Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 33 из 38)

поэмыН. В. Гоголя “Мертвыедуши”)


Властьгосударя явлениебессмысленное,если он непочувствует,

чтодолжен бытьобразом божьимна земле.

Н.В.Гоголь(Из перепискис друзьями).

Напервый взгляд,“Повесть окапитане Копейкине”ничем не

связанас поэмой Н.В.Гоголя“Мертвые души”:нет переплетения

сюжетныхлиний, отличнаяот поэмы стилистика,сказочнаяманера

повествования.Но из историинаписания поэмынам известно,что

Н.В.Гоголь отказывалсяпубликовать“Мертвые души”без этой

повести.Он придавалбольшое значениеэтой “малойпоэме,

вписаннойв эпицентрбольшой”. Такв чем же заключается

внутренняясвязь повестис поэмой “Мертвыедуши”, повести

триждыпереписаннойавтором поддавлениемцензуры?


В“Повести окапитане Копейкине”рассказанадраматическая

историяоб инвалиде-героеОтечественнойвойны, прибывшемв

Петербургза “монашескоймилостью”.Защищая родину,он

потерялруку и ногу илишился какихбы то ни былосредств к

существованию.Капитан Копейкиноказываетсяв столице,

окруженнойатмосферойвраждебностичеловеку. Мывидим

Петербургглазами героя:“Понатолкалсябыло нанятьквартиры,

тольковсё кусаетсястрашно…”“Один швейцаруже смотрит

генералиссимусом…как откормленныйжирный мопскакой-нибудь…”

КапитанКопейкин добиваетсявстречи с самимминистром, итот

оказываетсячерствым, бездушнымчеловеком.Копейкинапризывают

ждатьи “наведыватьсяна днях”. И вот,когда терпениюгероя

приходитконец, он приходитеще раз в комиссиюс просьбой

решитьего вопрос, начто высокийначальниквразумляет

разбушевавшегосяКопейкина: “Небыло ещё примера,чтобы у нас

вРоссии, приносивший,относительнотак сказать,услуги

отечеству,был оставленбез призрения”.Вслед за этими

совершеннопародийнозвучащимисловами следуетнаглый совет:

“Ищитесами себе средств,старайтесьсами себе помочь”.

Копейкинподнимает“бунт” в присутствиивсей комиссии,всех

начальников,и его высылаютиз Петербургана место жительства.


Гогольнедаром доверяетрассказ о героическомкапитане именно

почтмейстеру.Самодовольно-благополучныйпочтмейстерс его

косноязычной,величаво-патетическойречью еще болееоттеняет

трагизмтой истории,которую стольвесело и витиеватоон

излагает.В сопоставленииобразов почтмейстераи Копейкина

предстаютдва социальныхполюса старойРоссии. Из уст

почтмейстерамы узнаем, чтоКопейкин, едучина фельдъегере,

рассуждал:“Хорошо, говорит,вот ты, мол говоришь,чтобы я сам

себепоискал средстваи помог бы; хорошо,говорит, я, говорит,

найдусредства!”


Рассказываяо том, что слухио капитанеКопейкине,после того,

какего выслалииз Петербурга,канули в лету,почтмейстер

затемдобавляетважную многозначнуюфразу: “Но позвольте,

господа,вот тут-то иначинается,можно сказать,завязка

романа”.Министр, выславКопейкина изстолицы, думал– тем и

делуконец. Но нетут то было!История тольконачинается.

Копейкинеще покажетсебя и заставито себе говорить.Гоголь

немог в подцензурныхусловиях открыторассказыватьо

похожденияхсвоего герояв рязанскихлесах, но фразао завязке

романадает нам понять,что все рассказанноедо сих пор о

Копейкине– только начало,и самое главноееще впереди.Но

идеявозмездия в“Повести окапитане Копейкине”не сводитсяк

местиза поруганнуюсправедливостьсо стороныкапитана,

обратившегосвой гнев навсё “казенное”.


Повестьо героическомзащитникеОтечества,ставшем жертвой

попраннойсправедливости,как бы венчаетвсю страшнуюкартину

поместно-чиновно-полицейскойРоссии, нарисованнуюв “Мертвых

душах”.Воплощениемпроизвола инесправедливостиявляется не

толькогубернскаявласть, но истоличнаябюрократия,само

правительство.Устами министраправительствоотрекаетсяот

защитниковОтечества, отподлинныхпатриотов, и,тем самым,

оноразоблачаетсвою антинациональнуюсущность – вотмысль в

произведенииГоголя.


“Повестьо капитанеКопейкине”– это крик душиГоголя, это

призывк общечеловеческимценностям, этосуд над “мертвыми

душами”помещиков,чиновников,высших властей,- над миром,

полнымравнодушия.


Ипророческиеслова Гоголя«смеется текущеепоколение и

самонадеянно-гордоначинает рядновых заблуждений,над

которымитакже потомпосмеютсяпотомки» и естьсуд истории.

Презренныйсмех потомков- вот, что послужитвозмездиемэтому

равнодушномумиру, которыйне может ничегоизменить в себе

дажеперед лицомочевиднойугрозы бессмысленнойи бесплодной

своейгибели.


Билет22

Б
улгаковскаяМосква в романе«Мастер и Маргарита».

«Извсех писателей20-х – 30-х гг. нашего,идущего сегодняк концу, века,наверное, МихаилБулгаков внаибольшеймере сохраняетсяв российскомобщественномсознании. Сохраняетсяне столькосвоей биографией,из которойвспоминаютобычно егописьма Сталинуи единственныйтелефонныйразговор стираном, сколькосвоими гениальнымипроизведениями,главное изкоторых – «Мастери Маргарита».Каждому следующемупоколениючитателей романоткрываетсяновыми гранями.Вспомним хотябы «осетринувторой свежести»,и придет на умпечальнаямысль, что вечнов России всевторой свежести,все, кромелитературы.Булгаков этокак раз блестящедоказал». – Воттак, в несколькихсловах, БорисСоколов, известныйисследовательтворчестваБулгакова,сумел показать,какой ощутимыйвклад внесписатель врусскую и мировуюлитературу.Выдающиесятворческиеумы признаютроман «Мастери Маргарита»одним из величайшихтворений двадцатоговека.

Роман,называвшийсятогда "Черныймаг" или "Копытоинженера",Булгаков задумали стал писать,по-видимому,зимой 1929-1930 годов.Последниевставки в романон диктовалсвоей жене вфеврале 1940 года,за три неделидо смерти. Онписал "Мастераи Маргариту"в общей сложностиболее 10 лет.Одновременнос написаниемромана шларабота надпьесами, инсценировками,либретто, ноэтот роман былкнигой, с которойон не в силахбыл расстаться, роман-судьба,роман-завещание.

Романзаключает всебе три вполнесамостоятельныхпроизведения:эпическоеповествованиео пятом прокуратореИудеи ПонтииПилате и бродячемфилософе Га-Ноцри,романтическаяистория Мастереи Маргарите,а такжесатирически-фантастическоеописание похожденийВоланда и егосвиты в Москве,о котором, восновном, я ибуду вестиречь. Стоит ещераз напомнить,что работа надроманом завершаласьв 1937-1938 годах. Сатирическоеизображениедействительностибыло в те годыделом болеечем опасным.И хотя Булгаков не рассчитывална немедленнуюпубликациюромана, он, можетбыть, невольно,а может, и сознательносмягчил сатирическиевыпады противтех или иныхявлений этойдействительности.Это уже не «Собачьесердце», гдевся постреволюционнаядействительностьпредставленааллегорическив виде ужасногоэкспериментанад Шариком,во всех отношенияхприятным псом,которого превратилив злое, бездушноесущество –Клима Чугункина.В «Мастере и Маргарите»автор толькосожалеет обовсех странностяхи уродствахбытия своихсовременников.

И

ноедело, когдавзгляд егопадает на тех,кто отличноприспособилсяк этим условиям:на взяточникови мошенников,шпионов и доносчиков,бюрократови очковтирателей.Для них писательпридумалразнообразныенаказания,начиная отобычного «спускас лестницы»и заканчиваясмертью, дажечем-то болеестрашным –«небытием».

Исполнителямиволи Булгакова,карателями,выступаютвысшие силы:Воланд и егосвит, а это:Коровьев-Фагот,кот-Бегемот,Гелла и Азазелло.В тексте романаБулгаков называетВоланда «дьявол»«сатана»«князь тьмы»«дух зла и повелительтеней». Однакопо сути Воландникогда непроявляет себякак «дьявол»классическоготолкования.Он не обращаетлюдей во зло,а, скорее, наоборот,открывает злов людях. Зачастуюон исцеляетлюдей от различныхпороков, к примеру,Варенуха, которыйхамил и лгалпо телефону,приобрел «всеобщуюпопулярностьи любовь засвою невероятную,даже средитеатральныхадминистраторов,отзывчивостьи вежливость».В то же времяВоланд олицетворяетсудьбу, карающуюБерлиоза, баронаМайгеля и других,преступающихнормы христианскойморали. Этопервый дьяволв мировой литературе,наказывающийза несоблюдениезаповедейХриста.

СтепаЛиходеев, директорварьете, отделываетсятем, что ассистентыВоланда перебрасываютего из Москвыв Ялту, хотя «…вообще они,- докладываетКоровьев, говоряо Степе вомножественномчисле, - в последнеевремя жуткосвинячат. Пьянствуют,вступают всвязи с женщинами,используя своеположение, ничерта не делают,да и делать ничерта не могут,потому чтоничего не смыслятв том, что импоручено. Начальствувтирают очки».Даже «машинузря гоняютказенную!» Иза все это всеголишь вынужденнаяпрогулка вЯлту. Без чересчуртяжелых последствийобходитсявстреча с Воландоми взяточникуНиканору Ивановичу,и дяде Берлиоза,хитроумномуохотнику замосковскойквартиройплемянника,и руководителямЗрелищнойкомиссии, типичнымбюрократами бездельникам.Зато крайнесуровые наказаниявыпадают тем,кто вроде быни за чем этимне замечен.

О

бароне Майгелемы знаем оченьмало, однаковсе его описаниеможно выразитьдвумя словами:наушник и шпион.В романе правокарать илирешать чью-тосудьбу имеюттолько высшиесилы, и всех,кто преступаетэтот закон,Булгаков суровокарает. Доносамии шпионажемМайгель, фактически,взял на себяправо решатьсудьбу другихлюдей, и за этоон умирает. Таже ситуацияи с Берлиозом.Будучи директоромМАССОЛИТА, оннавязывалмолодым писателямсвои взглядыи мнения, хотяна самом делеони были дажеи не его, а простоследствия изсложившихсядогм и установок.Он решал судьбымногих людей,не имея на этоникакого моральногоправа, ведьвместе с веройв Бога он отрицалвозможностьсуществованиячего-либо загадочногои таинственного,старался всезаконы природывыстроить всобственнуюсхему и навязатьэту схему остальным.Несмотря насвою эрудицию,он так и не смогопровергнуть«седьмоедоказательство»Воланда и ушелв небытие, начто и рассчитывалпри жизни.

Совершенноиная судьбапредназначенаИвану Бездомному,который в спорес сомнительныминостранцем,вторя Берлиозу,осмеивал возможностьсуществованияи Христа и дьявола.Однако в самомначале романаБулгаков подробноописываетдиалог редактораи поэта. ПередБездомнымстояла задачанаписатьантирелигиознуюпоэму, в которойсуществованиеХриста какисторическойличности былобы поставленопод сомнение.Бездомный несправился сзадачей: в егопоэме «Христосбыл совершеннокак живой, хотяи не привлекающийк себе персонаж».В принципе,Воланд не наказываетмолодого поэта,а, скорее, открываетему путь к духовномувыздоровлению.Одно из проявленийкоторого –отказ от претензиина всезнаниеи всепонимание.Это выздоровлениепоэта стало,на мой взгляд,надеждой на«возрождение»всей русскойинтеллигенции.В эпилоге романаИван НиколаевичПонырев возникаетперед нами воблике скромногоученого, какбудто заоднос фамилиейизменился ивесь его духовныймир. Теперь онстал подлиннымучеником Мастера,и, может быть,когда-нибудьнапишет продолжениеромана о ПонтииПилате и ИешуаГа-Ноцри.

10мая 1939 года (загод до смерти)Михаил Афанасьевичсделал памятнуюнадпись женена своей фотографии:«Вот как можетвыглядетьчеловек, возившийсянесколько летс Алозием Могарычем,НиканоромИвановичеми прочими. Внадежде, чтоты прояснишьэто лицо, дарютебе, Елена,карточку, целуюи обнимаю».Здесь речь нетолько о многолетнейдо изнеможенияработе над«Мастером иМаргаритой»,но и намек нато, что жизньписателя прошлав общении слюдьми, подобнымиМогарычу иБосому. Однакосоздаетсявпечатление,что отношениеБулгакова кмосквичам вцелом выразилВоланд во времясеанса черноймагии в Варьете:«Люди как люди.Любят деньги,но ведь этовсегда было...Человечестволюбит деньги,из чего бы тени были сделаны,из кожи ли, избумаги ли, избронзы или иззолота. Ну,легкомысленны...ну что ж... и милосердиеиногда стучитсяв их сердца...обыкновенныелюди... в общем,напоминаютпрежних... квартирныйвопрос толькоиспортил их...»

23-7Тема любви впрозе А.И.Куприна.(На примере