В творчестве Ю.А. Нелединского-Мелецкого присутствует мотив силы любви. И.Н. Розанов верно отметил, что для этого поэта характерна «безусловная, абсолютная» преданность любви. Стихотворение Нелединского «Ты велишь мне равнодушным...» рассказывает о сердце поэта, всецело захваченного глубоким чувством: «Дай такое, чтоб хотела не одну тебя любить».
«Батюшков... называет Нелединского-Мелецкого «Анакреоном нашего времени»[27]. И он прав, потому что в творчестве Нелединского присутствуют анакреонтические мотивы: любви, радости, юности. Без любви не существует жизни — это позиция присутствует в творчестве Нелединского-Мелецкого.
Ах! Тошно мне
На своей стороне;
Все уныло,
Все постыло;
Моей милыя нет!
Счастье есть только тогда, когда любимая рядом:
Здесь милой нет!!
Я пойду за ней вслед;
Где б ни крылась,
Ни таилась,
Сердце скажет мне путь.
Стихотворения Нелединского-Мелецкого были стилизованы под произведения фольклора, но это была очень изящная стилизация, которая была по вкусу утонченным придворным дамам.
Милая вчера сидела
Под кустом у ручейка;
Песенку она запела,
Я внимал издалека.
С милою перекликался
Ближней рощи соловей.
Голос милой раздавался,
Отдался в душе моей...
Тема любви у Нелединского-Мелецкого является самой главной, любовь для него всеобъемлюща и самодовлеюща:
Чем же злую грусть рассею,
Сердце успокою чем?
Не хочу и не умею
В сердце быть властна моем.
Милый мой им обладает;
Взгляд его — мой весь закон.
Темный дух пусть век страдает,
Лишь бы мил всегда был он.
Стихотворения Нелединского являлись образчиком салонной лирики, за простотой скрывалось высочайшее поэтическое искусство. И хотя темы стихотворений близки любовным песням русского фольклора, их отличала ровность, выдержанность и изящная галантность. И все любовные стихотворения оформлены в изящное обрамления галантного произведения.
Я рай бы видел свой в том, что моя Темира,
Моя владычица — любовь всего и мира.
Но любовь в его произведениях — это не только радость, но и потери:
Я свободен стал неложно,
Усмирилась пылка кровь,
И уж чувствую, что можно
Не носить твоих оков.
Душу что во мне питало,
Смерть не в силах то сразить;
Сердцу, что тебя вмещало,
Льзя ли не бессмертну быть.
В этом стихотворении любовь приравнивается к бессмертию. Та же тема прослеживается и в стихотворении «Полно льститься мне слезами»:
Пламень, что в себе вмещаю,
Он душа, он жизнь моя:
Им я вечность постигаю,
Им бессмертен буду я.
А в стихотворении «Если б ты была на свете» любовь — это живая душа:
Знаешь ты сама неложно:
Сколько сердце ни круши,
Жить, равно мне жить не можно
Без тебя, как без души.
В другом стихотворении «Выйду я на реченьку» Нелединский опять говорит о всевластии любви:
Каждое души движенье —
Жертва другу моему.
Сердца каждое биенье
Посвящаю я ему.
Любовь заполняет весь мир, и всех людей она задевает.
Стрел, что любовь имеет,
Никто не избежит.
Эта же тема прослеживается и в других строчках Нелединского:
Всечасно он (зрак) в моих глазах,
Всегда живет в душе унылой.
О время! Быстротой своей
Яви услугу мне полезну:
Скорее достигай тех дней,
В который мне узреть любезну.
На медленность твою впервой
Ты жалобы мои внимаешь.
Но, время! Ты того не знаешь,
Что нет души моей со мной!
В стихотворении же «Прости мне дерзкое роптанье...» любимая становится божеством для лирического героя стихотворения:
Мне мило от тебя страданье —
Утеха, рай моих ты дней.
Ты жизнь его (сердца)... его стихия,
В тебе тобой живет оно,
И в самые минуты злыя
Тебе одной, тебе дано
Единым взглядом усмирять
И без надежды утешенье
В унылы чувства поселять.
Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что любовь является центральной темой лирики Ю.А. Нелединского-Мелецкого. Все его песни, которыми он и прославился, являются любовными песнями. Любовь, по Нелединскому, — это жизнь сердца, отрада и свет, это то чувство, которое наполняет душу и делает ее живой.
Сентиментализм внес в любовную лирику новый круг тем — тему дружеской любви и любви семейной, а также перевел любовную лирику из сферы мыслимого в сферу внутреннего чувства. Поэты этого направления пытались описать чувства, которые испытывает человек со всеми переживаниями, настроениями, психологическими противоречиями.
Итак, обобщая все вышесказанное, мы делаем вывод, что русская любовная лирика 18 века развивалась стремительно. Если в начале века, кроме фольклорных любовных песен, мы встречаем только силлабические вирши, то уже в 30-х годах появляется переведенный В.К. Тредиаковским роман «Езда в остров любви», издание которого положило начало развитию русской любовной лирики. Но аллегорическое изображение любви, традиции которого идут еще от средневекового «Романа о Розе», не имело продолжения в русской литературе, так как Тредиаковский прервал эту традицию в своем переводе романа Тальмана. Последующими поэтами были восприняты традиции «Стихов на случай» (приложенных к «Езде в остров любви»), многие из этих стихотворений превратились в любовные песни и были очень популярны в середине 18 века. Тема любви не получает своего развития в творчестве М.В. Ломоносова (в его стихотворениях более прославляется любовь к Родине), но она ярко проявляется в произведениях А.П. Сумарокова, который воспевал любовь во многочисленных эклогах, идиллиях, песнях, продолжая традицию описания любви как страсти, начатую В.К. Тредиаковским, также он продолжает использовать образы античных богов в описании любви, в его творчестве, в отличие от Тредиаковского, появляется мотив неразделенной любви. Хотя Сумароков еще не выходит за рамки классицизма, его творчество (а особенно песни) является шагом вперед, в нем появляются личностные мотивы. Но особенно ярко этот мотив проявился в творчестве А.А. Ржевского, последователя А.П. Сумарокова. Его лирика — это своеобразный поэтический дневник, запечатлевший движения души читателя. Поэт-классицист Г.Р. Державин в своих стихотворениях использовал мотивы, во многом свойственные другому направлению — сентиментализму, он говорил о чувствах интимных, личных, которые не входили в поле зрения классицизма. В его лирике любовь становится радостным, светлым чувством, которое не может остаться неразделенным.
А в это время на смену классицизму приходит сентиментализм, направление, которое по сути своей призвано отражать внутреннюю жизнь человека. Сентименталисты стремились к спонтанности, к тому, что чувства должны отражаться именно так, как требует сердце. Впервые сентименталистские мотивы получили свое развитие в произведениях М.Н.. Муравьева, который ввел круг основных тем сентиментализма — тема любви и особенно дружбы, которая для сентименталистов была во многом важнее.
Н.М. Карамзин, создавший теоретическую базу русского сентиментализма, ввел в лирическую поэзию образ всеохватывающей любви. А И.И. Дмитриев, один из ближайших соратников Н.М. Карамзина, продолжил развивать в своем творчестве тему дружеской любви. И только в творчестве Ю.А. Нелединского-Мелецкого любовь между мужчиной и женщиной становится главной темой, и именно в его творчестве, наконец, начинают играть роль фольклорные мотивы, которые подвергаются изящной стилизации.
Хотя во многом сентименталисты говорят о любви еще весьма условно, но это уже громадный шаг вперед, к той искренности, которая поражает в лирике 19-го-20-го веков. Все произведения любовной лирики 18 века оказали величайшее влияние на развитие всей последующей любовной лирики. И в 19-м веке Россия вступила в золотой век русской поэзии, первыми ласточками которого были поэты — ученики сентименталистов, например Батюшков и Жуковский.
Самым же ярким явлением, венчающим этот этап развития русской лирики, был, конечно же, А.С. Пушкин, в творчестве которого объединились лучшие черты любовной лирики 18 века.
Список использованной литературы:
1. Антология мировой философии: В 4-х томах. — Москва, 1969. — Т. 1, Ч. 2.