Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 28 из 38)

человекаи помощь емусочувствием.Именно поэтомуего

речи,слова взбудоражилипочти всех.Люди получилинадежду на

спасение,на лучшую жизнь,поверили, чтовыход существует.

Актёрсобираетсялечиться; Пепелхочет жить с"чистой" жизнью

иувести за собойНаташу, спастиеё; Анна начинаетверить в

бесконечностьжизни, в загробныймир. Лука убеждён,что

главное– пробудитьв человекестремлениеизменить своюжизнь,

иневажно, чтоему предложить,лишь бы предложенноедавало силы

бороться.Именно в этомсмысле в егоподдержке нетграницы

междуправдой и ложью.Но реальнаяжизнь, опровергает

"теорию"Луки. Кончаетс собой Актёр,убивает КостылёваПепел…

ДобротаЛуки оказываетсябессильнойперед реальнымипроблемами

общества,человеческихотношений. Икажется, праввсё-таки

Сатин,с его призывомк доброте длявсех, к обществу,

поставившемусвоей цельюдостоинствочеловека. Новедь циник,

бездельники игрок типаСатина не можетбыть человеком

будущего!Персонаж, которомуГорький отдалсвои собственные

мысли,не может считатьсяавторскимидеалом. Отрицаяправду

Луки,Горький не смогсоздать тотидеал, о котороммечтал, он

слишкомнеопределён.Так кому же впервую очередьнести добро

–каждомув отдельностиили обществув целом? Чтолучше :

помочьодному человеку,но конкретноили помогатьвсем, не

помогаяникому в отдельности,лечить общество,а не боль

отдельногочеловека? Вотвопросы, которыене потерялии сейчас

своюостроту.


Темноецарство в драме"Гроза"


Драма"Гроза" быланаписана АлександромНиколаевичемОстровскимв 1859 году послепутешествияпо Волге. Считалось,что прообразомКатерины послужиланекая АлександраКлыкова. Еёистория вомногом схожас историейгероини, ноОстровскийзакончил работунад пьесой замесяц до самоубийстваКлыковой. Однакосам факт такогосовпаденияговорит о том,что автор прозорливоуловил и достоверноописал нараставшийв купеческойжизни конфликтмежду старшими младшимпоколениями.Появление"Грозы" даловозможностьДобролюбовуназвать главнуюгероиню пьесы– Катерину –"лучом светав тёмном царстве"."Тёмным царством"Добролюбовназывает нетолько купеческийбыт, но и всюрусскую действительность,показаннуюОстровскимв своих пьесах.

Властьтьмы в драме"Гроза" сосредоточенав руках двухчеловек: СавлаПрокофьевичаДикого и МарфыИгнатьевныКабановой.Дикой – богатыйкупец и влиятельноелицо в городе,поэтому онсчитает, чтоему всё дозволено:

Кулигин:"За что сударь,Савел Прокофьевич,честного человекаобижать изволите?"

Дикой:"Отчёт, что лия стану тебедавать! Я и поважнейтебя никомуотчёта не даю…".(Действие четвёртое,явление второе.)

Пословам Островского,причиной самодурстваДикого являетсяего "горячее,своевольноесердце". Он неможет, а, по-моему,даже и не пытается,совладать сосвоим буйнымнравом, поэтомучинит беззаконие.Тётка Бориса,оставляя завещание,поставилаглавным условиемполучениянаследствапочтительностьк дядюшке. НоДикой не признаётникаких моральныхнорм и действуетсогласно пословице:"Закон, чтодышло: кудаповернул, тудаи вышло". Кулигинсчитает, чтонадо как-тоугождать Дикому,но что Кудряшрезонно замечает:

Кудряш:"… Кто ж емуугодит, колиу него вся жизньна ругательствепостроена? Ауж пуще всегоиз-за денег; ниодного расчётабез брани необходится…"(Действие первое,явление третье.)

Иликогда Борисрассказываетоб условиизавещанияКудряшу и Кулигину,Кудряш говорит:

Кудряш:"Опять же, еслибы вы и были кнему почтительны,нешто кто емузапретит сказать-то,что вы непочтительны?"(Действие первое,явление третье.)

Ноденьги не даютДикому духовнойсилы и полнойубежденностив своей правоте.Он иногда пасуетперед тем, ктосильнее егов законах, потомучто в нём ещётеплится маленькаяискра нравственности:

Дикой:"О посту как-то,о великом, яговел, а тутнелёгкая иподсунь мужичонка;за деньгамипришёл, дровавозил. … Согрешил-таки:изругал, такизругал, чтолучше требоватьнельзя, чутьне прибил. Вотоно, какое сердце-тоу меня!…Истиннотебе говорю,мужику в ногикланялся…привсех кланялся".(Действие третье,сцена первая,явление второе.)

Новсё-таки эта"самокритика"Дикого сродниего самовольнымпричудам. Этоне покаяниеКатерины, вызванноеугрызениямисовести. Дикомутяжело расплачиваться,потому что онжелает, чтобыему было хорошо,а всё окружающееего убеждает,что это хорошеедостаётсяденьгами. Онхочет толькополучать деньги,но не отдаватьих. Отдачу денег,по мнениюДобролюбова,он принимаеткак "несчастие,наказание,вроде пожара,наводнения,штрафа, - а некак должную,законную расплатуза то, что длянего делаютдругие". Дажекогда он и знает,что уж непременнонадо отступить,и уступит потом,а всё-таки преждепостараетсянапакостить:

Дикой:"Я отдать –отдам, а обругаю!"(Действие третье,сцена первая,явление второе.)

Ивсё же Дикойтворит своибеззаконияс тайным сознаниемнеправильностисвоих действий.Но это самодурствоможно прекратитьтолько временно.Например, Кабановойэто легко удаётся,так как онапрекрасно знаетв чём слабостьсвоеволияДикого:

Кабанова:"А и честь-тоневелика, потомучто воюешь-тоты всю жизньс бабами. Вотчто". (Действиетретье, сценапервая, явлениевторое.)

Кабанова– защитницастарой морали,точнее худшихеё сторон. Кабаниха,как её называютнекоторые героипьесы, соблюдаеттолько те правила"Домостроя",которые ейвыгодны. Полностьюона даже формальноне соблюдаетэтот старинныйзакон: "… согрешающихне осуждай,вспомни и освоих грехах,позаботься,прежде всего,о них …", - гласит"Домострой".А Марфа Игнатьевнаосуждает Катеринудаже за то, чтота неправильнопопрощаласьс мужем, уезжающимна 2 недели вМоскву:

Кабанова:"Что ты на шею-товиснешь, бесстыдница!Не с любовникомпрощаешься!Он тебе муж,глава! Аль порядкуне знаешь? Вноги кланяйся!"(Действие второе,явление пятое.)

Кабановапризнаёт невсё старое: из"Домостроя"берутся толькосамые жёсткиеформулы, которыемогут оправдатьдеспотизм.

Новсё-таки МарфаИгнатьевнадалеко небесчувственна,как мать. Передотъездом ТихонаВарвара говорит:

Варвара:"… С маменькойсидят запершись.Точит она еготеперь как ржажелезо".

Катерина:"За что же?"

Варвара:"Ни за что, так,уму разумуучит. … У неёсердце всёизноет, что онна своей волегуляет…" (Действиевторое, явлениевторое.)

Интересносвидетельствосовременникао том, как игралаКабанову известнаяактриса: в началепьесы она выходилана сцену сильная,властная, грознопроизносиласвои наставлениясыну и невестке,потом, оставшисьна сцене одна,вдруг меняласьи становиласьдобродушной.Было ясно, чтогрозный виднужен толькодля того, чтобы"поддержатьпорядок в доме".Марфа Игнатьевнасама знает, чтобудущее не заней:


Кабанова:"… Ну да уж хотьто хорошо, чтоничего не увижу".

(Действиевторое, явлениепятое.)

Втрагическомфинале Островскийбросает вызовсамодурнойсиле, он говорит,что нельзядальше житьс её насильственными,мертвящиминачалами. СмертьКатерины являетсяпротестомпротив кабановскихпонятий онравственности,становитсяеё избавлениемот "властитьмы". ПьесазаканчиваетсявосклицаниемТихона на трупежены:


Тихон:"Хорошо, тебе,Катя! А я-то зачемостался житьна свете дамучиться!"

(Действиепятое, явлениеседьмое.)

СловаТихона говорятнам, что житьв "тёмном царстве"хуже смерти,они заставляютнас подуматьуже не о любовнойинтриге, а обовсей той жизни,где живые завидуютумершим, да ещёкаким – самоубийцам!Смерть главнойгероини свидетельствуето том, что "властьтьмы" не вечнаи "тёмное царство"обречено, потомучто нормальныелюди жить в нёмне могут.


(15-2)"Без имени - нетчеловека". (Попьесе М.Горького"На

дне".)


ПьесаМ.Горького "Надне" созданаболее восьмидесятилет

назад.И все эти годыона не переставалавызывать споры.Это

можнообъяснитьмножествомпроблем, поставленныхавтором,

проблем,которые наразных этапахисторическогоразвития

приобретаютновую актуальность.Это объясняетсяи сложностью,

противоречивостьюавторскойпозиции. Повлиялона судьбу

произведения,на его восприятието, что сложные,философски

неоднозначныеидеи писателябыли искусственноупрощены,

превращеныв лозунги, взятыена вооружениеофициальной

пропагандойнедавних лет.Слова: "Человек...это звучит

гордо!"становилисьнередко плакатныминадписями,почти такими

жераспространенными,как "СлаваКПСС!", а саммонолог Сатина

детизаучивалинаизусть, правда,предварительноего

корректировали,выбрасываянекоторыереплики героя("Выпьем за

человека,Барон!"). Сегодняпьесу "На дне"хочется перечитать

заново,непредвзятовзглянув наее персонажей,внимательно

вдумавшисьв их слова ивглядевшисьв их поступки.Пьеса

М.Горького- новаторскоелитературноепроизведение.В центре

ее- не толькочеловеческиесудьбы, сколькостолкновениеидей,

споро человеке, осмысле жизни.Ядром этогоспора является

проблемаправды и лжи,восприятиежизни такой,какова она есть

насамом деле, совсей ее безысходностьюи правдой для

персонажей- людей "дна",или жизнь силлюзиями, вкаких бы

разнообразныхи причудливыхформах они нипредставали.Этот

спорначинаетсязадолго допоявления вночлежке Лукии

продолжаетсяпосле его ухода.Уже в самомначале пьесыКвашня

тешитсебя иллюзиями,что она - свободнаяженщина, а Настя-

мечтамио великом чувстве,заимствуя егоиз книги "Роковая

любовь".И с самого началав этот мир иллюзийврывается