"приятелю"приводит ктому", что "добрыйМаксим Максимыч
сделалсяупрямым, сварливымштабс-капитаном".
Офицер-повествовательдогадывается,что поведениеГригория
Александровичане являетсяпроявлениемдуховной пустотыи
эгоизма.Особое вниманиепривлекаютглаза Печорина,которые
"несмеялись, когдаон смеялся...Это признакили злого нрава,
илиглубокой постояннойгрусти". В чёмже причинатакой
грусти?Ответ на этотвопрос мы находимв "ЖурналеПечорина".
ЗапискамПечорина предшествуетсообщение отом, что на путииз
Персиион умер. Повести"Тамань", "КняжнаМери", "Фаталист"
показывают,что Печоринне находитдостойногоприменениясвоим
незауряднымспособностям.Конечно, геройна голову вышепустых
адъютантови напыщенныхфрантов, которые"пьют - однаконе
воду,гуляют мало,волочатсятолько мимоходом...играют и
жалуютсяна скуку". ГригорийАлександровичотлично видити
ничтожествоГрушницкого,мечтающего"сделатьсягероем романа".
ВпоступкахПечорина чувствуетсяглубокий уми трезвый
логическийрасчёт. Весьплан "обольщения"Мери основанна
знании"живых струнсердца человеческого".Вызывая искусным
рассказомо своём прошломсостраданиек себе, Печорин
заставляеткняжну Мерипервой признатьсяв любви. Можетбыть,
переднами пустойповеса, обольстительженских сердец?Нет! В
этомубеждает последнеесвидание герояс княжной Мери.
ПоведениеПечорина благородно.Он пытаетсяоблегчитьстрадания
полюбившейего девушки.Печорин, вопрекисобственным
убеждениям,способен кискреннему,большому чувству,но любовь
героясложна. Так,чувство к Верес новой силойпробуждается
тогда,когда возникаетопасностьпотерять туединственную
женщину,которая понялаГригорияАлександровичасовершенно.
"Привозможностипотерять еёнавеки Верастала для менядороже
всегона свете - дорожежизни, чести,счастья!" - признаётся
Печорин.Загнав коняна пути в Пятигорск,герой "упална траву
икак ребёнокзаплакал". Вотона - сила чувств!Любовь
Печоринавысока, но трагичнадля него самогои гибельна для
тех,кто его любит.Судьбы Бэлы,княжны Мерии Веры доказывают
это.История с Грушницким- иллюстрациятого, что незаурядные
способностиПечорина тратятсявпустую, нацели мелкие,
ничтожные.Впрочем, в своёмотношении кГрушницкомуПечорин
по-своемублагородени честен. Вовремя дуэлион прилагаетвсе
усилия,чтобы вызватьв противникезапоздалоераскаяние,
пробудитьсовесть. Бесполезно!Грушницийстреляет первым.
"Пуляоцарапала мнеколено", - комментируетПечорин. Переливы
добраи зла в душегероя - большоехудожественноеоткрытие
Лермонтова-реалиста.Перед дуэльюГригорийАлександрович
заключаетсвоеобразнуюсделку с собственнойсовестью.
Благородствосочетаетсяс беспощадностью:"Я решился
предоставитьвсе выгодыГрушницкому;я хотел испытатьего; в
душеего могла проснутьсяигла великодушия...Я хотел дать
себеполное правоне щадить его,если бы судьбаменя
помиловала".И Печорин нещадит противника.Окровавленныйтруп
Грушницкогоскатываетсяв пропасть...Но победа недоставляет
Печоринурадости, светмеркнет в егоглазах: "Солнцеказалось
мнетускло, лучиего меня негрели". Мнекажется, чтотрагизм
судьбыПечорина связанне столько ссоциальнымиусловиями
жизнигероя, но и стем, что изощрённаяспособностьк
самоанализуи блестящееаналитическоемышление, "бремя
познаньяи сомненья"приводят человекак утрате простоты,
естественности.Даже врачующаясила природыне в состоянии
исцелитьмятущуюся душугероя.
26-7.Сюжет, образы,проблематикапоэмы В.В. Маяковского
«Облаков штанах»
Поэма«Облако в штанах»была написанаВ.В. Маяковскимв период
с1913 по1915 годы, наканунеи в первые годы
империалистическойвойны, суровоеи трудное длястраны время.
СамМаяковскийсчитал «Облаков штанах»«катехизисом»нового
искусства.В четырех крикахчетырех частей– долой вашу
любовь,искусство,строй, религию– раскрываютсяпонятия
новогоискусства,нового миропонимания.Название поэмы«Облако
вштанах» акцентируетвнимание напервом крике– долой вашу
любовь.Эта тема получилановую трактовкуу Маяковского.
Моднаяпоэзия тоговремени усиленнокультивировалаособую
лирикулюбви. Внешнеона имеларазнообразноевыражение: то,
какпоэзия неземногочувства, трактовавшаялюбовь
религиозно-мистически;то, напротив- как разгуластрастей;
то,наконец, какпоэзия любвисалонной. Привсем этом любовь
изображаласьизысканно-украшеннойи
индивидуалистически-ограниченной.То было чувство,совершенно
оторванноеот общественнойжизни. И вот уМаяковскоголюбовь
неожиданнооблекаетсяв …штаны! Поэткак бы говорит:уж если
обязательнообсахареннаянежность, тоон согласенуступить, но
сохраняяиронию:
…хотите-
будубезукоризненнонежный,
немужчина, а –облако в штанах!
Сюжетпоэмы - это историябольшой, нонеразделеннойлюбви.
Молодойчеловек ждетназначенногосвидания. Пришедшая,
наконец,Мария объявляет,что «выходитзамуж». Девушку
«украли».Осиротевшийгерой с великойболью обнаруживает,что
он«заболел»любовью. У него«пожар сердца».Одинокий, он
бродитпо улицам, «втрактирныхуглах виномобливает душу»,
наблюдает«в экипажах…жирных,проевшихсянасквозь…»Но
постепенногерой сосредотачиваетсяне на одномсвоем горестном
чувстве.Личная трагедияс обостреннойсилой сталкиваетего
лицомк лицу с окружающиммиром, со сложнейшимипроблемами
быта,искусства,политики, религии.Лирическийгерой,
выброшенныйбурей жизниза борт, казалось,близкого и
возможногосчастья, неможет понятьи принять этотпочти
фантастическийв своей несуразностимир. Его сознание
предельновозмущеннои вздыблено.И вот он – тоосознает
горькуюправду своегоистинногоположениябунтаря и каторжника
капиталистическогогорода, то обращаетсяк любимой сословами
великойнежности иболи. То мечтаетоб искусстве,которое
врежется«кастетом»в продажныймир, то издеваетсянад
кукольнойпоэзией. То,наконец, призываети благословляет
очищающуюреволюцию илиобрушиваетсяна бога, создавшеготакой
античеловечныймир, такуюстрадальческуюлюбовь.
Однаиз центральныхтем «Облака»- любовь. Этутему автор
раскрывает,во-первых, вобразе любящегогероя, человека
большогосердца и труднойсудьбы. Человека,остро чувствующего
своигромадныепотенциальныесилы, но «обсмеянногоу
сегодняшнегоплемени, как…скабрезныйанекдот»,обкраденногов
любви,мучительноодинокого вокружающеммире. Во-вторых,в
любви«хозяев жизни»,которая противопоставляетсяподлинному
чувству.Наконец, в образегосподствующейв поэзии любовной
лирики,создающей«крошечныепереживанияуходящих отжизни
людей».
Лирическийгерой Маяковскогоочень противоречив.Я, -
признаетсяон любимой, -«человек, Мария,простой…» илив
другомместе он признаетсяей, что «в человечьеммесиве лицом
никогоне новей» Новместе с темутверждаетсяи другое: «Я,
можетбыть, самыйкрасивый извсех твоихсыновей». Маяковский
рассказываетнам о переживанияхгероя на фоневраждебного
окружениятупых господжизни. Когда,брошенныйлюбимой, он
бродитодинокий поулицам, лощеные«жирные атлеты»глумятся
надего горем.Униженностьгероя подчеркиваетсяобразом
«каторжникагорода-лепрозория».Город зараженмерзостью
господ.И вот в этомгниющим городев качестве егопленника
живетлирическийгерой. Однакосоциальнаяуниженностьне
уничтожаютв нем чувствасобственногодостоинства.Лирический
геройясно сознает,что эти истерзанные,угнетенныелюди «от
копотив оспе» и он вих числе – носителичеловеческойчести.
Онуверен, что этилюди держат–
Каждый-
…всвоей пятерне
мировприводныеремни!
Припомощи гиперболыМаяковскийпротивопоставляет
любовь-громадулирическогогероя пошлости«любвишки»сытых. Он
рисуетсатирическийобраз похотливогои завистливогочувства
шамкающихмолодящихсястариков, «потертыхв сорокгодовой
таске».Маяковскийзло издеваетсянад этим уродливымчувством,
онсчитает, чтовсю землю испохабилаэта старческаяпохоть, и
земля«обжирела»-
…каклюбовница,
которуювылюбил Ротшильд!
Этимже чувствомзаражаетсяи украденнаяМария, как толькоона
находит«мужа», онасразу становитсячужой, резкойдо
грубости.Всем своимповедениемона как бы говорит:«сделка
совершена,и вы больше ненужны».
Вошлаты,
резкая,как «нате!»,
мучаперчатки замш,
сказала:
«Знаете-
явыхожу замуж».
Следующийлозунг поэта– «долой вашеискусство!»Маяковский
обрушиваетсяна поэтов, которыевоспеваютмерзкую любовь
сытых.Он рисуетсобирательныйобраз модногопоэта буржуазных
салонов:
…изсигарного дыма
ликернойрюмкой
вытягивалосьпропитое лицоСеверянина.
Каквы смеете называтьсяпоэтом
и,серенький,чирикать, какперепел!
Лживо-благополучная,парадная поэзиятаких поэтовотвратна
Маяковскому,поэтому онзаявляет:
Отвас,
которыевлюбленностьюмокли,
откоторых
встолетья слезалилась,
уйдуя,
солнцемоноклем
вставлюв широко растопыренныйглаз.
Неменее важнаследующая тема«Облака»: «долойваш строй!» Вся
жизньжирных неприемлемадля поэта. Этомир, зараженный
неисчислимымии неизлечимымиболезнями.Любовь превращенав