Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 31 из 38)

примереодного из рассказов.)


М.Горький входитв русскую литературув девяностыхгодах

девятнадцатоговека. Современникис изумлениемписали, что

народРоссии, не знавшийДостоевского,мало знающийПушкина и

Лермонтова,знает МаксимаГорького. Людейиз низов привлекала

самамысль, что влитературупришел писательиз их среды, не

понаслышкезнавший жизньс самых мрачныхи страшных еесторон.

Литераторови читателейличность Горькогопривлекала, помимо

таланта,своей экзотичностью:человек виделтакие глубины"дна

жизни",которые до негоникто из писателейне знал изнутри,на

личномопыте. Этотбогатый личныйопыт дал М. Горькому

обильныйматериал дляего раннихпроизведений.Герои этих

произведений– люди с "солнцемв крови", сильные,гордые,

красивые.Эти герои –мечта Горького.Такой геройдолжен был

"усилитьволю человекак жизни, возбудитьв нем мятежпротив

действительности".Центральнымобразом романтических

произведенийГорького раннегопериода являетсяобраз героя,

готовогона подвиг воимя блага народа.Огромное значениев

раскрытииэтого образаимеет рассказ"Старуха Изергиль",

написанныйв тысяча восемьсотдевяносто пятомгоду. В образ

Данко,главного героярассказа, авторвложил гуманистическое

представлениео человеке,который всесилы отдаетслужению

народу.Данко – "молодойкрасавец",смелый и решительный.

Чтобывывести свойнарод к светуи счастью, Данкоприносит

себяв жертву. Онлюбит людей."Что сделаюя для людей!?"-

сильнеегрома крикнулДанко. И вдругон руками разорвалсебе

грудь,и вырвал изнего свое сердце,и высоко поднялего над

головой.Освещая путьлюдям яркимсветом своегогорящего

сердца,Данко смелоповел их впередсквозь лес.Умирает Данко,

гаснетего смелоесердце, но образюного герояживет как образ

героя-освободителя,не даром легендыоб искрах наночном небе

живутдолгие годы.Еще одна изосновных темранних рассказов

М.Горького – темаЧеловека, загадкамыслей и чувствчеловека,

егосилы и слабости.Главная чертачеловека – этогордость.

ОднакоГорький показываетнам, что гордостьявляется исилой,

ислабостьючеловека. Перваячасть рассказа"Старуха Изергиль"

-легенда о Ларре,человеке-орле,который возомнилсебя выше

всегоземного, возгордилсяи считал, чтовсе должны

преклонятьсяперед ним, всепо его желаниюдолжно принадлежать

ему.Но гордости,уверенностив своем превосходстве

недостаточнодля счастья.Ларра жаждалсвободы, полной

независимости,тем самым обрекалсебя на страшноеодиночество.

Этои явилось егонаказанием– безграничнаясвобода и вечные

скитания,ставшие, в концеконцов, скитаниямив поисках

смерти.Такая ужаснаякара настиглаего за гордость.Горький

показывает,что без самоотверженнойлюбви к человечеству

гордость– это слабость,порок, за которыйнеобходимонести

наказание."Он осталсяодин, свободный,ожидая смерти…Он !

сталуже как теньи таким будетвечно! Он непонимает ниречи

людей,ни их поступков– ничего… Емунет жизни средилюдей…

Воттак был пораженчеловек загордость!" Влегенде о Данко

тожезвучит гордость,но гордостьв сочетаниис

самопожертвованием.Вот идеал Горького.Эта гордостьоснована

нагорячей любвик людям. Данкогордится тем,что он что-то

сделалдля них. ГордостьДанко – этосила его духа,

уверенностьв себе, вера влюдей, доверившихсяему,

почувствовавшихего внутреннююсилу, способностьвывести их из

пленатьмы. И послеего подвигалюди осталисьнеблагодарными,

ноон в благодарностине нуждался."Кинул взорвперед себяна

ширьстепи гордыйсмельчак Данко,- кинул он радостныйвзор на

свободнуюземлю и засмеялсягордо, а потомупал и умер".Но

пустьего жизнь былакороткой, затоона прошлаярко, активно.

Горькийсчитает, чточеловек рожден,чтобы жить, ане

существовать,что он показываетна примереДанко. Как и во

всехранних произведенияхГорького, врассказе "Старуха

Изергиль"повествованиестроится поромантическимканонам. Уже

всамом началевозникаетхарактерныймотив двоеверия:

герой-повествователь– носительобщественногосознания. Ему

противостоитмир романтическихгероев – красивых,смелых,

сильныхлюдей. В рассказеставится проблемаэтической

направленностиромантическойличности. Иначеговоря, ставится

традиционныйвопрос: человеки среда. Как иположено

романтическимгероям, горьковскиеперсонажипротивостоят

среде.Это проявилосьв образе сильного,красивого,свободного

Ларры,который открытонарушил закончеловеческойжизни и

наказанодиночеством.Рассказ о Данкопостроен какаллегория

путилюдей к лучшей,справедливойжизни, из мракак свету. В

ДанкоГорький воплотилобраз вождянародных масс.И образ этот

написанпо канонамромантическойтрадиции. Данкотак же, как и

Ларра,противостоитсреде, враждебеней. Столкнувшисьс

трудностямипути, люди ропщутна ведущегоих, а после смерти

Данко,его просто незамечают. Ранниерассказы М.Горького

пропитаныромантическимитрадициями.Писательрассматривает

проблемыдобра и зла,силы и слабостичеловека, еговнутренний

мир,место человекав мире. Есливдуматься,можно увидеть,что

писательуже на раннемэтапе подметилявление, котороестало

однойиз проблемроссийскойжизни двадцатоговека: стремление

человекак героическомудеянию, к подвигу,самопожертвованию,

порывуи неспособностьк повседневномутруду, к обыденной

жизни,к ее будням,лишенным героическогоореола. Сегодня

проблемы,поставленныеписателем М.Горьким в егораннем

творчестве,воспринимаютсякак актуальныеи насущные для

решениявопросов нашеговремени.


(18-2)"Существуеттолько человек..."(По пьесе М.Горького"На

дне".)


Человек!Это – великолепно!Это звучит…гордо! Человек!Надо

уважатьчеловека! М.Горький В девятисотыегоды в России

разразилсяжестокийэкономическийкризис. Послекаждого

неурожаямассы разорившихся,обнищавшихкрестьян бродилипо

странев поисках заработка.А фабрики изаводы закрывались.

Тысячирабочих и крестьяноказались безкрова и средствк

существованию.Под влияниемтягчайшегоэкономическогогнета

появляетсяогромное количествобосяков, которыеопускаютсяна

"дно"жизни. Пользуясьбезвыходнымположениемобнищавших

людей,предприимчивыевладельцытемных трущобнашли способ

извлекатьпользу из своихзловонныхподвалов, превративих в

ночлежки,где находилиприют безработные,нищие, бродяги,воры

идругие "бывшиелюди". Написаннаяв 1902 году пьеса"На дне"

иизображалажизнь этихлюдей. Сам Горькийписал о своей

пьесе:"Она явиласьитогом моихпочти двадцатилетних

наблюденийнад миром "бывшихлюдей", к числукоторых я отношу

нетолько странников,обитателейночлежек ивообще "люмпен

пролетариев",но и некоторуючасть интеллигентов,

"размагниченных",разочарованных,оскорбленныхи униженных

неудачамижизни. Я оченьрано почувствовали понял, чтоэти

люди- неизлечимы".Человек какогромныйнеисследованныймир,

каквеличайшаязагадка природыинтересовалМ. Горького на

протяжениивсего творческогопути. Человеческиемысли и

чувства,надежды и ихкрушение, силаи слабость, егодуховная

исоциальнаяприрода находятсвое отражениеа образах,

созданныхписателем.Человек Горького– это геройтого

времени.Но, изображаясвоего современника,автор пытается

угадать,каким будетсын этой новойбурной эпохи,Человек

завтра.В его образеГорький воплощаетвсе самое лучшее,что

естьв его современниках.Что же такое"Человек " дляМ.

Горького?"Человек" дляГорького непросто слово,обозначающее

животноевида Homo Sapiens, но почетноеимя, звание,которое

нужнозаслужить.Пьеса – новаторскоепроизведениеГорького. В

центреее – не столькочеловеческиесудьбы, сколько

столкновениеидей, спор очеловеке, осмысле жизни.Ядром

этогоспора являетсяправды и лжи,восприятиежизни такой,

каковаона есть насамом деле, совсей ее безысходностьюи

правдойдля персонажей– людей "дна",или жизнь силлюзиями, в

какихбы разнообразных,причудливыхформах они нипредставали.

Этотспор начинаетсязадолго допоявления вночлежке Лукии

продолжаетсяпосле его ухода.Уже в самомначале пьесыКвашня

тешитсебя иллюзиями,что она – свободнаяженщина, а Настя–

мечтамио великом чувстве,заимствуя егоиз книги "Роковая

любовь".И с самого началав этот мир иллюзийврывается

роковаяправда. Не случайнобросает своюреплику Квашня