Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 9 из 38)

человек,но огонь самопожертвованияне для него -Иван

Денисовичцепко держитсяза жизнь. Поройне брезгует

заискиватьперед начальством,услужлив сзэками. Но Шухови не

"шакал",как, например,Фетюков, которыйпостоянно ищет,где

быурвать свойкусок, и готовот голода облизыватьчужие

миски.Земной круградостей ИванаДенисовичанапоминает

"круглуюнатуру" толстовскогоПлатона Каратаева:та же

непритязательностьжеланий, то жетвердое знаниесвоего места

вжизни, то жеумение найтирадость бытияв самой жестокой

переделке.Так, подводямысленный итогпрожитого дня,Шухов

осталсяим доволен: "…в карцер непосадили, наСоцгородокне

выгнали,в обед он закосилкашу,… с ножовкойна шмоне не

попался…И не заболел,перемогся."Автор прямоне оценивает

своегогероя, хотяявно с симпатиейотносится кнему, и его

впаянностьв круг житейских,"низких" забот- лучшее

противостояние,с точки зренияСолженицына,бесчеловечной

системе.Это есть тотнародный тип,который устоитперед лицом

любыхиспытаний, ипо сути повесть- памятник здоровымкорням,

неуничтожимостирусскогонациональногохарактера.


Оченьважным дляШухова являетсяработа. Он нетак прост,

чтобыко всякомутруду относитсябез разбора.Работа,

рассуждаетИван Денисович,"она как палка,конца в нейдва:

длялюдей делаешь- качество дай,для дуракаделаешь - дай

показуху".И всё же, Шуховлюбит работать.Вот тут и

проявляетсяинтересныйпарадокс, связьс общей идеейповести.

Когдана картинутруда принудительногокак бы наплывает

картинатруда свободного,по собственномупобуждению,это

заставляетглубже и остреепонять, чегостоят такиелюди, как

ИванДенисович, икакая преступнаянелепостьдержать ихвдали

отродного дома,под охранойавтоматчиков,за колючей

проволокой.Характер Шуховасопоставляетсяс характерами

другихзаключенных- на этом строитсясистема образовповести.

Примечательно,что в основеих,, за исключениемглавного

героя,лежат судьбыконкретныхлюдей, с которымиСолженицын

познакомилсяв лагере. Вообще,документальность-

отличительнаячерта почтивсех произведенийписателя. Он

словнобольше доверяетЖизни и ее Творцу,нежели

художественномувымыслу. ПослеШухова бригада- второй главный

геройповести Солженицына.Она как нечтопёстрое, разнородное

нов то же времяи "как семьябольшая. Онаи есть семья,

бригада".Бригада - одноиз гениальнейшихпо своей простоте

изобретениесталинскогорежима. Нельзяпридумать более

эффективногосредствавзаимоуничтожениязаключенных.Здесь

другдругу помогают,но никто никогоне покрывает,потому что

есличто-то произойдёт,вина ложитсяна всю бригаду.

Провинившегосязэка осуждаютне тольконадзиратели,но и сами

заключенные.Не успел к проверке- подвёл (а значити

разозлил)всю бригаду,а то и весь лагерь.Поэтому внутри

бригадыбыла так распространенавзаимная слежкаи

"стукачество".Но несмотряна это, отношенияв бригаде Шухова

былидовольно сплочёнными.В одной бригадес Шуховым работают

самыеразные люди.Это и кавторанг(капитан второгоранга)

Буйновский,недавно попавшийв лагерь и ещене знающий его

законов.За его спинойтакое же, каку Шухова, обвинениев

шпионаже,а до этого - службана миноносцах,награды и

ранения.Человек образованныйи гордый, Буйновскийпытается и

самсохранить своиправа как человека,и зэкам, товарищампо

несчастью,внушить мысльо противостояниикаждодневному

унижениюи бесправию.Это и московскийкинорежиссёрЦезарь

Маркович,давно отбывающийсрок и ужеприобретшийздесь связи:

они на общих длябригады работахне надрывается,и еду

отдельноот остальныхполучает. Цезарь- представителькласса

такназываемойсоветскойинтеллигенции,резко выделяющийсяиз

толпыдругих зэковпрежде всегосвоей образованностьюи

непонятнымимногим окружающимего людям разговорамиоб

искусстве.Фигура этоголагерникаокутана некойтайной, и до

концачитателю непонятно,кто же он насамом деле икаким

образомоказался влагере. БригадирТюрин представленв

рассказев образе "идеальногобригадира".Он успеваетследить

завсем, принимаетответственныерешения, защищаетсвою

бригадуи даже успеваетрассказыватьим истории изсвоей

жизни.Почти ко всемгероям из бригадыШухова авторотносится

сявной симпатией,за исключениемтолько Фетюкова-

единственногоабсолютноотрицательногогероя повести.И за

этимскрываетсяположительноеотношениеСолженицынак

политическимзаключенным,и ко всем несправедливоосужденным

вовремя сталинскихрепрессий.Крестьяне,солдаты,

интеллигенты,они думаютпо-разному иговорят о разном.

Единственное,что многих изних объединяет,это фиктивностьи

нелепостьпредъявленныхим обвинений,и главный геройповести,

ИванДенисович Шухов- не исключение.АлександрИсаевич

Солженицынсоздал поистиненародный характер,настолько

близкиймиллионам, чтоможно говоритьо народной ролиэтого

героя.Через страданияодного человекапостигаетсястрадание

народа.Но народ страдалмолча, и Солженицынвзял на себя

смелостьзаявить опреступлениивласти противнарода в

открытую.Люди узналиправду, правдуо самих себе- вот в чём

главнаязаслуга повести.У начинанияСолженицына- открытия им

жанралагерной прозы- вскоре появилисьпоследователи:это Ю.

Домбровский("Факультетненужных вещей"),Е. Гинзбург("Крутой

маршрут"),В. Шаламов("Колымскиерассказы").Завеса молчания

прорвалась,правда сталанародным достоянием,открылась

суроваяреальностьжизни. Читателямуже не нужныбыли сладкие

сказкио светлом будущем.Завершая нобелевскуюлекцию, А. И.

Солженицынпроизнёс пророческиеслова, отражающиеего позицию

писателя-гуманиста,борца за справедливость."В русскомязыке,

-говорил он, -излюбленыпословицы оправде. Онинастойчиво

выражаютнемалый тяжелыйнародный опыти иногда поразительно:

"Однослово правдывесь мир перетянет".Вот на такоммнимо

фантастическомнарушениизакона сохранениямасс и энергий

основанаи моя собственнаядеятельность,и мой призывк

писателяммира".


(4-8)Тема совестив одном изпроизведенийрусской литературы.


Честьи совесть?! Многиелюди употребляютэти слова в

повседневнойжизни. А ведьесли спроситьих, каково значение

этихслов, то ответятдалеко не все.Да и ответыбудут

совершенноразными. Почему?Да потому, чтовопрос этотгораздо

сложнее,чем кажетсяна первый взгляд.И вот сейчасэтот

вопроспередо мной.И найти на негооднозначныйответ сразуя

немогу. Открываюэнциклопедическийсловарь наслове "совесть"

ичитаю: "Совесть- понятие моральногосознания,убежденность

втом, что являетсядобром и злом,сознание нравственной

ответственностиза свое поведение".Я полностьюсогласен с

определениемавтора данногословаря, новсе-таки особенно

выделилбы конец этойформулировки:"совесть - сознание

нравственнойответственностиза свое поведение".С совестью

сталоуже чуть-чутьяснее, осталосьразобратьсясо словом

"честь".Переворачиваюеще несколькостраниц, нахожуслово

"честь"и читаю: "честь- достойныеуважения игордости

моральныекачества иэтическиепринципы личности".И с этим

определениемможно согласиться.Но от себя япоставил бы

вопросительныйзнак рядом сословом "гордость".По моему

мнению,которое я нехочу никомунавязывать,слова "гордость"

и"честь" немногопротиворечатдруг другу, ноэто лишь мое

мнение.Однако всеопределения,написанныевыше, являются

оченьобщими. Пониманиекак совести,так и честипретерпевало

изменениесо временем.Корни этих словуходят далеков

прошлое,однако, как мнекажется, ихстоит начинать

рассматриватьсо средневековья.Не одно произведениепосвящено

этойэпохе, но однимиз наиболеезначительныхи ярких я считаю

произведениеМигеля де Сервантеса"Дон Кихот".Читая этот

роман,невольно проникаешьсядухом средневековья,духом

благородныхрыцарей, которымприсущи и совесть,и конечно же

честь.Мне кажется,что сложилосьтакое мнение,что понятия

"рыцарь"и "честь" неразделимы.В романе действительноДон

Кихотзащищает болееслабых, а ужчего стоятподвиги этого

бесстрашногорыцаря радисвоей возлюбленной.В нашей стране

этойэпохи не было.Именно этимв свое времябыло вызвано

такоеотношениеГитлера к нашейстране. Но отсутствиеэтой

эпохив истории нашейстраны нельзяназвать недостатком.Да,

Мигельде Сервантесописал ДонКихота, показавего воплощением

чести,достоинстваи благородства.Но, вопрекисложившемуся

мнению,на одного такого"Дон Кихота"приходилось,по меньшей

мере,двадцать "рыцарей",которым понятия"совести" и"чести"

былисовершенночуждыми и которыетолько и занималисьтем, что

пьянствовалии "портили"деревенскихдевушек. Каки все, эпоха

средневековьяпрошла, и пришлидругие времена,совершенно

другие,и вместе с нимиизменилосьзначение честии совести.

Чтобыпроследитьэто время, явыбрал произведениеМаргарет

Митчелл"Унесенныеветром". В этомромане на судчитателя

представляютсяуже совершеннодругие люди,с совершеннодругой

системойценностей. Ив большинствесвоем они обладаюти

честью,и совестью,если следоватьопределению,данному в

началесочинения.Доказать? Пожалуйста,на примереюжан.

Совесть- убежденностьв том, что являетсядобром и злом.