Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 30 из 38)

Бессоновотдает простойи ясный каждомуприказ: "Ни шагу

назад!И выбиватьтанки! И о смертизабыть!" А полковнику

Дееву:"Полкам дратьсяв любых обстоятельствах.До последнего

снаряда.До последнегопатрона". Предстоялкровопролитнейший

неравныйбой. Все понимали,что приказ"любой ценой",даже

ценойсобственнойжизни – не прихотькомандующего,а приказ

Родины,истории, приказсобственнойсовести. Бессонов–

полководец,психолог, мыслитель.В нем аккумулируетсяволя к

победе,которая передаетсябойцам и командирам.Бессонов не

черствый,не бессердечныйчеловек. Какрадовался он,когда

узнал,что в этом бою"до последнегопатрона" осталисьживые!

Чемон мог отблагодаритьэтих несколькихза всех погибших.

Можетчувственносказать: "Спасибо!",вручить награды,а через

какое-товремя сноватьпоявится жестокаянеобходимостьбросить

этихдорогих егосердцу людейв самое пеклобоя, и нет у него

другоговыбора. Еслибы жестокаянеобходимостьпотребовала,он

самбы пошел в окопы.Храбрость егоиного рода: в

ответственностиперед Родинойи своей совестью,за те приказы,

исполнениекоторых связаносо смертьюсотен, а то итысяч

подчиненныхему людей. Правораспоряжатьсяна войне – великое

иопасное право.Выполняя сложнуюи боевую задачу,командир не

можетне посылатьв огонь сраженийсвоих солдат,но он обязан

сделатьвсе от негозависящее,чтобы на егосовести не былоне

однойлишней смерти.Дроздовскийи Кузнецовзакончили однои

тоже военноеучилище, в однои то же время.Вместе сражались,

обаиз рук Бессоноваполучили ордена.Однако по своей

человеческойсути Кузнецовнамного вышеДроздовского.Он

как-тодушевнее, большеверит людям.Кузнецов, дажекогда

вынужденприказатьтвердо и категорично,в критическиеминуты

бояостается Человеком.В нем, восемнадцатилетнем,уже

проступаетто отцовскоеначало, котороеформируетнастоящего

командира.Всеми помысламион следит забоевыми товарищами.

Забыво себе, в боюон теряет чувствообостреннойопасности и

страхаперед танками,перед ранениямии смертью. Для

Дроздовскоговойна – этопуть к подвигуили героическая

смерть.Его стремлениеничего не прощатьне имеет ничего

общегос мудрой требовательностьюи вынужденнойбеспощадностью

генералаБессонова.Говоря о своейготовностиумереть, но не

отступитьв предстоящембою, Дроздовскийне лгал, не

притворялся,но сказал обэтом с чутьизлишним пафосом!Ему не

мешаетформальноебессердечноеотношение кдому, товарищам.

НравственнаяущербностьДроздовскогоособенновпечатлительно

раскрываетсяв сцене гибелимолодого солдатаСергуненкова.Как

нипытался КузнецоввтолковатьДроздовскому,что его приказ

проползтисто метров пооткрытому полюи подорватьгранатой

самоходкужесток и бессмысленен,ничего ему неудалось.

Дроздовскийдо конца используетсвое правопосылать насмерть

людей.У Сергуненкованет иного выхода,как выполнитьэтот

невыполнимыйприказ и погибнуть.Нарушив военнуюсубординацию,

Кузнецоврезко бросаетв лицо Дроздовскому:"Там, в нише,еще

однаграната, слышишь?Последняя. Натвоем бы местея взял бы

гранатуи к самоходке.Сергуненковне смог, тысможешь?!"

Дроздовскийне выдержалиспытаниевластью, неосознал, что

право,данное ему,предполагаетглубокое пониманиесвоей

святойответственностиза жизнь вверенныхему людей. Сегодня

мыкак бы сновапроходим по"горячему снегу"фронтовыхдорог,

ещеи еще раз преклоняясьперед силойдуха живых имертвых

солдаттой войны. Апроизведения,посвященныевойне, учат нас

этойсиле.


Билет16

С

равнительнаяхарактеристикаМанилова иСобакевича.

Говоряо героях поэмы“Мертвые души”,мы не можем неупомянуть оеё авторе. Будучинатурой утонченной,верной идеаламдобра и справедливости,Гоголь особенноостро воспринималужасы окружающегомира. Первыетри помещика,которых мывстречаем настраницахпоэмы, естьнеприкрытыепародии начеловека.

Манилови Собакевич– две прямопротивоположныеличности. Еслиговорить огеометрическомпредставленииэтого утверждения,мы получимпрямоугольник,разделенныйпополам погоризонтали,каждая частьбудет представлятьсобой внутренниймир соответствующегогероя. Еслиперейти в Декартовусистему координат,тогда абсцисса будет наборомкачеств, а ординатабудет показателемколичественногоналичия их уопределенногоперсонажа. Этикачества должныбыть подобранытак, чтобы каждоепоследующеебыло связанос предыдущими было близко к нему по значению.К примеру, ум,понятливостьи так далее.Если мы построимграфик функциикачеств отколичества.Тогда у каждогогероя он будетсвой. На каждомпрямоугольникедолжен быть изначальноизображен график - кривая красного цвета,которая изобразитсубъективноепредставлениеавтора об идеальномперсонаже. Этобудет своеобразноепредставлениео “золотойсередине“,которое имеломесто во временаГоголя, показанноесквозь призмуавторскоговосприятия.

Посмотревна график личностиМанилова иСобакевича,мы можем сказатьдве вещи. Первое,они совершеннонепропорциональныотносительноидеала. Второе,если их сопоставить, они не пересекутсяни в одной точке- это говорито том, что личностиМанилова иСобакевичаабсолютноразные и чтообщего у них,по-моему, нети не может быть.

Личность– одна из частейвнутреннегомира героя,формирующаясяна стадии развитияребенка ивпоследствииуже не меняющаяся,в состав которого,кроме нее, входятеще несколькофакторов,приобретаемыхв течение жизни:начитанность,духовное развитиеи так далее,которые могутизменитьсяв любой момент.Внутренниймир героя понятиеобразное. Уменя оно ассоциируетсяс объемнымкубом, где внутринаходится то,что есть насамом деле(«содержимое»),а на поверхностито, как персонажпытается представитьсвое содержимое(«оболочка»,или «форма»).Для правильного,пропорциональногоперсонажанеобходимои то и другоев равной степени.При каких-либодиспропорцияхв развитиивнутреннегомира сильноусложняетсядля героявзаимодействиес внешним миром,у которого естьсвои жестокиеправила. Именноэта ситуацияпроизошла,по-моему, с Маниловыми Собакевичем:непропорциональностьразвития иличности, ивнутреннегомира привелаих к отторжениюот внешнегомира и созданиюогромных,несвойственныхнормальнымлюдям, мирковв которых ониживут. Маниловпришел к такомутрагическомуфиналу из-засмещения приоритетовв сторону оболочки,а Собакевич,наоборот, из-заутончения ее.

Мироккаждого изгероев требуетособого, отдельногорассмотрения.Ведь мирок –это косвенноеотражениевнутреннегомира героя вреальнойдействительности.Мирок Собакевича– крепость. Всев нем “былоупористо, безпошатки, в каком-токрепком и неуклюжемпорядке”. Уменя сложилосьпредставлениео том, что такаякрепость нужнаему для защитыот внешнегомира и использованияего в своихцелях. В миркеМанилова всепо-другому,хоть он тоже«стоит одиночкойна юру», то естьтоже отделенот внешнегомира, но егомирок оченьнеустойчив,не заполнен,не доделан ивыполняетсовсем другиефункции. Обэтом свидетельствует«покатостьгоры», на которойстоял дом Манилова.Крестьянскиеизбы у обоихпомещиковвыражают теже самые идеи.

Оба миркаочень просторны,но мирок Маниловапрактическивесь пустует:«Лишь толькопять – шестьберез возносиликое-где своимелколистные,жиденькиевершины», «нигдемежду ними(избами) растущегодеревца иликакой-нибудьзелени; вездеглядело однотолько голоебревно». У Собакевичаже умещаетсяаж два леса:«березовыйи сосновый».

Центром каждого миркаявляется домпомещика. Здесьзаметна закономернаяфрактальность:центр поместья- дом, дома – помещикзатем идет ужевнутренниймир помещика.Дом можноохарактеризовать,как маленькоепоместье, иликак большогопомещика: «каждыйпредмет, каждыйстул, казалось,говорил: «И ятоже Собакевич!»или: «И я тожеочень похожна Собакевича!».Следовательно,дому присущивсе особенности внутреннегомира помещика.У Манилова домпросторный,обделанныйпо последнеймоде, правда,не весь, в неммало предметовдомашнегообихода: «Виной комнатеи вовсе не быломебели». Какмы видим, кое-гдев мирке Маниловасквозь хорошуюоболочку проглядывалапустота еговнутреннегомира. У Собакевичавсе наоборот,везде чувствуетсяосновательностьи порядок, и уж совсем нетпретензии намоду: «Стол,кресла, стулья– все было самоготяжелого ибеспокойногосвойства ».

Особов рассмотрениимирков помещиков,по-моему, стоитвыделить иххарактеры, тоесть, в моемпредставлении,прямое отображениеих внутреннегомира в реальнойдействительности.Собакевич,по-моему, примерсильно утрированногосреднего русскогопомещика. Гогольнаделил Собакевичамногими полезными,необходимымикачествами,однако такженаделил егоярко выраженнымэгоизмом. Из-заотсутствияхорошей “оболочки”это качествоприобретает«темно-багровуюокраску». Именноэгоизм, по-моему, привел его кнастолькоотрицательномуотношению квнешнему миру:«Я знаю их всех:это все мошенники,весь город тамтакой: мошенникна мошенникесидит и мошенникомпогоняет. Всехристопродавцы».По той же причинеСобакевич неможет ничеговыпустить изсвоего мирка.Это и характеризуетего как «кулака».С Маниловымситуация, каквсегда, абсолютноиная: он – гиперболическийромантик. Надним, как и надвсяким другимромантикомвластвуетпорыв, а не трезвыйрасчет, но сильноепреувеличениепривело к тому,что все исключительномногочисленныепорывы остаютсялишь в мечтах.Доброта, заложеннаяв него изначально,в купе с романтизмомзаставляетего относитьсяк внешнему мируочень хорошо:«Засим не пропустилипредседателяпалаты, почтмейстераи таким образомперебрали почтивсех чиновниковгорода, которыевсе оказалисьсамыми достойнейшимилюдьми».

Подводяитог, можносказать, чтои Манилов иСобакевич –люди низкогодуховногоразвития, замкнутые,их кругозорочень мал, онисовершенноне развиваются,их идеалы –идеалы мещанина,для них обоих«внешний мир»- город, дальшеих интересыне простираются.В их оправданиеможно сказатьлишь: «Не ониодни». Такиесубъекты –порок времени,который Гогольискусно обличил.

(17-7)Своеобразиепроблематикиранней прозыМ Горького. (На