Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 1 из 38)

(1-7)Автор и егогерой в произведенияхА.И.Солженицына"Матренин двор"


Ещекаких-то двадцатьлет назад имяАлександраИсаевича Солженицыназапрещено былопроизносить,а сегодня мывосхищаемсяего глубокофилософскимипроизведениями,в которыхраскрываетсямастерствов изображениихарактеров,умение наблюдатьза людьми ипонимать их.И особенно яркораскрываетсяэто в произведении"Матренин двор".Рассказ "Матрениндвор", написанныйв 1959 году, по признаниюавтора "полностьюавтобиографичени достоверен". В нем воспроизведенысобытия, происшедшиев одном из районов"нутряной"России и относящеесяко временивозвращенияписателя изссылки в 1956 году.В основу произведенияположена встречаавтора - повествователяс простой русскойженщиной. Лирическоеповествованиео жизни и смертиэтой пожилойкрестьянкипронизаноавторскимпониманиемправды и красоты.В центре рассказаАлександраИсаевича - судьбадеревенскойженщины, проработавшейвсю жизнь вколхозе не заденьги, а за"палочки ". Внем - обычнаяпослевоеннаяжизнь русскогосела. Но Солженицыннаходит изюминкуотношенийвласти и человека,нравственно- духовной жизнинарода, борьбыза выживание.

Рассказначинаетсяс того, чторассказчик,в роли котороговыступает самавтор, Игнатич,возвращаетсяв Россию изпыльных, степейКазахстана,после десятилетнегоизгнания. Онзнаёт, что здесьего никто неждет, но хочетвернуться"просто в Россию".Автор - рассказчикудивлен тем,что все изменилосьза эти долгиегоды. С большимижитейскимитрудностямисталкиваетсяИгнатич, нолюбовь к Родинедает ему силы.И вот, наконец,он поселяетсяв доме МатреныВасильевны- одинокой женщины,потерявшеймужа на фронте,похоронившейшестерых детей.Скудным убранствоми единственнымукрашениемеё избы былигоршки и кадкис фикусами,тусклое зеркалои два яркихплаката. Но вразмеренных,колоритныхзарисовкахпостепенно


предстаетперед читателемобраз не толькоодинокой,обездоленнойженщины, но иредкого человекас безмернодоброй душой.Несмотря наневзгоды, Матренане утратиласпособностиоткликатьсяна чужую нужду.Ни одна пахотав деревне необходиласьбез неё. Вместес другими женщинамивпрягаласьона в соху итащила её насебе. Ни однойродственнице,близкой илидальней, немогла Матренаотказать впомощи, оставляясвои неотложныедела. Ничего,в сущности, неимея, эта женщинаумеет отдавать.Однако платыза её добронет. Для единственнойкозы Матренане может собратьсена: " ... у полотна- не коси", "влесу коситьнету", "... в колхоземне не велят". А как бесконечнодолго и упорнопреодолевалаэта женщинанеблизкий путьдо сельсовета,хлопоча о пенсии.Но ещё остреебыла проблемас топливом: "Недавали торфужителям, а тольковезли начальству,да кто приначальстве".Вот и приходилосьбедным деревенскимженщинам собиратьсяпо несколькочеловек длясмелости иносить торфтайком в мешках.И эта страшнаядействительностьпугает читателя,настораживает:"Неужели МатренаВасильевнавсегда такжила: воровалаторф, впрягаласьв соху, обивалапороги в сельсовете?"Во второй частирассказа мыузнаем о молодостигероини. Ужев юности судьбакруто обошласьс Матреной: недождалась онасвоего любимого,Фаддея. пропавшегона войне безвести, а смертьматери Фаддея,сватовствоего младшегобрата как быпредрешилиеё судьбу. Иона решиласьвойти в дом,где уже навсегдапоселиласьее душа. Как быища оправдание,Матрена говорит:"Мать у нихумерла... Рук уних не хватало".Но жестокаяжизнь возвращаетФаддея, которыйпроизнес то,что будет эхомзвучать в сердцегероини всюжизнь: " ... еслиб то не братмой родной - ябы вас порубилобоих". Воттакой была одна- единственнаялюбовь МатреныВасильевны.Но был еще тотдень, когда всепоказали своеотношение кэтой праведнойженщины. ВозвращениеФаддея напомнилоМатрене о прекрасномпрошлом. Скольколет ее сердцегрело вспыхнувшееоднажды и непогасшее чувство!А Фаддей потерялчувство любвик Матрене, ничтоне дрогнулов нем при видемертвой. Сразупосле похоронон заботитсятолько о разделеее имуществаи не успокаиваетсядо тех пор, покане перевозитк себе домойна санках доставшиесяему сарай изабот. А золовкакак о ней отзывается:"... и нечистоплотнаябережная; ... иглупая помогалачужим бесплатно...".На самом деле,это не глупость,а благое дело.Разве многиемогли бы помочьчужим людям"бесплатно"?А она могла,так как Матрена"не похожаяна других","незаурядная","особенная".Но точнее всехвыразился самписатель: " Всеммы жили рядомс ней и не поняли,что есть онатот самый праведник,без которого,по пословице,не стоит село,ни город, нився земля наша...".


(1-8)Тема чести ичеловеческогодостоинствав одном изпроизведенийрусской литературы.

Однимииз самых яркихдетских впечатленийПушкина былаего дружба сграфом де Монфором,обедневшимдворянином,вынужденнымбежать в Россиюот Великойфранцузскойреволюции.Некоторое времяграф состоялв должностигувернёра примальчике. Уволенныйматерью поэтаза невыполнениесвоих обязанностей,Монфор на прощаниенарисовал втетради воспитанникасвой герб инаписал девиз:"Главное в жизничесть и толькопотом счастье".Этому заветупоэт следовалвсю жизнь. Проблемычести и долгаПушкин касаетсяво многихпроизведениях."Полтава","Евгений Онегин","Дубровский"- вот небольшойперечень текстов,в которых сюжетстроится нараскрытии этихпонятий. В повести"Капитанскаядочка", опубликованнойнезадолго досмерти Пушкина,данная проблемазаявлена поэтомуже в эпиграфе."Береги честьсмолоду", - советуетпоэт читателюи знакомит егос испытаниями,выпавшими надолю его героев,в которых онипроходят своеобразнуюпроверку напрочность.Проблема честии долга затрагиваетвсех героевповести: какглавных, таки второстепенных.Рассказ о событияхПугачёвскогобунта Пушкиндоверяет юномудворянину.Такой выборнеслучаен:поэту нуженбеспристрастныйсвидетель,который благодарясвоей молодостии неискушённостиещё не успелприобрестиконсервативныевзгляды и способенобъективнооценить произошедшиесобытия, участникомкоторых емудовелось стать.К тому же геройродился и выросв мелкопоместнойдворянскойсреде, что важнодля авторскойконцепции:лучшие пушкинскиегерои - выходцыиз провинции,они близкипростому народуи не испыталина себе тлетворноговлияния высшего света. Однакопоэт не идеализируетсвоего героя,он рисует какположительныестороны егонатуры - порядочность,благородство,отсутствиедворянскойспеси, наличиевысоких идеалов,так и отрицательные- узость кругозора,ограниченностьинтересов,поверхностноеобразование.Для того, чтобыпоказать, какойчеловек будетпротивостоятьПугачёву, Пушкин,прежде чемприступитьк основномуповествованию,рассказываето детстве июности Гринёва.В первой главе,являющейсяэкспозицией,отец, отправляясына на службу,даст ему своёнапутствие,в котором скажето необходимостиберечь дворянскуючесть: "ПрощайПётр. Служиверно, комуприсягнёшь;слушайся начальников;за их ласкойне гоняйся; наслужбу ненапрашивайся;от службы неотговаривайся;и помни пословицу:береги платьеснову, а честьсмолоду". Такимобразом, ужев начале повестидважды будетзаявлена проблемачести и долга.Пушкин такстроит своёпроизведение,что его геройнеоднократнопроходит испытания,причём каждыйраз ситуациястановитсяболее драматичной.В Симбирске,проиграв вбильярд крупнуюсумму денег,Гринёв ни насекунду несомневаетсяв том, что долженрасплатитьсясо своим кредитором,хотя и понимает,что был обманут.Он следуетзаконам дворянскойчести, по которымтребовалосьнезамедлительнорасплачиватьсяза проигрышв азартныхиграх. Находясьна службе вБелогорскойкрепости, Гринёввступаетсяза честь женщиныи принимаетучастие в дуэли,в которой онничем не роняетсвоё достоинство:сражаетсяпорядочно, вотличие отсвоего соперника,и не пытаетсявоспользоватьсяего ошибками.Ситуация посравнению спредыдущейболее сложная,но герой остаётсяверен понятиямо чести и долге.Во время неприятельскогоприступа Гринёв,являясь практическиединственнымзащитникомБелогорскойкрепости, смеловыходит закрепостнойвал вслед застарым капитаноми после пораженияготовитсяразделитьсудьбу своегокомандира.Герою не приходитв голову нарушитьприсягу и изменитьгосударыне.Пушкин триждыпроверяетсвоего героя,каждое новоеиспытаниетяжелее предыдущего:от выплатыигрового долгаи борьбы зачесть любимойженщины досохраненияверности Родине.По мнению писателя,человек способенсберечь душевнуючистоту, толькоесли он честендаже в мелочах.Конечно, юныйГринёв, поддавшисьна уговорыСавельича, могбы не выплачиватьобманом выманенныеу него деньги,но важно то,что он их выплатил,не пытаясьобвинить всвоих злоключенияхдругого человека.Полной противоположностьюГринёва являетсяШвабрин, однакоэтот образпомогает Пушкинудоказыватьту же самуюидею, но как быс изнанки: предавединожды, будешьпредавать идалее. Когдагерой появитсяна страницахповести, намстанет известноо нём, что онпереведён изПетербургав Белогорскуюкрепость за"смертоубийство",а как Швабринсоблюдаетдуэльный кодексмы увидим позже.Будучи отвергнутпонравившейсяему девушкой,Швабрин сделаетвсё, чтобы очернитьеё перед Гринёвым.Не

принимаяучастия в защитекрепости, Швабринуспеет подготовитьсяк встрече самозванцаи ко времениказни вольётсяв разбойничьюшайку и предстанетперед Гринёвымв казачьемобличии. К томуже, проявляяудивительноезлопамятство,будет требоватьскорейшей казнибывшего другаи сослуживца.Так от убийствачеловека, подлостипо отношениюк женщине, нарушенияпонятий честнойдуэли Швабриндойдёт допредательстваприсяги и Родины.В дальнейшемПушкин продолжитсталкиватьсвоих героев.Получив в Оренбургеизвестие отМаши о грозящейей опасности,Гринёв предприметвсе возможное,чтобы спастилюбимую женщину.Швабрин же вэто время,воспользовавшисьбезвыходнымположениемдочери капитанаМиронова, станетпринуждатьеё к замужеству,держа длясговорчивостив подвале иугрожая в случаеотказа отдатьеё на растерзаниеразбойникам.Позже, он выдастдевушку Пугачёву,решив лучшепожертвоватьею, нежели отдатьсвоему сопернику.Во время следствияГринёв и Швабринопять столкнутся.Оба они не проронятни слова о Маше.Гринёв будетскрывать еёистинное участиев его деле, боясь,что девушкувызовут вследственнуюкомиссию, начнутдопрашиватьи ей придётсявспомнить всенедавно пережитыеужасы, чего онне может допустить.Поэтому геройпредпочитаетсмерть илиссылку в Сибирь,только бы сберечьпокой той, которуюон любит. Совсемпо другой причинемолчит Швабрин.Он понимает,что обречён,но не хочетпогибать одини делает всёвозможное,чтобы погубитьи Гринёва. Переднами уже непросто человек,нарушившийприсягу, переднами нелюдь.Проблема честии долга в повестинеразрывносвязана с темойхристианскойсовести. В смутныепериоды истории,когда ломаютсяпредставленияо нравственности,иногда оказываетсянедостаточнымориентироватьсяна понятие отом, что такоечесть, потомучто жизненныеколлизии, вкоторые попадаютлюди, бываютнамного сложнее,чем это можновообразить.В "Капитанскойдочке" на вопрос,что же делатьчеловеку,оказавшемусяв неоднозначнойи часто безвыходнойситуации, Пушкинотвечает определённо:"Надо обратитьсяк Богу, держатьответ толькоперед ним, оставитьсвою совестьв его глазахнезапятнанной,и тогда помощьбудет дарована".В повестиоклеветанныйгерой со смирениемпринимаетвыпавшую наего долю несправедливость,но не впадаетв грех унынияи, положившисьна силу молитвы,верит в торжествосправедливости:"Однако ж я нетерял ни бодрости,ни надежды. Яприбегнул кутешению всехскорбящих и,впервые вкусивсладость молитвы,излиянной изчистого, норастерзанногосердца, спокойнозаснул, не заботясьо том, что сомною будет".Истина торжествует- герой получаетпомилование.Для авторскойконцепции оченьважно, что честьвосстановленаименно черезпомилование,которое происходитв два этапа.Сначала благодарязаслугам отцаГринёва смертнаяказнь замененассылкой в Сибирь,а потом послевстречи Машис императрицейотменяетсяи ссылка. Приходитсяотстаиватьсвою честь иглавной спасительницеГринёва. СначалаПушкин расскажето мнимой Машинойтрусости: втретьей главеГринёв поинтересуется,не боится лиМаша бунтующихразбойников?Ответ он услышитот ВасилисыЕгоровны: "…Машатрусиха… Досих пор не можетслышать выстрелаиз ружья: таки затрепещется.А как тому двагода Иван Кузьмичвыдумал в моиименины палитьиз нашей пушки,так она, мояголубушка, чутьсо страха натот свет неотправилась".Правда оченьскоро мы убедимся,что характеру девушки твёрдыйи решительный:она не захочетсоединить своюсудьбу с Швабринымиз корыстныхпобуждений,а узнав о нежеланииродителейГринёва благословитьих брак, Машаоткажется выйтиза него замуж,посчитав длясебя невозможнымвойти в чужуюсемью обманом.В минуту решительнойопасностикапитанскаядочка окончательнопреобразится:сначала она,услышав о приближениивосставших,не покинетБелогорскуюкрепость, потом,попав в зависимостьот Швабрина,предпочтётсмерть бесчестию,а затем станетединственнойспасительницейГринёва. МашаМиронова окажетсянастоящейдочерью своихродителей. ИванКузьмич и ВасилисаЕгоровна - нетолько олицетворяютсобой истинныйгероизм, ноявляются самымитрагическимиобразами повести.Известие оприближениибунтовщиковне испугаетих, на воззваниеПугачёва неоказывать емусопротивлениясмелая комендантшавоскликнет:"Что смеет ещёнам предлагать!Выйти к немунавстречу иположить кногам его знамёна!Ах он собачийсын!" Героипогибнут, защищаяОтечество.Однако проблемачести и долгане исчерпывает замысел поэта,лежащий в основесоздания этихперсонажей.Изображаяпоследствиярусского бунта,Пушкин показал,что страдаютот него, в первуюочередь, невинныелюди, те же, противкого этот бунтбыл направлен,как правило,остаютсябезнаказанными.Выходец изсолдатскихдетей ИванКузьмич, проливавшийсвою кровь заРоссию и имевшийв услуженииодну лишь девкуПалашку, попроисхождениюи материальномуположению почтиничем не отличалсяот взбунтовавшихсяказаков, ноименно на негообратился ихгнев послевзятия крепости.Увидев казнённогомужа, ВасилисаЕгоровна кричитв исступлении:"Свет ты мой,Иван Кузьмич,удалая солдатскаяголовушка! Нетронули тебяни штыки прусские,ни пули турецкие;не в честномбою положилты свой живот,а сгинул отбеглого каторжника!"В словах погибающейкомендантшислышится голоссамого автора.Своё представлениео чести имеети палач стариковМироновых.Выведя во времябурана к постояломудвору случайногопопутчика иполучив от негоискреннююблагодарность,Пугачёв ужене может непомиловатьего во времявзятия крепости,и дело здесьне в подаренномзаячьем тулупе.Герой не можетзабыть совместнопережитуюопасность иобращение кнему "брат",уравнивающееих в отношениях.Услышав в дальнейшемотказ на своёпредложениеприсоединитьсяк восставшим,Пугачёв остаётсямилосердными продолжаетплатить добром,отпускаяпредставителявражескойармии: "Казнить,так казнить,миловать, такмиловать. Ступайсебе на всечетыре стороныи делай чтохочешь. Завтраприходи со мнойпроститься…"Во время третьейвстречи с Гринёвым,Пугачёв ужене просто откликаетсяна его просьбуо помощи, но исам её осуществляет.По дороге вБелогорскуюкрепость геройраскрываетперед Гринёвымдушу, знакомитсо своей жизненнойфилософией.Прихотливаякалмыцкаясказка, имрассказанная,объясняетмотивы егопоступков.Пугачёву кажется,что обретениеничем не ограниченнойвласти, подаритему полнуюсвободу. Проливаячеловеческуюкровь, он непонимает ошибочностьсвоего пути,ведь власть,давая человекумогущество,вслед за этимотбирает у неговолю, и нет болеезакрепощённогочеловека, чемправитель. Вдиалоге юногоофицера инеграмотногоказака опятьслышится голоссамого автора,разговаривающегос нами, своимичитателями."Береги платьеснову, а честьсмолоду", - гласитнародная мудрость.Судьба героевпоследнегокрупного произведенияПушкина, даётнам показательныйурок, доказываяверность слов,взятых поэтомв качествеэпиграфа к"Капитанскойдочке" и озвученныхещё раз однимиз героев повести.Как не удастсячеловеку обновитьизношенноеплатье, так несможет он исправитьисковерканнуюдушу, об этомнадо помнитьвсегда, выбираяпуть Швабринаили Гринёва,иного не дано.


Билет1

Особенностижанра и композициипоэмы Гоголя"Мертвые души".Художественныеособенностипоэмы

Гогольдавно мечталнаписатьпроизведение,в "котором быявилась всяРусь". Это должнобыло быть грандиозноеописание бытаи нравов

Россиипервой третиXIX века. Такимпроизведениемстала поэма"Мертвые души",написаннаяв 1842 г. Первоеиздание произведения

былоназвано "ПохожденияЧичикова, илиМертвые души".Такое

названиеснижало истинноезначение этогопроизведения,переводилов область авантюрногоромана. Гогольпошел на этопо цензурнымсоображениям,для того, чтобыпоэма былаиздана.

Почемуже Гоголь назвалсвое произведениепоэмой? Определениежанра сталоясно писателютолько в последниймомент, таккак, еще работаянад поэмой,Гоголь называетее то поэмой,то романом.Чтобы понятьособенностижанра поэмы"Мертвые души",можно сопоставитьэто произведениес "Божественнойкомедией" Данте,поэта эпохиВозрождения.Ее влияниечувствуетсяв поэме Гоголя."Божественнаякомедия" состоитиз трех частей.В первой частик поэту являетсятень древнеримскогопоэта Вергилия,которая сопровождаетлирическогогероя в ад, онипроходят всекруги, передих взором проходитцелая галереягрешников.Фантастичностьсюжета не мешаетДанте раскрытьтему своейродины - Италии,ее судьбы. Посути, Гогользадумал показатьте же кругиада, но ада России.Недаром названиепоэмы "Мертвыедуши" идейноперекликаетсяс названиемпервой частипоэмы Данте"Божественнаякомедия", котораяназывается"Ад".

Гогольнаряду с сатирическимотрицаниемвводит элементвоспевающий,созидательный- образ России.С этим образомсвязано "высокоелирическоедвижение",которым в поэмепо временамзаменяетсякомическоеповествование.

Значительноеместо в поэме"Мертвые души"занимают лирическиеотступленияи вставныеэпизоды, чтохарактернодля поэмы каклитературногожанра. В нихГоголь касаетсясамых острыхроссийскихобщественныхвопросов. Мыслиавтора о высокомназначениичеловека, осудьбе Родиныи народа здесьпротивопоставленымрачным картинамрусской жизни.

Итак,отправимсяза героем поэмы"Мертвые души"Чичиковым вН.

С первыхже страницпроизведениямы ощущаемувлекательностьсюжета, так какчитатель неможет предположить,что после встречиЧичикова сМаниловым будутвстречи с Собакевичеми Ноздревым.Читатель неможет догадатьсяи о конце поэмы,потому что всеее персонаживыведены попринципу градации:один хуже другого.Например, Манилова,если его рассматриватькак отдельныйобраз, нельзявосприниматькак положительногогероя (на столеу него лежиткнига, открытаяна одной и тойже странице,а его вежливостьпритворна:“Позвольтеэтого вам непозволить”),но по сравнениюс ПлюшкинымМанилов вомногом дажевыигрывает.Однако в центрвнимания Гогольпоставил образКоробочки, таккак она являетсясвоеобразнымединым началомвсех персонажей.По мысли Гоголяэто символ"человека-коробочки",в котором заложенаидея неуемнойжажды накопительства.

Темаразоблачениячиновничествапроходит черезвсе творчествоГоголя: онавыделяетсяи в сборнике"Миргород",и в комедии"Ревизор". Впоэме "Мертвыедуши" онапереплетаетсяс темой крепостничества.

Особоеместо в поэмезанимает "Повестьо капитанеКопейкине".Она сюжетносвязана с поэмой,но имеет большоезначение дляраскрытияидейного содержанияпроизведения.Форма сказапридает повестижизненныйхарактер: онаобличаетправительство.

Миру"мертвых душ"в поэме противопоставленлирическийобраз народнойРоссии, о которойГоголь пишетс любовью ивосхищением.

За страшныммиром помещичьейи чиновничьейРоссии Гогольчувствовалдушу русскогонарода, которуюи выразил вобразе быстронесущейсявперед тройки,воплощающейв себе силыРоссии: "Не такли и ты, Русь,что бойкая,необгонимаятройка несешься?"Итак, мы остановилисьна том, чтоизображаетГоголь в своемпроизведении.Он изображаетсоциальнуюболезнь общества,но также следуетостановитьсяна том, как удаетсяэто сделатьГоголю.

Во-первых,Гоголь пользуетсяприемами социальнойтипизации. Визображениигалереи помещиковумело сочетаетобщее и индивидуальное.Практическивсе его персонажистатичны, онине развиваются(кроме Плюшкинаи Чичикова),запечатленыавтором какрезультат. Этотприем подчеркиваетеще раз, чтовсе эти Маниловы,Коробочки,Собакевичи,Плюшкины и естьмертвые души.Для характеристикисвоих персонажейГоголь используети излюбленныйприем - характеристикуперсонажа черездеталь. Гоголяможно назвать"гением детализации",так точно поройдетали отражаютхарактер ивнутренниймир персонажа.Чего стоит,например, описаниеимения и домаМанилова! КогдаЧичиков въезжалв имение Манилова,он обратилвнимание назаросший английскийпруд, на покосившуюсябеседку, нагрязь и запустение,на обои в комнатеМанилова - толи серые, то лиголубые, наобтянутыерогожей двастула, до которыхтак и не доходятруки у хозяина.Все эти и ещемного другихдеталей подводятнас к главнойхарактеристике,сделанной самимавтором: "Нито, ни се, а чертзнает что такое!"Вспомним Плюшкина,эту "прорехуна человечестве",который потерялдаже пол свой.

Он выходитк Чичикову взасаленномхалате, на головекакой-то немыслимыйплаток, вездезапустение,грязь, ветхость.Плюшкин - крайняястепень деградации.И все это передаетсячерез деталь,через те мелочижизни, которымитак восхищалсяА.С. Пушкин: "Ещени у одногописателя небыло этого даравыставлятьтак ярко пошлостьжизни, уметьочертить втакой силепошлость пошлогочеловека, чтобывся та мелочь,которая ускользаетиз глаз, мелькнулабы крупно вглаза всем".

Главнаятема поэмы -это судьбаРоссии: ее прошлое,настоящее ибудущее. В первомтоме Гогольраскрыл темупрошлого родины.Задуманныеим второй итретий томадолжны былиповествоватьо настоящеми будущем России.Этот замыселможно сравнитьсо второй итретьей частями"Божественнойкомедии" Данте:"Чистилище"и "Рай". Однакоэтим замысламне суждено былоосуществиться:второй томоказался неудачнымпо идее, а третийтак и не былнаписан. Поэтомупоездка Чичиковаи осталасьпоездкой внеизвестность.Гоголь терялся,задумываясьо будущем России:"Русь, куда жеты несешься?Дай ответ! Недает ответа".


(2-2)"О Русь, взмахникрылами!. . " (Полирике С. Есенина.)


Яскажу: "Не надорая. Дайте родинумою". С. ЕсенинПо словам