполнепонимал, чтоон любит. Сталслучаться

покойв душе - сталлюбить. Людейтруднее любить,но вот детей

истепь, например,он любил всебольше и больше".Шукшин так

трогательнорассказал очувствах своегогероя, что мыслиего

ложилисьна бумагу добротнымисловами и выливалисьв рассказы,

повести,которые сейчасс восторгомчитаем мы. Итак,мысль о

сущности,демагогии,приспособленчестваи приобретательства

проходитчерез многиепроизведенияписателя. Какони

злободневныи сегодня.


(14-8)Вера в человекаи ее воплощениев одном изпроизведении

русскойлитературы.


Своеобразиепьесы Горького"На дне" состоитв тесном

переплетениидвух линий –обличительнойи философской.Жизнь

обитателейночлежки,безысходностьих существованияи

трагичностьсудьбы – этообличениесоциальной

действительности.Философскоесодержаниепьесы заключаетсяв

трёхглавных вопросах,ответ на которыераскрываетзамысел

автора.В чём состоитистина? Нужноли человекусострадание?

Чтоважнее длячеловека –истина илисострадание?Автор

стремитсянайти такуюистину, котораяпозволит человекувыйти

изтупика. Обитателиночлежки самимиусловиями своей"жизни"

обреченына гибель. Уних нет будущего.Они живут вголоде,

грязи,болезнях, нищетеи пьянстве.Угнетающийбыт

костылёвскойночлежки изображёнГорьким каквоплощение

социальногозла. Это несамостоятельныефакты, а устойчивая,

цельнаяоснова самогодна жизни,изображённогов пьесе.

Человекв таком миреодинок : обитателиночлежки явно

враждебныдруг другу.Клещ равнодушенк своей больнойжене

Анне,Барон насмехаетсяи издеваетсянад Настей,Бубнов же

своимцинизмом подчёркиваетатмосферуразобщённостив

ночлежке.Но в то же времяпостояльцыКостылёва несборище

босяковс самых первыхдней своейжизни, а представителивсех

слоёвобщества. Барон– бывший дворянин,Актёр – бывший

интеллигент,Бубнов – ремесленник,Клещ - рабочий.Их путь на

"дно"индивидуален,но закономерностьэтого путиодинакова.

Раннемукапиталистическомуобществу былохарактерно

разделениена "хозяев"и "работников"и такое разделение,по

мнениюавтора, определяетнеизбежноепадение. Униженияи

страданияконкретныхлюдей, их поискисмысла жизнии выхода из

тупикаперерастаютв пьесе в философскоеразмышлениео

действительностилюбого времени.Обитателиночлежки, несмотря

насвоё положение,не потерялинадежду найтив жизни какую-то

опору,дающую силывыдержатьказалось быбесцельнуюжизнь. В

трудеищет выход изтупика Клещ,в любви ищетсвою защитуот

реальностиНастя, Аннаверит в Бога,Наташа ждётгероя.

Поэтомуприход Луки,стал своегорода приходомпророка к

людям,которые покаещё сохраниливеру в жизнь.Отдельно от

всехстоят образыБубнова, Барона,Сатина – люди,потерявшие

своюверу и поэтомуне воспринималипроповеди Луки.Лука –

сложный,неоднозначныйобраз. Он нехуже ночлежниковзнает всю

тяжестьжизни, но приэтом сохранилдоброту и интереск людям.

Лукапринёс в ночлежкуто, чего так нехватало : понимание