Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 7 из 38)

преисполняютсябурей и тревогой".Эту мысльподтверждают

многиестихи поэта,посвящённыеинтимнымпереживаниям,но

преисполненныеинтимнымпереживаниям,но преисполненные

мучительныхраздумий о миреи человеке внём.


(3-8)Тема красотымира и человекав одном изпроизведений

русскойлитературы.


Откроемвторой томакадемического"Словаря русскогоязыка":

"Красота– свойство позначениюприлагательногокрасивый",

"Красивый– приятный навид, отличающийсяправильностью

очертаний,гармониейкрасок, тонов,линий, отличающийся

полнотойи глубинойвнутреннегосодержания,рассчитанныйна


эффект,на внешнеевпечатление".Так сухим научнымязыком дано

понятиеединой истиннойрелигии человечества,которой движется

каждаячастичка Вселенной;силе, способнойподняться над

временеми тленом, вдохновляясмычок музыканта,кисть

художника,лиру поэта.Никто, ничтоне устоит перед

загадочно-великолепнымпритяжениемкрасоты. Ейодной дана

властьнад прекраснейшимичувствамичеловеческихдуш. Волнует,

будоражитвоображениелабиринт правильныхи рваных линий,

гаммазвуков, палитракрасок… Все,из чего состоитмироздание,

видитсякаждому сквозьпризму еговнутреннегомира,

преломляетсянеповторимо,как солнечныйлуч в сложно

ограненномхрустале; ночеловеку свойственностремлениек

прекрасному,к тому, что кажетсяему совершенным,к красоте,

которуюможно увидеть,услышать,почувствовать.Пусть на земле

бесконечномного людей,пусть каждыйиз них понимаеткрасоту

по-своему,- всех их безисключенияобъединяетодно:

бесконечная,неограниченнаявласть прекрасного,божества

поколений.Красота –необязательнои не толькосовершенство.

Красота– это то, чтотрогает душу.Любое из определений

красотыможет найтисвое подтверждениена страницахромана

Л.Н.Толстого"Война и мир",ибо здесьприсутствуюти красота

души,и броская внешняякрасота тела,и прекраснаярусская

природа,и красотачеловеческихотношений, ивеличие ратного

труда.Толстой тщательновыписывал своипейзажи, таккак

восхищалсямудростьюприроды, красотойокружающего

пространства,гармониейвневременной.Ему, как и многимдругим

писателями поэтам, былаведома связьмежду природойи

человеческимвнутренниммиром. У Толстогоприрода участвуетв

действии,в сюжете, неотделимаот настроенияперсонажа.

Прекраснаописана природав сюжете, когдараскинув руки,лежит

смертельнораненый АндрейБолконскийпод опрокинутымв

вечностьнебом Аустерлица.Андрей Болконский,влюбленныйв

красоту,ищет спасениеот своих печалей,растворяясьвзглядом

вбесконечностигоризонта,думая о непреходящейприродной

гармонии,- природа прекрасна,потому что вней все вечнои

закономерно.Толстой показывает,что красота,ничем не

одухотвореннаяи бездушная,отталкивает.У красоты должнабыть

фантазия,должна бытьдуша, многоееще должнобыть, чтобы

передвсем этим прекраснымв совокупностипадали ницмиллионы…

Наверное,красота – самоеотносительноеиз всех понятий.

ВеликолепнаяЭлен Курагинапоявляетсяв высшем обществе,- и у

всехприсутствующихзахватываетдух от восхищения!Ее лицо

красиво?Несравненно!Она действительнопрелестнаяженщина,

этопризнают все.Но почему тогдана балу большийуспех имеет

НаташаРостова? НаташаРостова, вчерашний"гадкий утенок",с

неправильнымртом и черносливинамиглаз? Толстойобъясняет,

почемуНаташа – однаиз его любимыхгероинь: в Наташенет

красотычерт, нет совершенстваформ, как в Элен,но зато она с

избыткомнаделена другойкрасотой –духовной. Наташа,не

совсемброская внешне,одарена богатствомголоса, отражающим

богатствоее внутреннегомира: "Не обработан,но прекрасный

голос,надо обработать",- говорили все.Но говорилиэто уже

послетого, как замолкалее голос. "В тоже время, когда

звучалэтот необработанныйголос…дажезнатоки судьиничего не

говорилии только наслаждалисьэтим необработаннымголосом и

толькожелали еще разуслыхать его".ОдаренностьНаташи

проявляетсяи в глубокомощущении красотыприроды, которое

заставлялоее забыватьобо всем. Наташа– воплощение

лучезарнойжизни – представляетполный контрастс мертвящей

скукойсветской гостиной.Появляясь жеи в солнечныйдень в

лесу,и на фоне залитоголунным светомпарка, и средиосенних

полей,она всем своимсуществомгармонируетс неиссякаемой

жизньюприроды: "КнязьАндрей встали подошел кокну, чтобы

отворитьего. Как толькоон открыл ставни,лунный свет,как

будтоон насторожеу окна давнождал этого,ворвался в

комнату…ночь была свежаяи! неподвижно-светлая.Перед самым

окномбыл ряд подстриженныхдерев, черныхс одной и

серебристо-освещенныхс другой стороны.Под деревьямибыла

какая-тосочная, мокрая,кудряваярастительностьс

серебристымикое-где листьямии стеблями…почтиполная лунана

светлом,почти беззвездномвесеннем небе".Наверху "два

женскихголоса запеликакую-то музыкальнуюфразу, составлявшую

конецчего-то. - Ах, какаяпрелесть! Ну,теперь спать,и

конец.- Ты спи, а я немогу, отвечалпервый голос,

приблизившийсяк окну. - Соня!Соня! – послышалсяопять первый

голос.– Ну, как можноспать! Да тыпосмотри, чтоза прелесть!

Ах,какая прелесть!Да проснисьже, Соня, - сказалаона почти

сослезами в голосе.– Ведь этакойпрелестнойночи никогда,

никогдане бывало". Ееживость, ум,грация, обаяние,

заразительныйсмех увлекаюткнязя Андрея,Пьера… Снова

торжествоодухотвореннойкрасоты! Наташу,естественную,

непосредственную,невозможностьне полюбить…и люди тянутсяк

ней,потому что она– воплощениетой истиннойкрасоты, которая

очаровывает,притягивает,пробуждаетчувства. Еекрасота –

шарм,обаяние, искренность.Андрей Болконскийи Пьер Безухов…

Ихне назовешькрасавцами.Но каждый изних прекрасенсвоей

естественностью,свободой внутренней,простотой,открытостью.

НеуклюжийПьер вызываетсимпатию,расположение;невысокий

князьАндрей кажетсянеотразимым,блистательнымофицером …

таковыони благодарясвоей душевнойкрасоте. ДляТолстого ведь

внутреннееважнее внешнего!И любимые егогерои привлекают

читателясвоими качествами,достоинствамидуха, а не

внешностью.Красоту определяетдуша. Внутренняясущность. А

кактрогательноописана НаташаРостова в финалеромана,

несмотряна то, что "пополнела","подурнела"…красота ее души

неподвластнавремени, каки любая истиннаякрасота. А внешнюю

красотувремя убивает…Настоящаякрасота будетвсегда. Люди

никогдане сумеют поборотьв себе чувствопрекрасного.Мир

будетбесконечноменяться, ноостанется то,что радует глази

волнуетдушу. Люди будут,замирая отвосторга, слушатьвечную

музыку,рожденнуювдохновением,будут читатьстихи, любоваться

полотнамихудожников…И любить, боготворить,увлекаться,

притягиваться,словно железок магниту, мечтаяо ком-то

близкоми далеком,неповторимом,непредсказуемом,загадочноми

прекрасном.


Билет3

Мастерствохудожественныхдеталей в рассказахЧехова

Послесмерти ЧеховаЛ.Н. Толстойсказал: "Достоинствоего творчествато, что оно понятнои сродно нетолько всякомурусскому, нои всякому человекувообще. А этоглавное".Действительно,предметомисследованияЧехова (так жекак и Толстогои Достоевского)стал внутренниймир человека.Но художественныеметоды, художественныеприемы, которыеиспользовалив своем творчествеписатели, различны.Чехов по правусчитаетсямастером короткогорассказа,новеллы-­миниатюры.За долгие годыработы в юмористическихжурналах Чеховпоневоле отточилмастерстворассказчика,научился внебольшой объемвтискиватьмаксимум содержания.В маленькомрассказе невозможныпространныеописания, внутренниемонологи, поэтомуи выступаетна первый планхудожественнаядеталь. Именнодетали несуту Чехова огромнуюсмысловуюнагрузку.

Давайтепосмотрим, какбуквально однафраза можетсказать всео человеке.Вспомним маленькийюмористическийрассказ "Смертьчиновника",главный геройкоторого многимисвоими чертаминапоминаетнам АкакияАкакиевичаБашмачкина.В театре, случайночихнув, чиновникЧервяков обрызгаллысину генералаБризжалова.Это обстоятельствотак поразилоЧервякова, чтоон постоянноходит извинятьсяперед Бризжаловым.Бризжалов,человек незлой, сначалаблагосклоннопринимаетизвиненияЧервякова, нов конце, доведенныйдо исступленияего назойливостью,выгоняет еговон. Червяков,не понимая,почему Бризжаловтак раздражен,думает, что егокарьере конец,приходит домойи умирает. Впоследней фразедано практическиобъяснениевсему: "Придямашинальнодомой, не снимаявицмундира,он лег на дивани... помер". Геройумирает, несняв вицмундира,эта чиновничьяуниформа какбудто прирослак нему. Страхперед вышестоящимчином убилчеловека.

АннаСергеевна,героиня рассказа"Дама с собачкой",приехала вЯлту, не в состоянииболее переноситьобстановкусвоего домаи обществомужа, которогоона не любилаи не уважала.В определенномсмысле она былаподготовленак роману с Гуровым,которого воспринималакак человекаиз другой, лучшейжизни. Символомтого душногомира, откудаона пытаетсябежать, в рассказеявляется лорнетка:перед тем, какполюбить Гурова,Анна Сергеевнатеряет ее, иэто началопопытки "бегства".Позже, в театрегорода С., Гуровувидел ее вновьс "вульгарнойлорнеткой"в руках - попытка"бегства" неудалась. Беликов,"человек вфутляре", впротивоположностьАнне Сергеевнене пытаетсякак-то изменитьтечение своейжизни, разнообразитьее, потому чтов любом многообразии,в разрешениисебе чего-тонового скрываладля него жизньнеопределенностьи вызываланепреодолимоестремлениеокружить себя"оболочкой","футляром",чтобы защититься.Отсюда и чехлы,и футлярчики,в которые былиупакованы всеего вещи. Беликоввсю жизнь чего-тоопасался, егопугала самажизнь, потому-топосле смертиего лицо принялопростое, приятное,даже веселоевыражение: онпопал в футляр,из которогоне надо никогдавыходить.

В рассказе"Душечка" Чехов,описывая жизньОленьки Племянниковой,в несколькихместах повторяет,что жила онахорошо и счастливо.Эта детальнаводит намысль, что насамом дележизнь "душечки"не казаласьавтору стольуж достойнойвосхищенияи подражания."Душечка" неимеет ни собственныхжеланий, нимыслей. В последнейчасти рассказа,повествующейоб отношении"душечки" кСаше, сынуветеринара,Чехов уже непишет, что жилаона хорошо исчастливо,имея, можетбыть, в видуто, что, наконец,его нашла? ОленькаПлемянниковав чем-то схожас Ольгой Ивановной,героиней рассказа"Попрыгунья".У Ольги Ивановныта же зависимостьот чужого мнения.Но если "душечка"не была чересчурпривередливав своих знакомствах,то для ОльгиИвановны ценностьпредставлялитолько знаменитостии прочие необыкновенныелюди, к которымона причислялаи себя. В большихпроизведенияхЧехова, как ив рассказах,нет ни одной"лишней" детали.Например, впьесе "Трисестры" Наташавпервые появляетсяна сцене в розовомплатье с зеленымпояском - деталь,говорящая ополном отсутствиивкуса, говорито душевныхкачествахгероини больше,чем развернутаяхарактеристика.Чехов считает,что если в пьесев первом действиина сцене виситружье, то в концеоно должнообязательновыстрелить.Так, использованиедетали важнои в "Вишневомсаде". Вспомним"многоуважаемыйшкаф", звуклопнувшейструны как разперед продажейвишневого сада,стук топоровв конце пьесы.Все они несутобязательнуюсмысловуюнагрузку иважны для раскрытиякак характеровперсонажей,так и для самогодействия пьесы.

К концуподходит XX век.Человечествоготовитсявстретитьтретье тысячелетие.Но Чехов остаетсядля нас однимиз самых бесспорныххудожественныхи моральныхавторитетов.


Билет3

ТЕМАЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕБЛОКА

АлександрБлок вошел висторию литературыкак выдающийсяпоэт-­лирик.Начав свойпоэтическийпуть книгоймистическихстихов о прекраснойДаме, Блок завершилсвое двадцатилетнеетворчествов русской литературепроклятиемстарому мирув поэме "Двенадцать".Блок прошелсложный творческийпуть от поэта-символиста,от бесплоднойромантическоймечты к реальнойдействительности,к революции.Многие бывшие"друзья" Блока,сбежав от революциив другие-страны,кричали в парижскихгазетах, чтоБлок продалсябольшевикам,что его тонкийвкус и талантогрубел, но этобыло не так.Блок сам пострадалот революции(крестьянесожгли егоимение в Шахматове),но он сумелпонять и другое- чаша терпениянарода переполнилась.Блок чуткоприслушивалсяк жизни, проявлялглубочайшийинтерес к судьбеРоссии, к судьберусского народа.Ранний периодтворчествапоэта прошелпод знакомрелигиозныхмечтаний, уводившихв "миры иные".В 1904 году он создаетцикл "Стихово прекраснойДаме", полныхтревоги, ощущенияблизкой катастрофыПоэт замкнулсяв личных переживаниях,он тоскует обидеале женщины.Стихи посвященыего будущейжене Менделеевой,которую онсильно любил,Блок взрослеет,и меняются еговзгляды нажизнь, он понял,что нельзя уйтив "миры иные",когда вокругразруха, голод,борьба, смерть.Тема народаи интеллигенциивластно врываетсяв творчествоБлока. В стихотворении"Незнакомка"Блок показываетстолкновениепрекрасноймечты и грязнойдействительности.Он пишет: "Имедленно, пройдямеж пьяными,всегда безспутников,одна, дыша духамии туманами, онасадится у окна".Какая музыкальность?Какая лиричностьи мелодия. Ещераньше Блокзаписываетв дневнике:"Она - это некийидеал красоты,способный, бытьможет, пересоздатьжизнь, изгнатьиз нее все уродливое,дурное". СвязиБлока с собственнойсредой, с деградирующейбуржуазнойкультуройнемного ослабли,потому что онвлюблен в своюРодину и потрясенгорькой судьбойрусского народа.Народ сознательноспоили и свелик уровню животного.

"По вечерам,над ресторанами,прозрачныйвоздух дик иглух, и правитокриками пьянымивесенний итлетворныйдух", - пишет онв "Незнакомке".Поиски Блокапутей к реальнойжизни сопровождалисьвзрывами отчаяния,неверия, проклятиямипо адресу "сытых",попыткамипересмотрасобственнойжизненнойпозиции.

Блоксвоими стихамидоказал, чтоон не толькоглубокая, незауряднаяличность, нои показал связьВселенной иВечной красоты.Жаль, что онтак и не нашелсвоего идеалав жизни. Менделеева,устав от восторженнойлюбви, ушла кАндрею Белому,но глубокиестихи Блокаостались. Ониполны чувства,юные девушкиучатся любвинастоящей,поэтической,это очень скрашиваетоднообразные,полные усталостии тревоги нашисовременныебудни. Если бне поэты, тословами Блокаможно было бысказать: "Такжизнь скучна,когда борениянет. Нет красоты,любви и жизни".С любовью кженщине перекликаетсялюбовь к Родине."О, Русь мояЖена моя! Доболи нам ясендолгий путь!"- пишет Блок.

Освобождаясьиз-под влияниясимволизма.Блок стремилсяпродолжитьтрадиции великойрусской классическойлитературы,видевшей своюзадачу в служениинароду. Блоксамостоятелени неповторим.В его поэзиивыражены характерныечерты духовнойжизни многихлюдей, предчувствиесоциальныхперемен. Поэтс большойстрастностьюхотел видетьв человекесвободноготворца жизни.Вся жизнь Блокапронизанамечтой об идеальномчеловеке, которыйне чувствуетв себе раздвоенностии смятения.Культ прекраснойДамы означалпротест противмещанской прозыжизни, былсвоеобразнойформой непризнанияи отрицаниябуржуазногоуклада жизни.Недоговоренность,загадочностьцикла о любвипобуждаетзадуматьсянад тайнамичеловеческогобытия.

"Незнакомка"- это полеттворческойфантазии,преображающиймир. Глубинапереживанийпоэта определяетзначительностьтем в его лирике.Блок рано ушелиз жизни, ностихи его волнуютвсех мыслящихлюдей, они помогаютнам жить.


(4-6)Особенностижанра одногоиз произведенийрусской