Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 35 из 38)

трагедииА.С.Пушкина«Скупой рыцарь»


Владейстрастями,иначе страстиовладеют тобой.

Эпиктет.


Чтотакое страсть?Обратимся кТолковомусловарю живого

великорусскогоязыка ВладимираДаля. Там даетсяследующее

объяснение:страсть – это,прежде всего,страданье,мука,

телеснаяболь, душевнаяскорбь, сознательнопринятые насебя

тяготыи мученичества.И в то же время,страсть – это

безотчетноевлечение,необузданное,неразумноехотение, алчба.

Вживотном страстислиты в однос рассудком,образуя побудку,

апотому в страстяхживотноговсегда естьмера; страсти

человека,напротив, отделеныот разумногоначала, подчинены

ему,но вечно с нимвраждуют иникакой мерыне знают. Всякая

страстьслепа и безумна,она не видити не рассуждает.Как мы

видим,человеческиестрасти – понятиемногогранное,я бы даже

сказал,разнополюсное.Изображениюи анализучеловеческих

страстейпосвященымногие художественныепроизведения.

Столкновениежелаемого идействительного,любви и ненависти,

скупостии властолюбиямы найдем и вмаленькихтрагедиях

Пушкина.Обратимся кпервой из них,«Скупому рыцарю».

Перваясцена стремительновводит нас вобстановкудействия.

-Во что бы то нистало на турнире

Явлюсья. Покажи мнешлем, Иван.

Переднами башнясредневековогозамка. Разговоррыцаря и

оруженосца.Речь идет отурнире, о шлемеи латах, о победеи

схваткахи о захромавшемконе. Но переднами не просторыцарь,

абедный рыцарь.Времена крестовыхпоходов прошли

безвозвратно,и рыцарскиетурниры превратилисьиз испытаний

передпоходами вувеселения.А шлем и латыстали, прежде

всего,украшениями.Рыцарю стыднонадеть пробитыйшлем и

стыдноснять с поверженноговрага. «Рационалистическийдух

века»пронизываетрассказ молодогорыцаря о турниреи своем

подвиге.Разговор отурнире переходитв разговор оденьгах и

хлопотах,с ними связанных,появляетсяростовщик иупоминание

онесметныхотцовскихсокровищах.Молодой рыцарьзагнан в

угол,он мечется,жизнь впервыераспахнуласьперед ним так

широкои первая победаобострила егожизненнуюактивность.

ГлавнымпринципомАльбера становится«Во что бы тони стало…»

Вочто бы то нистало он хочетжить по-рыцарски,то есть

проводитьвремя на турнирахи пирах, и дляэтого ему нужны

деньги– на первыйслучай сточервонцев«жида-ростовщика»,а

затеми полные золотасундуки отца.


Темаденег, их ролив духовнойжизни человекане раз

поднималисьПушкиным в егопроизведениях.В одно и то жевремя

имбыли высказаныдве диаметральнопротивоположныеточки

зрения:

…Ипросят златаи цепей.

(«Цыганы»)

…Безденег и свободынет

(«Разговоркнигопродавцас поэтом»)

В«Скупом рыцаре»эти две точкизрения смыкаются.Первый

поединокиз-за денег -это диалогАльбера и Соломона.И это не

простостолкновениебеспечногомолодого рыцаряс практичным

ростовщиком,это не простогорячее желаниедостать денег,это

борьбаАльбера за своювнутреннююсвободу. Золотонужно ему

лишьдля того, чтобыобрести полнотужизни так, какон ее

понимает.Соломон предлагаетАльберу пуститьв ход яд и

отравитьотца. Да, Альберс нетерпениемдожидаетсясмерти

отца,но пойти наубийство онне может, онеще рыцарь.


Вовторой сценемы попадаемв подвал, о котороммечтает

Альбер,подвал, которыйохраняет «какпес цепной»старый

Барон.Барон, начинаясвой монологпочти бранью,поднимается

довысокой патетики:

Чтоне подвластномне? Как некийдемон

Отселеправить миромя могу;

Лишьзахочу – воздвигнутьсячертоги;

Ввеликолепныемои сады

Сбегутсянимфы резвоютолпою;

Имузы дань своюмне принесут,

Ивольный гениймне поработится,

Идобродетель,и бессонныйтруд

Смиреннобудут ждатьмоей награды.


Баронуже давно нерыцарь, и рыцарскийкодекс чести:

великодушие,защита сироти вдов – всеэто давно отброшеноим.

Он,может быть, ине убивший ниодного человека,чувствует

себякак убийца:

Когдая ключ в замоквлагаю, то же

Ячувствую, чточувствоватьдолжны

Они,вонзая в жертвунож: приятно

Истрашно вместе.


Онговорит о сынекак о будущемграбителе своихсокровищ. Для

Скупогорыцаря золото-это право навласть, намогущество,на

наслаждениежизнью, и оно,это право, можетбыть оплаченолишь

ценойлишений, ценойкрови.


Втретьей сценеАльбер направляетсяк Герцогу искать

рыцарскогосуда. В началетрагедии Альберстремился, вочто бы

тони стало попастьна рыцарскийтурнир, кончаетсятем, что

идетна поединоксо старикомотцом, по сути,на прямое и