меняловместе с темоттенки. Размашистые,удивительно
мелодичныестихи поэтаполны сердечнойтеплоты, искренности,
страстнойлюбви к беспредельнымпросторамродных полей.Уже в
раннихстихах С. Есениназвучат признанияв любви к России.
Так,одно из наиболееизвестных егопроизведений- "Гой ты,
Русьмоя родная... "С самого началаРусь здесьпредстает
какнечто святое,ключевой образстихотворения- сравнение
крестьянскиххат с иконами,образами вризах, и за этим
сравнением- целая философия,система ценностей.Мир деревни-
этокак бы храм сего гармониейземли и неба,человека и
природы.От слов будтовеет запахомполей ржи,васильками,
дымомпечей. Итак, настраницахранней есенинскойлирики перед
намипредстаетскромный, нопрекрасный,величественный и
милыйсердцу поэтапейзаж среднерусскойполосы: сжатыеполя,
красно-желтыйкостер осеннейрощи, зеркальнаягладь озер.Поэт
чувствуетсебя частьюродной природыи готов слитьсяс ней
навсегда:"Я хотел бызатерятьсяв зеленях твоихстозвонных".
С.Есенин жил впереломнуюэпоху, насыщеннуюдраматическимии
дажетрагическимисобытиями.Переломныйдля России год- 1917
-поэт встретил,как и многиехудожники егокруга, с надеждами
наобновление,на счастливыйповорот вкрестьянскойдоле. В
есенинскойпоэзии в 1917 годупоявляетсяновое ощущение
России:Уж смыла, стерладеготь ВоспрянувшаяРусь. Однако
новыймир поэт понялне сразу. Есенинждал от революции
"земногорая" для мужиков.Стоит ли говорить,что эти надежды
поэтане оправдались?И Есенин переживаетполосу духовного
кризиса,но не можетпонять, "кудавлечет нас роксобытий".
Непонятноему и изменениеоблика России,которая неслас собой
Советскаявласть. Чувстваи настроенияпоэта этоговремени
оченьсложны и противоречивы- это и надежды,и ожидания
светлогои нового, ноэто и тревогаза судьбу родногокрая,
философскиераздумья навечные темы.Одна из них -тема
столкновенияприроды ичеловеческогоразума, вторгающегосяв
нееи разрушающегоее гармонию- звучит в стихотворенииС.
Есенина"Сорокоуст".В нем центральнымстановитсяобретающее
глубокосимволическийсмысл состязаниемежду жеребенкоми
поездом.При этом жеребеноккак бы воплощаетв себе всю
красотуприроды, еетрогательнуюбеззащитность.Паровоз же
обретаетчерты зловещегочудовища. Весенинском"Сорокоусте"
вечнаятема противостояния!природы и разума,технического
прогрессасливается сразмышлениямио судьбах России.Но даже
желаниеслиться с новойжизнью не заставляетС. Есенина
отказатьсяот своего призванияроссийскогопоэта; он пишет:
Отдамвсю душу октябрюи маю, Но тольколиры милой неотдам.
Однимиз программных,важным дляпонимания темыродины, у
поэтастало стихотворение"Спит ковыль":" В нем выраженыего
сокровенныемысли. В строке"радуясь, свирепствуяи мучась" -
трудныйисторическийопыт, которыйвыпал на долюесенинского
поколения.Стихотворениепостроено натрадиционнопоэтических
образах:ковыль каксимвол русскогопейзажа иодновременно
символтоски, полыньс ее богатойсимволикойи журавлиныйкрик
какзнак разлуки.Традиционномупейзажу, в котором
олицетворениемпоэзии являетсяне менее традиционный"свет
луны",противостоит"новый свет",скорее абстрактный,неживой,
лишенныйпоэзии. И впротивоположностьему звучитпризнание
лирическогогероя есенинскогостихотворенияв приверженности
вековомудеревенскомуукладу. Особеннозначим у поэтаэпитет
"золотой":Все равно останусья поэтом Золотойбревенчатой
избы.В этом стихотворенииоттенок ценностипреобладает:
золотойне только цветизбы, сколькосимвол еенепреходящей
ценностикак символауклада деревенскойжизни с присущейей
красотой,гармонией.Деревенскаяизба - это целыймир, ее
разрушениене искупаетсядля поэта никакойзаманчивойновью.
Послепосещениязаграницы поэтпочувствовалновый прилив
чувствк России, которуювпервые захотелувидеть "через
каменноеи стальное".Творчествоего засветилосьновыми
гранями.Последний годжизни был необычайноплодотворным.. .
Смертьлишила насновых шедевров.Таким образом,тема родиныв
поэзииС. Есенинаразвиваетсяот безотчетной,почти по-детски
естественнойпривязанностик родному краюк осознанной,
выдержавшейиспытаниятрудным временемперемен и переломов
авторскойпозиции.
(2-5)Изображениевнутреннегомира человекав одном из
произведенийрусской литературыXIX века.
Жанрапсихологическогоромана в русскойлитературедо
Лермонтоване существовало.Он в своём лучшемпрозаическом
произведении– романе “Геройнашего времени”– впервые
поставилна первое местоне события, некакие-либосоциальные
проблемы,а внутренниймир героя, раскрываяего при помощи
психологическогоанализа. Авторописываетсвоего героя
Печоринарезко и беспощадно.Местами дажекажется, что
Лермонтовжесток к нему,но тут же в авторскойинтонации
заметныи сочувствие,и оправдание.Какими же средствами
добиваетсяЛермонтовтакого богатствапсихологических
оттенков?Один из способов– сложная композицияромана. Главы
романарасположеныне в хронологическомпорядке, и этоне
прихотьавтора. У Лермонтоваэтот приёмиграет большуюроль.
В.В. Набоков впредисловиик “Герою нашеговремени” назвал
такуюкомпозицию“спиральной”.Суть её в том,чтобы “раз за
разомприближатьк нам Печорина,пока, наконец,он сам не
заговоритс нами, но к этомувремени егоуже не будетв
живых”.Читая роман,мы сначалавидим поступкиПечорина и даём
имсвоё объяснение,и лишь потомузнаём, чем онина самом деле
вызваны.На этом приёмеобвинения ипоследующемоправдания
Печоринапостроен весьроман. Например,сначала в новелле
“Бэла”нас потрясаетдушевная чёрствостьгероя, особеннов
сочетаниис его подчёркнуто-учтивымобращением.Можно
ужаснуться– да что же этоза человек? Апотом, уже через
многостраниц, мывидим, как Печорин,загоняя коня,мчится в
ливеньпо опаснойкавказскойдороге толькоза тем, чтобыеще
хотьодин раз увидетьВеру, чтобы наодин-единственныймиг
отдалитьрасставаниес ней. И совсемв другом светепредстаёт
переднами этот странныйчеловек. Лермонтовведет читателяк
пониманиюдуши своегогероя исподволь.Сначала мыузнаём о
Печоринекак бы “черезтретьи руки“(от рассказчика,который
самслышит историюо Печорине отМаксима Максимыча).Затем
рассказчики Печорин встречаютсялично, и лишьв конце мы
читаемдневниковыезаписи героя.Только оставшисьс Печориным
“одинна один”, безвмешательствачужого восприятия,мы
понимаем,что же хотелдонести до насЛермонтов.Другим
способомизображениявнутреннегомира главногогероя является
внутренниймонолог, психологическийсамоанализПечорина. В
ежедневныхзаписях онрассуждаето своих чувствах,мыслях, он
анализируетсвои поступки,своё поведение:“Зачем я жил?Для
какойцели я родился?…Я не угадалсвоего назначения,я
увлексянаслаждениямистрастей пустыхи неблагодарных”.Перед
нами– внутренняяисповедь, вкоторой онбеспощаднобичует
присущиеему слабостии пороки. Оченьчасто Лермонтов
изображаетвнутренниймир своегогероя с помощьюпейзажа,
который,кроме описанияместа действия,выполняет и
психологическуюфункцию. Воткак описываетПечорин дорогук
местудуэли с Грушницким:“Я не помнюутра болееголубого и
свежего!Солнце едвавыказалосьиз-за зеленыхвершин, и
слияниепервой теплотыего лучей сумирающейпрохладой ночи
наводилона все чувствакакое-то сладкоетомление”.Печорин с
нескрываемымвосторгомлюбуется окружающейприродой, ноон
помнит,что через несколькоминут ему придетсявстать под дуло
пистолета,поэтому онпродолжает:“…путь всестановилсяуже,
утёсысинее и страшнее,и, наконец, они,казалось, сходились
непроницаемойстеной”. Лермонтовочень умелослова и мысли
Печориназаменяет картинамиприроды, подчеркиваяэмоциональное
состояниегероя. Следующимэлементомпсихологизмав романе
являетсяпортрет. Он нетолько отображаетвнешностьгероя, он
даётиндивидуально-психологическуюхарактеристикуПечорина.
ЗдесьЛермонтоврисует внутренниймир Печорина“извне” глазами
рассказчика-путешественника.Из его портретногоописания мыне
толькоясно представляемего наружность,но и узнаём,что
Печоринпривык переносить“все трудностикочевой жизни”,
обладал“привычкамипорядочногочеловека”, имелскрытный
характери был подвержен“глубокойпостояннойгрусти”. Роман
“Геройнашего времени”называют ещеи философским.Главный
геройчасто задумываетсянад философскимипроблемами,
размышляето добре и зле,жизни и смерти.Особенно
примечательнав этом смыслеповесть “Фаталист”.Она начинается
соспора Печоринас Вуличем опредопределениичеловеческой
жизни.Вулич – сторонникфатализма.Печорин жезадаётся
вопросом:“Если точноесть предопределения,то зачем же нам
данаволя, рассудок?”Этот спор проверяетсятремя примерами,
тремясмертельнымисхватками ссудьбой. Во-первых,попытка
Вуличаубить себявыстрелом ввисок, окончившаясянеудачей;
во-вторых,случайноеубийство Вуличана улице пьянымказаком;
в-третьих,отважный бросокПечорина наказака-убийцу.Не
отрицаясаму идею фатализма,Лермонтовприводит кмысли о том,
чтонельзя смиряться,быть покорнымсудьбе. Такимповоротом