Вероятно, именно в этом, на наш взгляд, главная причина его всемирной, ныне все нарастающей славы. И, безусловно, именно в этом причина интереса к творчеству Достоевского философов различных течений и направлений, основным среди которых, несомненно, является течение экзистенциальное. В наследии Достоевского присутствуют все основные вопросы, интересовавшие и интересующие философов – и самый главный вопрос: о бытии, свободе и существовании человека. «Достоевский – самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души. Он весь – откровение сердца, бытия человеческого, сердца Иисусова. Достоевский открывает новую мистическую науку о человеке. Человек – не периферия бытия, как у многих мистиков и метафизиков, не преходящее явление, а самая глубина бытия, уходящая в недра Божественной жизни»[40] - отмечает Н.А.Бердяев. Достоевский антропоцентричен, он поглощен человеком, ничто так не волновало писателя как человек и движения его духа и души.
Современный мир, переживший и переживающий величайшие социально-исторические потрясения, так уж устроен, что люди нынешних поколений наделены небывалой склонностью заглядывать в самые дальние, скрытые и темные глубины своей души. И лучшего помощника в этом, чем Достоевский, не отыскать и по сей день.
I
1. Достоевский Ф.М. Идиот. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т.8. Л., 1972-1984.
2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876г. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т.23. Л., 1972-1984.
3. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т.25. Л., 1972-1984.
4. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1881г. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т.27. Л., 1972-1984.
II
5. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. М., 1975.
6. Бачинин В.А. Достоевский: метафизика преступления. СПб, 2001.
7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
8. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929.
9. Белопольский В.Н. Динамика реализма. М., 1994.
10. Бердяев Н.А. О русской философии. Свердловск, 1991.
11. Бердяев Н.А. О самоубийстве. М., 1998.
12. Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском; Творчество Достоевского в русской мысли. 1881-1931гг. М., 1990.
13. Буланов А.М. Святоотеческая традиция понимания «сердца» в творчестве Ф.М.Достоевского // Христианство и русская литература. СПб, 1994.
14. Ветловская В.Е. Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф.М.Достоевский // Христианство и русская литература. СПб, 1994.
15. Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1965.
16. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М., 1971.
17. Гуревич А.М. Динамика реализма. М., 1994.
18. Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в литературе XX века. Горький, 1973.
19. Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского. Петрозаводск, 1978.
20. Захаров В.Н. Синдром Достоевского // «Север», 1991. №11.
21. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Л., 1985.
22. Захаров В.Н. Фантастическое как категория поэтики романов Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот» // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1978.
23. Иванов В. Достоевский и роман-трагедия // Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931гг. М., 1990.
24. Кашина Н.В. Человек в творчестве Достоевского. М., 1986.
25. Касаткина Т. Характерология Достоевского. М., 1996.
26. Кирпотин В.Я. Достоевский-художник: Этюды и исследования. М., 1972.
27. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского: Статьи и исследования. М., 1983.
28. Кунильский А.Е. Принцип «снижения» в поэтике Достоевского (роман «Идиот») // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983.
29. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.
30. Лотман Ю.М. Роман Достоевского и русская легенда // Русская литература, 1972, №2
31. Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинев, 1981.
32. Переверзев В.Р. Гоголь. Достоевский. Исследования. М., 1982.
33. Поспелов Г.Н. Творчество Достоевского. М., 1971.
34. Пруцков В.Н. Достоевский и христианский социализм // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1974. Вып.1.
35 Розанов В.В. О размолвке между Соловьевым и Достоевским // Наше наследие, 1991. №6.
36. Розанов В.В. О Достоевском // Наше наследие, 1991г. №6.
37. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. М., 1981.
38. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., Республика, 2000.
39. Скафтымов А. Тематическая композиция романа «Идиот» // Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
40. Соловьев В.С. Собрание сочинений в 9-ти т. СПб, Общественная польза, 1999.
41. Сопровский А. Пристанище ветхой свободы // Новый мир, 1992, №3.
42. Тюнькин К.И. Романтическая культура и ее отражение в творчестве Достоевского // Романтизм в славянских культурах. М., 1973.
43. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии, 1990г. №6.
44. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л., 1985.
45. Фридлендер Г.М. Роман «Идиот» // Творчество Ф.М.Достоевского. М., 1959.
46. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М., 1964.
47. Шаргунов А. Ответы протоиерея // Русский дом, 2002, №2.
III
48. Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник под ред.Г.К.Щенникова. Челябинск, 1997.
49. Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т.4. М., Мысль, 2001.
[1] Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч.: В 30ти т. Т.20. Л., 1984. с.172. / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Л., 1972-1990. Далее сноски на это издание даются в тексте в скобках с указанием тома – римскими, страницы – арабскими цифрами.
[2] Франк С.Л. Смысл жизни.//Вопросы философии, 1990г. №6, с.89.
[3] Шаргунов А. Ответы протоиерея.//Русский дом. №2, 2002г., с.52.
[4] Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., Республика, 2000г. С.315.
[5] См.: Соловьев Вл. «Три речи в память Достоевского», Розанов В. «Размолвка между Соловьевым и Достоевским», Шестов Л. «Перерождение убеждений», Бердяев Н. «Миросозерцание Достоевского».
[6] Новая философская энциклопедия в 4-х т. М., Мысль, 2001г. Т.4. С.420-421.
[7] Розанов В.В. Размолвка между Достоевским и Соловьевым // Наше наследие, 1991г. №6. С.70.
[8] См.об этом: Касаткина Т. Характерология Достоевского. М., 1996г.
[9] Лотман Л.М. Роман Достоевского и русская легенда. // Русская литература, 1972г. №2. С.35-36
[10] Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964г. С.256.
[11] Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М., 1980г. С.87.
[12] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972г. С.69.
[13] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972г. С.305.
[14] Бахтин М.М.Указ.соч., с.272.
[15] Переверзев В.Р. Гоголь. Достоевский. Исследования. М., 1982г. С.228-229.
[16] См.об этом: Тюнькин К.И. Романтическая культура и ее отражение в творчестве Достоевского // Романтизм в славянской литературе. М., 1973. С.300
[17] Захаров В.Н. Синдром Достоевского. «Север», 1991г. №11. С.151.
[18] Фридлендер Г.М. Роман “Идиот”//Творчество Ф.М.Достоевского. М., 1959. С.199
[19] Бачинин В.А. Достоевский: метафизика преступления. СПб, 2001г. С.39.
[20] Ветловская В.Е. Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф.М.Достоевский.//Христианство и русская литература. СПб., 1994. С.233
[21] Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в литературе XX века. Горький, 1973г. С.213.
[22] Скафтымов А. Тематическая композиция романа «Идиот» // Нравственные искания русских писателей. М., 1972г. С.123.
[23] Наблюдение В.Н.Захарова (См.об этом: Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Л., 1985г.).
[24] Гартман Эд. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. М., 1873-1875гг., вып.2, с.372. Цит.по изд.: . Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994г.
[25] Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Л., 1985г. С.64.
[26] См об этом: Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в литературе XX века. Горький, 1973г.
[27] Кьеркегор С. Наслаждение и долг. СПб, 1894г. С.29. Цит.по изд.: . Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994г.
[28] Захаров В.Н. Статья «Фантастическое» // Достоевский. Эстетика и поэтика. Словарь-справочник под ред.Г.К.Щенникова. Челябинск, 1997г. С.54.
[29] Захаров В.Н. Статья «Фантастическое» // Достоевский. Эстетика и поэтика. С.54.
[30] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972г. С.171.
[31] Бердяев Н.А. О русской философии. Свердловск, 1991г. С.71.
[32] Захаров В.Н. Статья «Фантастическое» // Достоевский. Эстетика и поэтика. С.51-52.
[33] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972г. С.64.
[34] Бердяев Н.А. О самоубийстве. М., 1998г. С.19.
[35] Розанов В.В. О Достоевском // Наше наследие, 1991г. №6. С.67.
[36] Шаргунов А. Ответы протоиерея. Русский дом, 2002г. №2. С.52.
[37] Кирпотин В.Я. Достоевский-художник. Этюды и исследования. М., 1972г. С.192-193.
[38] См. об этом подробнее: Кирпотин В.Я. Достоевский-художник. Этюды и исследования. М., 1972г.
[39] Розанов В.В. Размолвка между Достоевским и Соловьевым // Наше наследие, 1991г. №6. С.70.
[40] Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском; Творчество Достоевского в русской мысли. 1881-1931гг. М., 1990г. С.230.