Смекни!
smekni.com

Эмиль Золя (стр. 2 из 2)

Судьба семьи Будденброков представляет собой историю постепенного спада и разложения. «Упадок одного семейства» – таков подзаголовок романа. Правда, падение семейства Будденброков процесс не непрерывный. Периоды застоя сменяются периодами нового подъема, но все же в целом семья постепенно слабеет и гибнет.

В тесной и неразрывной связи с историей семьи, как важнейшая неотделимая часть ее, показана история фирмы Будденброков. Она прочна и солидна вначале, затем приходит в несколько застойное состояние, переживает впоследствии подъем и расцвет, пышно справляется столетний юбилей фирмы, но тут же обнаруживается, что расцвет был не совсем здоровый, появляются признаки упадка, совершаются неудачные сделки. Более удачливые и наглые, беззастенчивые коммерсанты Хагенштремы и Кистенмакеры все больше оттесняют фирму Будденброков. Наконец, после смерти Томаса, она ликвидируется.

Процветание семьи и процветание фирмы – это две стороны одного и того же процесса. Фирма так же как и весь жизненный уклад Будденброков, составляет – до тех пор, пока Будденброки остаются настоящими Будденброками, - непременное условие их жизни, форму их существования, и борьба за интересы фирмы является борьбой за семью.

Роман организован как бы внутри себя, очень прочно и тщательно, не внешними данными. Его широкое течение, внешне ничем не сдерживаемое, напоминает течение жизни, и это и было одним из важнейших моментов художественного замысла Томаса Манна. В целом роман построен на постоянно меняющемся выдвижении на передний план отдельных персонажей. Это ни в коей мере не ведет к раздробленности, к распадению романа на отдельные, не зависящие друг от друга куски. Глубокая внутрення связь между всеми членами семьи Будденброков, определяемая близостью их внутренних задатков, единством их судьбы, самым прочным образом сдерживает вместе эти различные эпизоды, придает им цельность и единство.

Само движение времени, столь существенное для романа, действие которого растянулось на сорок лет, совершается в значительной мере опираясь на эти «общие» эпизоды, являющиеся важными вехами в истории семьи. Что же касается более «персональных» эпизодов, то они во временном отношении обычно редко совпадают друг с другом. То, что оказывается освещенным в данный момент, как бы заслоняет собой все остальное, что происходит в то же время с другими персонажами романа, - их существование в это время, как молчаливо предполагается, не отмечено никакими особо важными событиями и длится в тех же формах, что и прежде. А затем на свет из тени выходит судьба другого персонажа и по ней начинает отсчитываться движение времени всего романа, а другие судьбы отходят на задний план.

Такие черты характерны скорее для хроники, чем для психологического романа. И «Будденброки» действительно соединяют оба эти элемента – это и психологический роман, и роман-хроника, что составляет одно из основных различий между «Будденброками» и не только немецким, но и общеевропейским романом конца века. «Будденброки» по своей структуре оказываются ближе некоторым формам романа середины века – так называемому роману «рядоположенности» Карла Гуцкова и Сю, построенному на переплетении ряда параллельных сюжетных линий. Но от этих романов «Будденброки» отличаются своим несравненно более узким охватом жизненного материала, своей «семейностью», хотя с так называемым «семейным» романом «Будденброки» опять-таки нельзя сопоставить из-за несоизмеримости их эпического размаха.

Список использованной литературы

1. Адмони В., Сильман Т. «Томас Манн. Очерк творчества». Ленинград, 1960

2. Дирзен И. «Эпическое искусство Томаса Манна». Москва, 1981

3. Кучборская Е.П. «Реализм Эмиля Золя». Изд-во Моск. Университета, 1973