безнаказанноеубийство. Такзавершаетсятрагедия овсевластье
золота,ничего не принесшегочеловеку,возомнившемусебя его
хозяином.И возглас Герцога«Ужасный век,ужасные сердца!»
говорито безумии всегопроисходящего,разладе всего
миропорядка.
Пушкинне пишет моралив конце трагедии,но о дальнейшей
судьбегероев легкодогадаться,власть и золотоникого не
сделаютсчастливыми.Мне кажется,Вольтер былправ, сказав,
что«страсти – этоветры, надувающиепаруса корабля,иногда
ониего топят, нобез них он немог бы плавать».
Действительно,страсть нередкотолкает людейна
самоотверженныепоступки ивысокие чувства,являясь великой
движущейсилой. Но чащевсего по жизнимы сталкиваемсясо
страстяминизменными,такими их иизображаетПушкин в своих
трагедиях.Как писал В.Даль«скупость легкообращаетсяв
страсть».Но в «Скупомрыцаре» онаникого не приблизилак
счастьюистинному.«Маленькиетрагедии»Пушкина актуальныи в
нашидни: человеческиестрасти всете же, что и сотнилет
назад.
В темелюбви Бунинраскрываетсякак человекудивительноготаланта, тонкийпсихолог, умеющийпередать состояниедуши, раненнойлюбовью. Писательне избегаетсложных, откровенныхтем, изображаяв своих рассказахсамые интимныечеловеческиепереживания.На протяжениистолетий многиехудожники словапосвящали своипроизведениявеликому чувствулюбви, и каждыйиз них находилчто-то неповторимое,индивидуальноеэтой теме. Мнекажется, чтоособенностьБунина-художникасостоит в том,что он считаетлюбовь трагедией,катастрофой,сумасшествием,великим чувством,способным ибеспредельновозвысить, иуничтожитьчеловека.
Любовь- таинственнаястихия, преображающаяжизнь человека,придающая егосудьбе неповторимостьна фоне обыкновенныхжитейскихисторий, наполняющаяособым смысломего земноесуществование.
Этатайна бытиястановитсятемой бунинскогорассказа «Грамматикалюбви»(1915). Геройпроизведения,некто Ивлев,заехав по путив дом недавноумершего помещикаХвощинского,размышляето « любви непонятной,в какое-тоэкстатическоежитие превратившейцелую человеческуюжизнь, которой,может, надлежалобыть самойобыденнойжизнью», еслибы не странноеобаяние горничнойЛушки. Мне кажется,что загадкатаится не воблике Лушки,которая «совсемнехороша быласобой», а в характересамого помещика,боготворившегосвою возлюбленную.«Но что за человекбыл этот Хвощинский?Сумасшедшийили простокакая-то ошеломленная,вся на одномсосредоточеннаядуша?» По мнениюсоседей-помещиков.Хвощинский«слыл в уездеза редкогоумницу. И вдругсвалилась нанего эта любовь,эта Лушка, потомнеожиданнаясмерть ее, - ивсе пошло прахом:он затворилсяв доме, в тойкомнате, гдежила и умерлаЛушка, и большедвадцати летпросидел наее кровати…»Как можно назватьэто двадцатилетнеезатворничество?Помешательство?Для Бунинаответ на этотвопрос вовсене однозначен.
СудьбаХвощинскогостранно завораживаети беспокоитИвлева. Он понимает,что Лушка вошланавсегда в егожизнь, пробудилав нем «чувствосложное, похожеена то, какоеиспытал онкогда-то в одномитальянскомгородке привзгляде нареликвии однойсвятой». ЧтозаставилоИвлева купитьу наследникаХвощинского«за дорогуюцену» маленькуюкнижку «Грамматикалюбви», с которойне расставалсястарый помещик,лелея воспоминанияо Лушке? Ивлевхотел бы понять,чем была наполненажизнь влюбленногобезумца, чемпиталась долгиегоды его осиротевшаядуша. И вследза героем рассказыраскрыть тайнуэтого необъяснимогочувства попытаются«внуки и правнуки»,услышавшие«преданьесладострастноео сердцах любивших»,а вместе с нимии читательбунинскогопроизведения.
Попыткапонять природулюбовногочувства автороми в рассказе«Солнечныйудар»(1925). « Странноеприключение»,потрясает душупоручика. Расставшисьс прекраснойнезнакомкой,он не можетобрести покой.При мысли оневозможностивновь встретитьэту женщину«он почувствовалтакую боль иненужностьвсей своейдальнейшейжизни без нее,что его охватилужас, отчаяния».Автор убеждаетчитателя всерьезностичувств, переживаемогогероем рассказа.Поручик ощущаетсебя «страшнонесчастнымв этом городе».«Куда идти? Чтоделать?» - потеряннодумает он. Глубинадуховногопрозрения герояясно выраженав финальнойфразе рассказа:«Поручик сиделпод навесомна палубе, чувствуясебя постаревшимна десять лет».Как объяснитьто, что случилосьс ним? Можетбыть, геройсоприкоснулсяс тем великимчувством, котороелюди называютлюбовью, и ощущениеневозможностипотери привелоего к осознаниютрагичностибытия?
Мучениялюбящей души,горечь потерь,сладкая больвоспоминаний– такие незаживающиераны оставляетв судьбах бунинскихгероев любовь,и время не властнонад ней.
Врассказе «Темныеаллеи»(1935) изображенаслучайнаявстреча людей,любивших другдруга тридцатьлет назад. Ситуациядостаточнозаурядная:молодой дворянинлегко рассталсяс влюбленнойв него крепостнойдевушкой Надеждойи женился наженщине своегокруга. А Надежда,получив отгоспод вольную,стала хозяйкойпостоялогодвора и так ине вышла замуж,не имела семьи,детей, не узналаобыкновенногожитейскогосчастья. «Сколькони проходиловремени, всеодним жила, -признаетсяона НиколайАлексеевичу.– Все проходит,да не все забывается.…Простить я васникогда немогла. Как небыло у меняничего дорожевас на светев ту пору, таки потом не было».Она не моглаизменить самойсебе, своемучувству. А НиколайАлексеевичпонял, что потерялв Надежде «самоедорогое, чтоимел в жизни».Но это минутноепрозрение.Покидая постоялыйдвор, он «состыдом вспоминалсвои последниеслова и то, чтопоцеловал уней руку, и тотчасстыдился своегостыда». И все-такиему труднопредставитьНадежду своейженой, хозяйкойпетербургскогодома, матерьюсвоих детей.…Этотгосподин придаетслишком большоезначение сословнымпредрассудкам,чтобы предпочестьим подлинноечувство. Но онрасплатилсяза свое малодушиеотсутствиемличного счастья.
Какпо-разномуосмысливаютпроисшедшеес ними героирассказа! ДляНиколая Алексеевичаэто «историяпошлая, обыкновенная»,а для Надежды- не умирающиевоспоминания,многолетняяпреданностьлюбви.
Да,любовь многоликаи часто необъяснима.Это вечнаязагадка, и каждыйчитатель бунинскихпроизведенийищет собственныеответы, размышляянад тайнамилюбви. Восприятиеэтого чувстваочень личностно,и поэтому кто-тоотнесется кизображенномув книге как к«пошлой истории»,а кто-то будетпотрясен великимдаром любви,который, каки талант поэтаили музыканта,дается отнюдьне каждому. Ноодно, несомненно:бунинскиерассказы повествующиео самом сокровенном,не оставятравнодушнымичитателей конца20-ого века. Каждыйюный человекнайдет в бунинскихпроизведенияхчто-то созвучноесобственныммыслям и переживаниям,прикоснетсяк великой тайнелюбви. Именноэто делаетавтора «Солнечногоудара», всегдасовременнымписателем,вызывающийглубокий читательскийинтерес.
26-1Тема судьбыв романе М.Ю.Лермонтова"Герой нашего
времени":Печорин и Вулич.
Роман"Герой нашеговремени" (1840) созданв эпоху
правительственнойреакции, котораявызвала к жизницелую
галереюобразов, долгиегоды привычноназываемыхкритиками
"лишнимилюдьми". Печорин- это "Онегинсвоего времени",-
утверждалБелинский. Нобыли ли такимиуж "лишними"Онегин и
Печорин?Попробуемразобраться.Лермонтовскийгерой - человек
трагическойсудьбы. Он заключаетв своей душе"силы
необъятные",но на его совестимного зла. Печорин,по его же
собственномупризнанию,неизменноиграет "рольтопора в руках
судьбы","необходимогодействующеголица всякогопятого акта".
Какже относитсяк своему героюЛермонтов?Писатель пытается
понятьсуть и истокитрагизма печоринскойсудьбы. "Будети
того,что болезньуказана, а какеё излечить- это уж Бог
знает!"Печорин жадноищет приложениясвоим незаурядным
способностям,"необъятнымдушевным силам",но обречён
историческойдействительностьюи особенностямсвоего
психическогосклада на трагическоеодиночествои рефлексию.
Вместес тем он признаётся:"Я люблю сомневатьсяво всём: это
расположениене мешаетрешительностихарактера,напротив... я
всегдасмело иду вперёд,когда не знаю,что меня ожидает.Ведь
хужесмерти ничегоне случится- а смерть неминуешь!" Печорин
трагическиодинок. Неудачейкончаетсяпопытка герояобрести
естественное,простое счастьев любви горянкиБэлы. Печорин
откровеннопризнаётсяМаксимуМаксимычу:"...Любовьдикарки
немногимбольше любвизнатной барыни;невежествои
простосердечиеодной так женадоедают, каки кокетство
другой".Герой обречённа непониманиеокружающих(исключением
являютсялишь Вернери Вера), еговнутренниймир не в
состояниипостигнутьни прекрасная"дикарка" Бэла,ни
добросердечныйМаксим Максимыч.Вспомним, чтопри первой
встречес ГригориемАлександровичемштабс-капитанв силах
заметитьлишь второстепенныечерты обликаПечорина и то,что
"тоненький"прапорщикнедавно находилсяна Кавказе. Не
понимает,к сожалению,Максим Максимычи глубину страданий
Печоринапосле гибелиБэлы: "...его лицоничего не выражало
особенного,и мне сталодосадно: я бына его местеумер с
горя..."И только повскользь обронённомузамечанию, что
"Печоринбыл долго нездоров,исхудал", мыдогадываемсяо
подлиннойсиле переживанийГригорияАлександровича.Последняя
встречаПечорина сМаксим Максимычемнаглядно подтверждает
мысль,что "зло порождаетзло". БезразличиеПечорина кстарому