Смекни!
smekni.com

Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости»

Оглавление.


Введение. 2

БиографияЭразма Роттердамкого. 3

ТрудыЭразма Роттердамкогои их влияниена современников. 6 Анализ «ПохвалыГлупости». 9

Заключение.22

Списокиспользованнойлитературы. 25


Введение.


Нидерландскийгуманист ЭразмРоттердамский(около 1469-1536 гг.),католическийписатель, богослов,библеист,ученый-филолог,не был философомв строгом смыслеэтого слова,но произвелогромное влияниена современников.«Ему изумляется,его воспеваети превозносит,— писал Камерарий,— каждый, ктоне хочет прослытьчужаком в царствемуз».Какписатель ЭразмРоттердамскийначал обретатьизвестность,когда ему былоуже за тридцать.Известностьэта неуклонноросла, и егосочинениязаслуженнопринесли емуславу лучшеголатинскогописателя своеговека. Лучшевсех другихгуманистовЭразм оценилмогучую силукнигопечатания,и его деятельностьнеразрывносвязана с такимиизвестнымипечатникамиXVI века, как АльдМануций в Венеции,Иоганн Фробенв Базеле, БадийАсцензий вПариже, которыетут же публиковаливсе, что выходилоиз-под его пера.Его произведенияпереиздавалисьс быстротой,которой могутпозавидоватьиные нашиотечественныеиздатели. «Оружиехристианскоговоина» толькопри жизни авторавыдержалоболеем пятидесятиизданий; «Дружескиеразговоры»- около девяноста;сборник античныхпословиц, поговороки изречений«Адагии» - свышешестидесяти.Сразу же послевыхода в светбыла переведенана европейскиеязыки и разошласьв десяткахтысяч экземпляров«Похвала Глупости»- цифра по темвременам неслыханная.До запрещенияего произведенийв 1559 году Тридентскимсобором Эразмбыл, пожалуй,самым издаваемымевропейскимавтором. С помощьюпечатногостанка - "почтибожественногоинструмента",как его называлЭразм, - он выпускалв свет однопроизведениеза другим ируководилблагодаря живымсвязям с гуманистамивсех стран (очем свидетельствуютодиннадцатьтомов его переписки)некоей "республикойгуманитарныхнаук", подобнотому, как в XVIIIвеке Вольтервозглавилпросветительскоедвижение. Десяткитысяч экземпляровкниг Эразмабыли его оружиемв борьбе с целойармией монахови теологов,неустаннопротив негопроповедовавшихи отправлявшихна костер егопоследователей.

Такойуспех такоеширокое признаниеобъяснялисьне только талантоми исключительнойтрудоспособностьюЭразма Роттердамкого,но и тем делом,которому онслужил и посвятилвсю свою жизнь.То было великоекультурноедвижение,ознаменовавшеесобой эпохуВозрожденияи лишь сравнительнонедавно, тольков прошлом столетии,получившееточное название«гуманизм».Возникнув напочве коренныхэкономическихи социальныхизменений вжизни средневековойЕвропы, этодвижение былосвязано с выработкойнового мировоззрения,которое впротивоположностьрелигиозномутеоцентризмупоставило вцентр своеговнимания человека,его многообразные,отнюдь непотусторонние,интересы ипотребности,выявлениебогатствазаложенныхв нем возможностейи утверждениеего достоинства.

Гуманистыформировалиновый обликевропейскойкультуры. Ключк этому онивидели в классическойдревности. Вней гуманистыискали те идеалыистины и красоты,добродетелии человеческогосовершенства,которые хотеливозродить всвоем средневековомобществе. Вклассическойучености, вчтении древнихавторов усматривалиони гарантиюразвитияиндивидуальностичеловека и егоразума, высокогомастерствав искусствеписьма и беседы,достойногоповедение вличной и гражданскойжизни. Культдревних поэтов,ученых, философовобъединял всехгуманистов,был тем «видовымотличием»,который выделялих из рода остальныхученых, а разысканиеманускриптов,содержащихкопии выдающихсяпроизведенийгреческих илатинскихписателей, ипубликацияэтих произведений– одним из главныхнаправленийих деятельности.

Гуманистическоедвижение зародилосьв середине XIVвека в Италиии, постепеннораспространяясьна север, захватилок концу XV– началу XVIвека центральнуюи севернуюЕвропу: Францию,Германию, Голландию,а затем и Англию.Сталкиваясьс новой социальной,национальнойи идеологическойреальностью,оно изменялосьпо содержанию.Ранние итальянскиегуманисты,изучавшиеклассическуюгреко-латинскуюдревность,сосредоточивалисьпреимущественнона филологическихи этическихвопросах. Позднеев сферу интересовгуманистовпопали и натурфилософия,естествознание,политика. Длясеверных жегуманистов,народы которыхособенно тяжелострадали отгнета Римскойкурии, характернопристальноевнимание квопросам христианскойрелигии и церковнойреформы. ГуманизмЭразма Роттердамкоговыступал водеянии христианскогоблагочестия:коррумпированнойофициальнойкатолическойцеркви противопоставлялась«евангельскаячистота»первоначальногохристианства.И именно возвращенноек своим незамутненнымистокам христианствов сочетаниис возрожденнойи усвоеннойантичнойобразованностьюдолжны, по мнениюЭразма, сложитьсяв новую гуманистическуюкультуру, котораяидейно и нравственнообновит европейскойобщество истанет гарантиейне только грядущегорасцвета литературыи наук (что особеннозаботилоученых-гуманистов),но и приходав недалекомбудущем поистинеЗолотого века.


БиографияЭразма Роттердамкого.


Эразмродился в Роттердаме(Голландия).Былнезаконнорожденнымсыном бюргера.Рассматриваяжизненный путьЭразма, мы ужев самом егоначале видимблагоприятныйвыбор, правда,сделанный ещене им, а егородителями:школа в городеДевентере, гдеЭразм в 1478-1485 годахполучал среднееобразованиеи где он впервыестолкнулсяс духовнымидвижениями,оказавшимирешающее влияниена всю его жизнь.

В70-х годах XIVвека, за столет до рожденияЭразма, в Девентере,в доме голландскогосвященникаГерта Гроотабыла созданановая религиознаяобщина «братствообщей жизни».В скоре общиныпоследователейГроота сталивозникать ив других городахГолландии.Идеологией,которую исповедовало«братство»,было так называемое«новое благочестие»,ориентировавшеене на внешнююформальнуюрелигиозность,а на строгуюнравственность,на внутреннееблагочестие,обретаемоена пути духовногопаломничества,в индивидуальномакте самосовершенствованиячерез постижениедуха Христаи подражаниеего земнымделам и человеческимдобродетелям.Одно из главныхсфер деятельности«братства»было воспитаниедетей, и школав Девентеренаходиласьпод их контролем.Принятое в нейвосьмилетнееобразованиесостояло издвух ступеней:на первой основноевнимание уделялосьизучению латинскойграмматики,на второй –знакомствус произведениямиотцов церквии античныхклассиков. Этабыла знаменитаяшкола, в которойучились ФомаКемпийскийи Николай Кузанскийи которая сыгралазначительнуюроль в подготовке,а позднее ираспространениигуманистическойидеологии. Ужев последниегоды пребыванияЭразма в Девентереректором школыстал АлександрХегий, друг иверный последователь«отца немецкогогуманизма»Родольфа Агриколы.Он осуществилреформу преподаванияи сделал этоучебное заведениепоистине центромгуманистическогообразования.Кроме ЭразмаРоттердамкогов Деветерескойшколе занимались:Герман фон демБуше, КонрадМуциан Руф,Иоганн Бутцбах– впоследствиивыдающиесянемецкие гуманисты.

Дляумонастроениямолодого Эразма,сделанногоим выборапоказательноего отношениек открывшейсяперед ним перспективемонашескойжизни. Он никакне желает поступитьв монастырь,на чем упорнонастаиваютего опекуны.А когда, вынужденныйуступить им,он, восемнадцатилетнийюноша, все жеделается послушникоммонастыря Стейни принимаетпостриг, то припервом же удобномслучае вырываетсяиз монастыря(пользуясьсвоим положениемсекретаряепископа), якобывременно, нона самом деле,чтобы большеникогда тудане вернуться.

Показательнаи его жизнь вПариже с 1492 по1499 годы, где Эразм,хотя он и числилсястудентомбогословскогофакультета,занимался нестолько богословием,сколько языкоми литературой.Здесь он сошелсяс парижскимигуманистами,обсуждал с ихлидером РоберомГагеном свойдиалог «Антиварвары»,написанныйв защиту античнойлитературыот новых «варваров»- погрязших вабстрактно-логическихспекуляцияхсхоластиков,писал стихи,составлялпособия полатинскойстилистике,собирал древниепословицы ипоговорки.

Говоряо становленииЭразма какгуманиста,нельзя не упомянутьи о том влиянии,которое оказалина него, недавнегостудента, впервыеприехавшегов Англию в 1499 году,оксфордскиегуманисты. ДжонКолет, УильямГроцин, ТомасЛинакр и близкийк ним по взглядам,еще совсеммолодой (емубыло тогдавсего 21 год), ТомасМор были горячимипоклонникамиантичной философии,литературыи энтузиастамиизучения греческогоязыка. Но ихзанимала нетолько Греко-латинскаядревность.Глава этогогуманистическогокружка ДжонКолет был одержимпроектамиреформациикатолическойцеркви и еенравственногообновления.В своих проповедяхКолет обличалпороки священникови монахов, ихстяжательство,праздность,лицемерие иневежество,резко критиковалсхоластическуюи догматическуютеологию,затемнявшую,по его мнению,подлинный смыслучения Христаи его апостолов,как оно выраженов «Новом завете».Эразм восторженноотзывался оглубокой ученостиоксфордскихгуманистов.Он писал, что,когда слушаетКолета, емукажется, чтоон внимаетсамому Платону,что он пораженобширнымипознаниямиГроцина и уточеннымисуждениямиЛинакра. Чтоже касаетсяМора, то с ниму Эразма сразуже установилисьособенно теплыеотношения,быстро перешедшиев крепкую дружбу.

Посвоей натурелегко ранимой,застенчивой,даже робкой,Эразм не былни бойцом, нитрибуном. Хорошуюкнигу, ученуюбеседу он предпочиталтреволнениямжизни. Признанныйглава европейскихгуманистов,он занималсреди нихобособленноеместо, уклоняясьот слишкомтесных контактовс какими либоих группировкамии не беря насебя особотвердых обязательств.Уклонялся они от тех доходныхслужб, которыенеоднократнопредлагалиему сильныемира сего. Слишкомвысоко он ценилнезависимостьи свободу, безкоторых невозможныникакие плодотворныеумственныезанятия. Онхотел чувствоватьсебя свободнымво всем, оченьлюбил путешествовать,переезжал изодной страныв другую, изодного городав другой и частоменял местажительства.Его интересовалии волновалимногие проблемыкультурнойи общественнойжизни и срединих проблемавойны и мира,к которой онне раз обращалсяв своих произведениях.

Всейсвоей деятельностью,в особенностиначиная с 1511 года,когда появляется"Похвальноеслово Глупости",Эразм способствовалтому, что в еговремя духовнаядиктатурацеркви быласломлена. В XVIвеке это сказалосьпрежде всегов возникновениипротестантскойцеркви. Поэтому,когда в ГерманиивспыхнулаРеформация(1517), ее сторонникибыли уверены,что Эразм выступитв ее защиту исвоим всеевропейскимавторитетомукрепит реформаторскоедвижение. Нескольколет Эразм уклонялсяот прямогоответа на этотволновавшийвсех современниковвопрос. Но, наконец(1524), решительноразошелся сЛютером, занявв религиозныхраспрях нейтральнуюпозицию, которуюсохранил доконца дней. Заэто он навлекаетна себя обвинениев измене делуверы и насмешки,как со стороныкатоликов, таки протестантов.В позиции Эразмавпоследствииусматривалитолько нерешительностьи недостатоксмелости. Несомненно,личные качестваЭразма, на которыеналожили отпечатокусловия егорождения иобстоятельстважизни (Пятно"бастарда",положение почтибеглого монахаи скитания почужим странамв известноймере определилиего дипломатическуюосторожность),сыграли здесьизвестную роль.Но так же несомненно,что идеалыЭразма и Лютера- последний вомногом осталсядо конца питомцемсхоластическогобогословия- были слишкомразличны дажев вопросахреформы церкви,а тем более вобщих вопросахнравственностии пониманияжизни. Последниегоды жизни Э.Р.провел в скитанияхпо Европе, охваченноймеждоусобицами.Скончался онв Базеле, работаянад комментариемк Оригену.


ТрудыЭразма Роттердамкогои их влияниена современников.


Длясовременногочитателя знаменитыйнидерландскийгуманист ЭразмРоттердамский(1469-1536) фактически"писатель однойкниги" - бессмертного"Похвальногослова Глупости".Даже его "Домашниебеседы", любимоечтение многихпоколений,потускнелис ходом времени,потеряли своюбылую остроту.Десять томовсобрания сочиненийЭразма, выпущенныееще в началеXVIII века, большене переиздаются,и к ним обращаютсятолько специалисты,изучающиекультуру Возрожденияи движениегуманизма, воглаве которогостоял автор"Похвалы Глупости".Эразм Роттердамский- более знаменитый,чем известныйписатель.

Нотакими же "авторамиодной книги"остались дляпотомства идругие великиесовременникиЭразма: корифейанглийскогогуманизма ТомасМор и французского- Франсуа Рабле.Время - лучшийкритик - не ошиблосьв своем отборе.Причина такогорода литературнойсудьбы - в особомхарактере мыслигуманистовВозрождения.Им присущеживое чувствоглубокой взаимосвязиразличныхсторон жизненногопроцесса, тацельностьвзгляда на мир,при котороймысль не можетограничитьсяодним уголкомдействительности,одной ее стороной,но стремитсядать картинувсего общества,разрастаясь,в своего рода,энциклопедиюжизни. Отсюда"универсальный"жанр "НеистовогоРоланда" Ариосто,"Гаргантюаи Пантагрюэля"Рабле, "Дон-Кихота"Сервантеса,"Утопии" Мора,а также "Похвальногослова" Эразма.Мы называемэти произведенияпоэмой, романомили сатирой,хотя каждоеиз них слишкомсинтетичнопо характеруи само образуетсвой особыйжанр. Формаздесь частоусловна, фантастичнаили гротескна,на ней сказываетсястремлениевыразить все,передать весьопыт временив индивидуальномпреломленииавтора. Такоепроизведение,одновременноэпохальноеи глубокоиндивидуальное,как бы конденсируетв себе одномтворчествописателя вовсем его своеобразиии, сливаясь сименем творца,заслоняет дляпотомства всеостальное егонаследие.

Нодля современниковЭразма каждоеего произведениебыло большимсобытием вкультурнойжизни Европы.Современникипрежде всегоценили его, какревностногопопуляризатораантичной мысли,распространителяновых "гуманитарных"знаний. Его"Adagia" ("Поговорки"),собрание античныхпоговорок икрылатых слов,с которым онвыступил в 1500году, имелоогромный успех.По замечаниюодного гуманиста,Эразм в них"разболталтайну мистерий"эрудитов и ввелантичную мудростьв обиход широкихкругов "непосвященных".В остроумныхкомментарияхк каждому изречениюили выражению(напоминающихпозднейшиезнаменитые"Опыты" Ш.Монтеня),где Эразм указываетте случаи жизни,когда его уместноприменять, ужесказывалисьирония и сатирическийдар будущегоавтора "Похвальногослова". Ужездесь Эразм,примыкая китальянскимгуманистамXV века, противопоставляетвыдохшейсясредневековойсхоластикеживую и свободнуюантичную мысль,ее пытливыйнезависимыйдух. Сюда жепримыкают его"Apophthegmata" ("Краткиеизречения"),его работы постилистике,поэтике, егомногочисленныепереводы греческихписателей налатынь - международныйлитературныйязык тогдашнегообщества. Эразмомбыли изданыв оригиналеили латинскомпереводе многиегреческиеклассики: Эзоп,Аристотель,Демосфен, Еврипид,Гален, Лукиан,Плутарх, Ксенофонд;латинскиеписатели, поэты,драматурги,историки: Цицерон,Ливий, Гораций,Овидий, Персий,Плавт, Сенека,Светоний.

Следуетотметить его«Дружескиеразговоры»- вершину эразмовскойхудожественнойпрозы. Здесьв полной мерепроявился еготалант бытописателя,мастера диалога,занимательногорассказчика,ненавязчивогоморалиста. Да,и моралиста,потому чтонравственноевоспитаниебыло одной изтех основныхцелей, которуюпреследовалЭразм, создавая«Дружескиеразговоры».

Эразмотстаивалширокое светскоеобразование- и не толькодля мужчин, нои для женщин,он требовалреформы школьногообучения.

Егополитическаямысль, воспитаннаяна традицияхантичногосвободолюбия,проникнутаотвращениемко всяким формамтирании, и вэтом отвращениилегко узнаетсяЭразм из Роттердама,питомец городскойкультуры."Христианскийгосударь" Эразмапоявился в томже 1516 году, чтои "Утопия"Т.Мора, и черездва года послетого, как Макиавеллизакончил своего"Князя". Этотри основныхпамятникасоциально-политическоймысли эпохи,однако весьдух трактатаЭразма прямопротивоположенконцепцииМакиавелли.Эразм требуетот своего государя,чтобы он правилне как самовольныйхозяин, а какслуга народа,и рассчитывална любовь, а нена страх, ибострах переднаказаниемне уменьшаетчисла преступлений.Воли монархане достаточно,чтобы законстал законом.В век нескончаемыхвойн Эразм,возведенныйв ранг "советникаимперии" КарломV (для которогоон и написалсвоего "ХристианскогоГосударя"), неустает боротьсяза мир междугосударствамиЕвропы.

Егоантивоенная"Жалоба Мира"была в своевремя запрещенаСорбонной, нов наши годыпоявилась вновых переводахна французскийи английскийязык. Это произведениележит у истокаодной из замечательныхевропейскихидейных традиций– традицииантивоенной,пацифистскойлитературы.Велика важностьи значимостьсодержащихсяв нем мыслейи тем влиянием,какое оно оказалона общественноесознание своегои последующеговремени.

Атакое влияниенетрудно проследить.Именно здесьза Эразмом, понамеченномуим пути, пойдуткрупнейшиеевропейскиемыслители ЯнАмос Коменский,Уилям Пенн,Шарль Иринеде Сен-Пьер,Жан Жак Руссо,Иеремия Бентам,Иммануил Кант.Это ими будутобсуждаться,разрабатываться,обосновыватьсяи пропагандироватьсяпрограммыустановлениявечного мирамежду народами,долженствующегонавсегда положитьконец войнам.И уже от нихидея мира дойдетдо нашего времени,чтобы статьсущественнойдоминантойсовременноймеждународнойполитике исовременногомировоззрения.

ВXVI - XVIII веках читателиособенно ценилитакже религиозно-этическийтрактат Эразма"Руководствохристианскомувоину" (1504). Здесь,как и в рядедругих произведений,посвященныхвопросамнравственностии веры, Эразмборется за"евангельскуючистоту"первоначальногохристианства,против культаобрядов, противязыческогопоклонениясвятым, противформализмаритуала, против"внешнегохристианства"- всего того,что составлялооснову могуществакатолическойцеркви. Признаваясущественнымдля христианствалишь "дух веры",а не церемониюобряда, Эразмвступает впротиворечиес ортодоксальнойтеологией.Богословскиеработы Эразмавызывали самыестрастные иожесточенныеспоры и давалипротивникамнемало поводовобвинять егово всех ересях.

Главнымтрудом своейжизни Эразмсчитал исправленноеиздание греческоготекста Новогозавета (1516) и егоновый латинскийперевод. Этимтщательнымфилологическимтрудом, в которомтекст СвященногоПисания освобожденот вкравшихсяна протяжениивеков ошибоки произвольныхтолкований,Эразм нанесудар авторитетуцеркви и принятогоею каноническоголатинскоготекста Библии(так называемой"Вульгаты").Еще существеннеето, что в комментарияхк своему переводуи в так называемых"парафразах"(толкованиях)книг СвященногоПисания, применяянаучные методыисторическойкритики (связьБиблии с древнееврейскиминравами) и прямуюинтерпретацию(вместо аллегорическойили казуистической,характернойдля средневековыхсхоластов),подвергаясомнениюаутентичностьотдельных книги выраженийи обнажаяпротиворечияв священномтексте, Эразмподготавливалпочву для позднейшейрационалистическойкритики Библии.

Отвергаяавторитетыпозднесредневековойсхоластики,он неустанноиздавал трудыпервых отцовцеркви. Отредактироватьи издать девятьтомов сочиненийсв. Иеронимастоило Эразму,по его собственномузамечанию,больше труда,чем автору ихнаписать. Также он публикуетсочиненияранних христианскихписателейИоанна Златоуста,Илария, Амвросия,Лактанция,Августина,Василия Великого,текстологическиих выверяет,пишет к нимпредисловияи комментарии.Он переиздаетпримечаниек «Новому Завету»итальянскогогуманистаЛоренцо Валы– первое произведениебиблейскойкритики эпохиВозрождения.

Этообращение кпервоисточникамбыло формойдвижения вперед,так как множилов умах сомненияв бесспорностиустановленныхцерковью догм,относительнокоторых, какоказывалось,во многом расходилисьи сами отцыцеркви. Но темсамым Эразмобосновывалпринцип широкойтерпимостив вопросахверы, которые- за исключениемнемногих самыхобщих положений- должны были,по его мнению,стать частнымделом каждоговерующего,делом его свободнойсовести и разумения.Призывая своихпоследователейпереводитьБиблию на новыеязыки и оставляяза каждым верующимправо разобратьсяв священномписании какединственномисточнике веры,Эразм открывалдоступ в святаясвятых богословиявсякому христианину,а не толькопервосвященникамтеологии.


Анализ«Похвалы глупости».


Со словсамого Эразмамы знаем, каквозникла у негоидея "ПохвалыГлупости".

Летом1509 года он покинулИталию, гдепровел тригода, и направилсяв Англию, кудаего приглашалидрузья, так каким казалось,что в связи свосшествиемна престолкороля ГенрихаVIII открываютсяширокие перспективыдля расцветанаук.

Эразмууже исполнилосьсорок лет. Дваиздания его"Поговорок",трактат "Руководствохристианскомувоину", переводыдревних трагедийдоставили емуевропейскуюизвестность,но его материальноеположениеоставалосьпо-прежнемушатким (пенсии,которые онполучал от двухмеценатов,выплачивалиськрайне нерегулярно).Однако скитанияпо городамФландрии, Франциии Англии и вособенностигоды пребыванияв Италии расширилиего кругозори освободилиот педантизмакабинетнойучености, присущегораннему германскомугуманизму. Онне только изучилрукописи богатыхитальянскихкнигохранилищ,но и увиделжалкую изнанкупышной культурыИталии началаXVI века. ГуманистуЭразму приходилосьто и дело менятьсвое местопребывание,спасаясь отмеждоусобиц,раздиравшихИталию, отсоперничествагородов и тиранов,от войн папыс вторгшимисяв Италию французами.В Болонье, например,он был свидетелемтого, как воинственныйпапа Юлий II, ввоенных доспехах,сопровождаемыйкардиналами,въезжал в городпосле победынад противникомчерез брешьв стене (подражаяримским цезарям),и это зрелище,столь неподобающеесану наместникаХриста, вызвалоу Эразма скорбьи отвращение.Впоследствиион недвусмысленнозафиксировалэту сцену всвоей "ПохвалеГлупости" вконце главыо верховныхпервосвященниках.

Впечатленияот пестройярмарки "повседневнойжизни смертных",где Эразмуприходилосьвыступать вроли наблюдателяи "смеющегося"философа Демокрита,теснились вего душе напути в Англию,чередуясь скартинамиблизкой встречис друзьями - Т.Мором, Фишероми Колетом. Эразмвспоминал своюпервую поездкув Англию, задвенадцатьлет перед этимнаучные споры,беседы об античныхписателях ишутки, которыетак любил егодруг Т. Мор.

Таквозник необычайныйзамысел этогопроизведения,где непосредственныежизненныенаблюдениякак бы пропущенычерез призмуантичныхреминисценций.Чувствуется,что госпожаГлупость ужечитала "Поговорки",вышедшие загод до этогоновым расширеннымизданием взнаменитойтипографииАльда Мануцияв Венеции.

Вдоме Мора, гдеЭразм остановилсяпо приезду вАнглию, за несколькодней, почти какимпровизация,было написаноэто вдохновенноепроизведение."Мория, - по выражениюодного нидерландскогокритика, - родиласьподобно еемудрой сестреМинерве-Палладе":она вышла вовсеоружии изголовы своегоотца.

Каки во всей гуманистическоймысли и во всемискусстве ЭпохиВозрождения- той ступениразвития европейскогообщества, котораяотмечена влияниемантичности- в "ПохвалеГлупости"встречаютсяи органическисливаются дветрадиции, - иэто видно ужев самом названиикниги.

Содной стороны,сатира написанав форме "похвальногослова", которуюкультивировалиантичные писатели.Гуманистывозродили этуформу и находилией довольноразнообразноеприменение.Иногда их толкалак этому зависимостьот меценатов,и сам Эразм небез отвращения,как он признается,написал в 1504 г.такой панегирикФилиппу Красивому,отцу будущегоимператораКарла V. В то жевремя, еще вдревностиискусственностьэтих льстивыхупражненийриторики -"нарумяненнойдевки", какназывал ееЛукиан, - породилажанр пародийногопохвальногослова, образецкоторого оставилнам, например,тот же Лукиан("Похвальноеслово мухе").К жанру ироническогопанегирика(наподобиеизвестной всвое время"Похвалы Подагре"нюренбергскогодруга ЭразмаВ. Пиркгеймера)внешне примыкаети "Похвальноеслово Глупости".

Ногораздо болеесущественновлияние Лукианана универсальнокритическийдух этогопроизведения.Лукиан былсамым любимымписателемгуманистов,и Эразм, егопочитатель,переводчики издатель, неслучайно заслужилу современниковрепутациюнового Лукиана,что означалодля одних остроумноговрага предрассудков,для других -опасного безбожника.Эта слава закрепиласьза ним послеопубликования"Похвальногослова".

Сдругой стороны,тема Глупости,царящей надмиром,- не случайныйпредмет восхваления,как обычнобывает в шуточныхпанегириках.Сквозной линиейпроходит этатема черезпоэзию, искусствои народныйтеатр XV-XVI века.Любимое Зрелищепозднесредневековогои ренессансногогорода - этокарнавальные"шествия дураков","беззаботныхребят" во главес Князем Дураков,Папой-Дуракоми ДурацкойМатерью, процессииряженых, изображавшихГосударство,Церковь, Науку,Правосудие,Семью. Девизэтих игр - "Числоглупцов неисчислимо".Во французских"соти" ("дурачествах"),голландскихфарсах илинемецких"фастнахтшпилях"(масленичныхиграх) царилабогиня Глупость:глупец и егособрат шарлатанпредставляли,в различныхобличиях, всеразнообразиежизненныхположений исостояний. Весьмир "ломалдурака". Этаже тема проходити через литературу.В 1494 году вышлапоэма "КорабльДураков" немецкогописателя СебастьянаБрандта - замечательнаясатира, имевшаягромадный успехи переведеннаяна ряд языков(в латинскомпереводе 1505 г.за 4 года до создания"Похвальногослова Глупости"ее мог читатьЭразм). Эта коллекциясвыше ста видовглупости своейэнциклопедическойформой напоминаетпроизведениеЭразма. Но сатираБрандта - ещеполусредневековое,чисто дидактическоепроизведение.Намного ближек "Похвальномуслову" тонсвободной отморализациижизнерадостнойнародной книги"Тиль Эйленшпигель"(1500). Ее герой подвидом дурачка,буквальноисполняющеговсе, что емуговорят, проходитчерез все сословия,через все социальныекруги, насмехаясьнад всеми слоямисовременногообщества. Этакнига уже знаменуетрождение новогомира. Мнимаяглупость ТиляЭйленшпигелятолько обнажаетГлупость, царящуюнад жизнью, -патриархальнуюограниченностьи отсталостьсословногои цеховогостроя. Узкиерамки этойжизни сталитесны для лукавогои жизнерадостногогероя народнойкниги.

Гуманистическаямысль, провожаяуходящий мири оцениваярождающийсяновый, в самыхживых и великихсвоих созданияхчасто близкостоит к этой"дурачествующей"литературе- и не только вгерманскихстранах, но иво всей ЗападнойЕвропе. В великомромане Раблемудрость одетав шутовскойнаряд. По советушута Трибулепантагрюэлистыотправляютсяза разрешениемвсех своихсомнений коракулу БожественнойБутылки, ибо,как говоритПантагрюэль,часто "инойдурак и умногонаучит". Мудростьтрагедии "КорольЛир" выражаетшут, а сам геройпрозреваетлишь тогда,когда впадаетв безумие. Вромане Сервантесаидеалы старогообщества имудрость гуманизмапричудливопереплетаютсяв голове полубезумногоидальго.

Конечно,то, что разумвынужден выступатьпод шутовскимколпаком сбубенчиками,- отчасти даньсословно-иерархическомуобществу, гдекритическаямысль должнанадеть маскушутки, чтобы"истину царямс улыбкой говорить".Но эта формамудрости имеетвместе с темглубокие корнив конкретнойисторическойпочве переходнойэпохи.

Длянародногосознания периодавеличайшегопрогрессивногопереворота,пережитогодо того человечеством,не толькомноговековаямудрость прошлоготеряет свойавторитет,поворачиваясь"глупой" своейстороной, нои складывающаясябуржуазнаякультура ещене успела статьпривычной иестественной.Откровенныйцинизм внеэкономическогопринужденияэпохи первоначальногонакопления,разложениеестественныхсвязей междулюдьми представляетсянародномусознанию, каки гуманистам,тем же царством"неразумия".Глупость царитнад прошлыми будущим.Современнаяжизнь - их стык- настоящаяярмарка дураков.Но и природаи разум такжедолжны, - еслихотят, чтоб ихголос был услышан,- напялить насебя шутовскуюмаску. Так возникаеттема "глупости,царящей надмиром". Онаозначает дляэпохи Возрожденияздоровое недовериеко всяким отживающимустоям и догмам,насмешку надвсяким претенциознымдоктринерствоми косностью,как залог свободногоразвития человекаи общества.

В центреэтой "дурачествующейлитературы"как ее наиболеезначительноепроизведениев лукиановскойформе стоиткнига Эразма.Не толькосодержанием,но и манеройосвещения онапередает колоритсвоего времении его угол зренияна жизнь.

Здесьбудет уместновспомнитьблизкую вомногих отношениях"Похвальномуслову Глупости""Утопию" другаЭразма ТомасаМора, опубликованнуючерез пять летпосле "Похвальногослова". Современникичувствовалиидейную и стилевуюсвязь "Утопии"с "Похвальнымсловом Глупости",и многие склонныбыли даже приписыватьавторствокритическойпервой части"Утопии", гдеразоблачена"глупость"нового порядкавещей, Эразму.Литературнымисвоими корнямигуманистическоепроизведениеМора восходит,как известно,также к античности,но не к Лукиану,а к диалогамПлатона и ккоммунистическимидеям его"Государства".Но всем своимсодержанием"Утопия" связанас современностью– социальнымипротиворечиямиаграрногопереворотав Англии. Болееразительносходство основноймысли: и здесьи там своегорода "мудростьнаизнанку",сравнительнос господствующимипредставлениями.Всеобщееблагоденствиеи счастье разумногостроя в "Утопии"достигаетсяне благоразумнымнакоплениембогатства, аотменой частнойсобственности,- это звучалоне меньшимпарадоксом,чем речь Мории.Известно, чтоЭразм принималучастие в первыхизданиях "Утопии",которую онснабдил предисловием.


I


Композиция"Похвалы Глупости"отличаетсявнутреннейстройностью,несмотря нанекоторыеотступленияи повторения,которые разрешаетсебе Мория,выкладываяв непринужденнойимпровизации,как и подобаетГлупости, то,"что в головувзбрело". Книгаоткрываетсябольшим вступлением,где Глупостьсообщает темусвоей речи ипредставляетсяаудитории. Заэтим следуетпервая часть,доказывающая"общечеловеческую",универсальнуювласть Глупости,коренящуюсяв самой основежизни и в природечеловека. Вторуючасть составляетописание различныхвидов и формГлупости - еедифференциацияв обществе отнизших слоевнарода до высшихкругов знати.За этими основнымичастями, гдедана картинажизни, как онаесть, следуетзаключительнаячасть, где идеалблаженства- жизнь, какоюона должнабыть, - оказываетсятоже высшейформой безумиявездесущейМории (Впервоначальномтексте "Похвальногослова" нетникаких подразделений:принятое делениена главы непринадлежитЭразму и появляетсявпервые в издании1765 года).

Дляновейшегочитателя, отделенногоот аудиторииЭразма веками,наиболее живойинтерес представляет,вероятно, перваячасть "Похвальногослова", покоряющаянеувядаемойсвежестьюпарадоксальнозаостренноймысли и богатствомедва уловимыхоттенков. Глупостьнеопровержимодоказываетсвою властьнад всей жизньюи всеми ее благами.Все возрастыи все чувства,все формы связеймежду людьмии всякая достойнаядеятельностьобязаны ейсвоим существованиеми своими радостями.Она - основавсякого процветанияи счастья. Чтоэто - в шуткуили всерьез?Невинная играума для развлечениядрузей илипессимистическое"опровержениеверы в разум"?Если это шутка,то она, как сказалбы Фальстаф,зашла слишкомдалеко, чтобыбыть забавной.С другой стороны,весь обликЭразма не толькокак писателя,но и как человека- общительного,снисходительногок людским слабостям,хорошего другаи остроумногособеседника,человека, которомуничто человеческоене было чуждо,любителя хорошопоесть и тонкогоценителя книги,исключаетбезрадостныйвзгляд на жизнь,как на сцеплениеглупостей, гдемудрецу остаетсятолько, по примеруТимона, бежатьв пустыню (гл.XXV). Облик этогогуманиста, былво многом какбы прототипПантагрюэляРабле (Раблепереписывалсясо своим старшимсовременникомЭразмом и вписьме к немуот 30 ноября 1532года - это годсоздания"Пантагрюэля"!- называл егосвоим "отцом","источникомвсякого творчестванашего времени").

Самавтор (в предисловиии в позднейшихписьмах) даетна этот вопроспротиворечивыйи уклончивыйответ, считая,очевидно, чтоsapienti sat - "мудромудостаточно"и читатель самв состоянииразобраться.Но если кардиналызабавлялись"Похвальнымсловом", какшутовскойвыходкой, апапа Лев Х судовольствиемотмечал: "Я рад,что наш Эразмтоже иногдаумеет дурачиться",то некоторыесхоласты сочлинужным выступить"в защиту"разума, доказывая,что раз богсоздал всенауки, то "Эразм,приписываяэту честь Глупости,кощунствует".(В ответ Эразмироническипосвятил этому"защитникуразума", некоемуЛе Куртурье,две апологии.)Даже средидрузей кое-ктосоветовалЭразму дляясности написать"палинодию"(защиту противоположноготезиса), что-нибудьвроде "ПохвалыРазуму" или"Похвалы Благодати"...Не было недостатка,разумеется,и в читателяхвроде Т. Мора,оценивших юмормысли Эразма.Любопытно, чтои новейшаябуржуазнаякритика назападе стоитперед той жедилеммой, но- в соответствиис реакционнымитенденциямиистолкованиякультуры гуманизмаи Возрождения,характернымидля модернистскихработ - "ПохвалаГлупости" всечаще интерпретируетсяв духе христианскоймистики ипрославленияиррационализма.

Однакозаметим, чтоэта дилемманикогда несуществоваладля непредубежденногочитателя, которыйвсегда виделв произведенииЭразма подлукавой пародийнойформой защитужизнерадостногосвободомыслия,направленнуюпротив невежестваво славу человекаи его разума.Именно поэтому"Похвальноеслово Глупости"и не нуждалосьв дополнительной"палинодии"типа "ПохвалыРазуму" (Любопытнозаглавие одногофранцузскогоперевода "Слова",вышедшего в1715 году: "Похвальноеслово Глупости"- произведение,которое правдивопредставляет,как человекиз-за глупостипотерял свойоблик, и в приятнойформе показывает,как вновь обрестиздравый смысли разум").

Черезвсю первую"философскую"часть речипроходит сатирическийобраз "мудреца",и черты этогоантипода Глупостиоттеняют основнуюмысль Эразма.Отталкивающаяи дикая внешность,волосатая кожа,дремучая борода,облик преждевременнойстарости (гл.XVII). Строгий, глазастый,на пороки друзейзоркий, в дружбепасмурный,неприятный(гл. XIX). На пируугрюмо молчити всех смущаетнеуместнымивопросами.Одним своимвидом портитпублике всякоеудовольствие.Если вмешаетсяв разговор,напугает собеседникане хуже, чемволк. В разладес жизнью рождаетсяу него ненавистько всему окружающему(гл. XXV). Враг всякихприродныхчувствований,некое мраморноеподобие человека,лишенное всехлюдских свойств.Не то чудовище,не то привидение,не знающее нилюбви, ни жалости,подобно холодномукамню. От негоякобы ничтоне ускользает,он никогда незаблуждается,все тщательновзвешивает,все знает, всегдасобой доволен;один он свободен,он - все, но лишьв собственныхпомышлениях.Все, что случаетсяв жизни, он порицает,во всем усматриваябезумие. Непечалится одруге, ибо самникому не друг.Вот он каков,этот совершенныймудрец! Кто непредпочтетему последнегодурака изпростонародья(гл. XXX) и т. д.

Этозаконченныйобраз схоласта,средневековогокабинетногоученого, загримированный- согласнолитературнойтрадиции этойречи - под античногомудреца-стоика.Это рассудочныйпедант принципиальныйвраг человеческойприроды. Но сточки зренияживой жизниего книжнаяобветшалаямудрость - скорееабсолютнаяглупость.

Всемногообразиеконкретныхчеловеческихинтересов никакне сведешь кодному толькознанию, а темболее к отвлеченному,оторванномуот жизни книжномузнанию. Страсти,желания, поступки,стремления,прежде всегостремлениек счастью, какоснова жизни,более первичны,чем рассудоки если рассудокпротивопоставляетсебя жизни, тоего формальныйантипод - глупость- совпадает совсяким началомжизни. ЭразмоваМория есть,поэтому самажизнь. Она синонимподлинноймудрости, неотделяющейсебя от жизни,тогда каксхоластическая"мудрость"- порождениеподлиннойглупости.

РечьМории в первойчасти внешнекак бы построенана софистическойподмене абстрактногоотрицанияконкретнойположительнойпротивоположностью.Страсти не естьразум, желаниене есть разум,счастье - нето, что разум,следовательно,все это - нечтонеразумное,то есть Глупость.Мория здесьпародируетсофистикусхоластическихаргументации.Глупость, поверив"тупому чурбану","некоему мраморномуподобию человека",что он и естьподлинныймудрец, а всяжизнь человеческая- не что иное,как забаваГлупости (гл.XXVII), попадает взаколдованныйкруг известногософизма о критянине,который утверждал,что все жителиКрита - лгуны.Через 100 лет этаситуация повторитсяв первой сценешекспировского"Макбета", гдеведьмы выкрикивают:"Прекрасное- это гнусное,гнусное - прекрасное"(трагическийаспект той жемысли Эразмао страстях,царящих надчеловеком).Доверие кпессимистической"мудрости"и здесь и тамподорвано ужесамым рангомэтих прокуроровчеловеческойжизни. Чтобывырваться иззаколдованногокруга, надоотброситьисходный тезис,где "мудрость"противопоставляетсебя "неразумной"жизни.

Морияпервой части- это сама Природа,которой нетнужды доказыватьсвою правоту"крокодилитами,соритами, рогатымисиллогизмами"и прочими"диалектическимихитросплетениями"(гл. XIX). Не категориямлогики, а желаниюлюди обязанысвоим рождением- желанию "делатьдетей" (гл. XI).Желанию бытьсчастливымилюди обязанылюбовью, дружбой,миром в семьеи обществе.Воинственнаяугрюмая "мудрость",которую посрамляеткрасноречиваяМория, - этопсевдорацнонализмсредневековойсхоластики,где рассудок,поставленныйна службу вере,педантическиразработалсложнейшуюсистему регламентациии норм поведения.Аскетическомурассудку дряхлеющегосредневековья,старческойскудеющеймудрости опекуновжизни, почтенныхдокторов теологиипротивостоитМория - новыйпринцип Природы,выдвинутыйгуманизмомВозрождения.Этот принципотражал приливжизненных силв европейскомобществе вмомент рожденияновой буржуазнойэры.

Жизнерадостнаяфилософия речиМории частовызывает впамяти раннююренессанснуюновеллистику,комическиеситуации которойкак бы обобщеныв сентенцияхГлупости. Ноеще ближе кЭразму (в особенностисвоим тоном)роман Рабле.И как в "Гаргантюаи Пантагрюэле""вино" и "знание",физическоеи духовное, -неразрывны,как две стороныодного и тогоже, так и у Эразманаслаждениеи мудрость идутрука об руку.Похвала Глупости- это похваларазуму жизни.Чувственноеначало природыи мудрость непротивостоятдруг другу вцельной гуманистическоймысли Возрождения.Стихийно-материалистическоечувство жизниуже преодолеваетхристианскийаскетическийдуализм схоластики.

Какв философииБэкона "чувстванепогрешимыи составляютисточник всякогознания", а подлиннаямудрость ограничиваетсебя "применениемрациональногометода к чувственнымданным", таки у Эразма чувства,- порожденияМории, - страстии волнения (то,что Бэкон называет"стремлением","жизненнымдухом") направляют,служат хлыстоми шпорами доблестии побуждаютчеловека ковсякому добромуделу (гл. XXX).

Мория,как "поразительнаямудрость природы"(гл. XXII), это довериежизни к самойсебе, противоположностьбезжизненноймудрости схоластов,которые навязываютжизни своипредписания.Поэтому ни одногосударствоне принялозаконы Платона,и только естественныеинтересы (например,жажда славы)образовалиобщественныеучреждения.Глупость создаетгосударство,поддерживаетвласть, религию,управлениеи суд (гл. XXVII). Жизньв своем основании- это не простотагеометрическойлинии, но играпротиворечивыхстремлений.Это театр, гдевыступаютстрасти и каждыйиграет своюроль, а неуживчивыймудрец, требующий,чтобы комедияне была комедией,- это сумасброд,забывающийосновной законпиршества:"Либо пей, либо- вон" (гл. XXIX). Раскрепощающий,охраняющиймолодые побегижизни от вмешательства"непрошеноймудрости" пафосмысли Эразмаобнаруживаетхарактерноедля гуманизмаВозрождениядоверие к свободномуразвитию, родственноеидеалу жизнив Телемскойобители у Раблес его девизом"Делай чтохочешь". МысльЭразма, связаннаяс началом эрыбуржуазногообщества, ещедалека от позднейшей(XVII век) идеализациинеограниченнойполитическойвласти, какруководящегои регламентирующегоцентра общественнойжизни. И самЭразм держалсявдали от "пышногоничтожествадворов" (какон выражаетсяв одном из своихписем), а должность"королевскогосоветника",которой егопожаловалимператор КарлV, была не болеечем почетнойи доходнойсинекурой. Инедаром Эразмиз Роттердама,бюргер попроисхождению,достигнувевропейскойславы, отвергаетлестные приглашениямонархов Европы,предпочитаянезависимуюжизнь в "вольномгороде" Базелеили в нидерландскомкультурномцентре Лувене.Традициинезависимости,которую отстаиваютгорода егородной страны,несомненно,питают в известноймере взглядыЭразма. Философияего Мории коренитсяв историческойобстановкееще не победившегоабсолютизма.

Этуфилософиюпронизываетстихийнаядиалектикамысли, в которойдает себя знатьобъективнаядиалектикаисторическогопереворотаво всех сферахкультуры. Всеначала перевернутыи обнаруживаютсвою изнанку:"Любая вещьимеет два лица...и лица эти отнюдьне схожи однос другим. Снаружикак будто смерть,а загляни внутрь- увидишь жизнь,и наоборот, поджизнью скрываетсясмерть, подкрасотой -безобразие,под изобилием- жалкая бедность,под позором- слава, подученостью -невежество,под мощью -убожество, подблагородством- низость, подвесельем - печаль,под преуспеянием- неудача, поддружбой - вражда,под пользой- вред" (гл. XXIX).Официальнаярепутация иподлинное лицо,видимость исущность всегов мире противоположны.Мория природына самом делеоказываетсяистинным разумомжизни, а отвлеченныйразум официальных"мудрецов"- это безрассудство,сущее безумие.Мория - это мудрость,а казенная"мудрость"- это худшаяформа Мории,подлиннаяглупость. Чувства,которые, есливерить философам,нас обманывают,приводят кразуму, практика,а не схоластическиеписания - к знанию,страсти, а нестоическоебесстрастие- к доблести.Вообще глупостьведет к мудрости(гл. XXX). Уже с заголовкаи с посвящения,где сближены"столь далекиепо существу"Мория и ТомасМор, Глупостьи гуманистическаямудрость, всяпарадоксальность"Похвальногослова" коренитсяв диалектическомвзгляде, согласнокоторому всевещи сами посебе противоречивыи "имеют двалица". Всемсвоим очарованиемфилософскийюмор Эразмаобязан этойживой диалектике.

Жизньне терпит никакойодносторонности.Поэтому рассудочному"мудрецу" -доктринеру,схоласту, начетчику,который жаждетвсе подогнатьпод бумажныенормы и вездесуется с одними тем же мерилом,нет места нина пиру, ни влюбовном разговоре,ни за прилавком.Веселье, наслаждение,практика житейскихдел имеют своиособые законы,его критериитам непригодны.Ему остаетсялишь самоубийство(гл. XXXI). Односторонностьотвлеченногопринципа убиваетвсе живое, ибоне мирится смногообразиемжизни.

Поэтомупафос произведенияЭразма направленпрежде всегопротив ригоризмавнешних формальныхпредписаний,против доктринерстваначетчиков- "мудрецов".Вся перваячасть речипостроена наконтрастеживого древажизни и счастьяи сухого древаотвлеченногознания. Этинепримиримыевсезнающиестоики, этичурбаны готовывсе подогнатьпод общие нормы,отнять у человекавсе радости.Но всякая истинаконкретна.Всему своеместо и время.Придется этомустоику отложитьсвою хмуруюважность, покоритьсясладостномубезумию, еслион захочетстать отцом(гл. XI). Рассудительностьи опыт подобаютзрелости, ноне детству."Кому не мерзоки не кажетсячудовищеммальчик с умомвзрослогочеловека?"Беспечности,беззаботностилюди обязанысчастливойстаростью (гл.XIII). Игры, прыжкии всякие "дурачества"- лучшая приправапиров: здесьони на своемместе (гл. XVIII). Изабвение дляжизни так жеблаготворно,как память иопыт (гл. XI). Снисходительность,терпимостьк чужим недостаткам,а не глазастаястрогость -основа дружбы,мира в семьеи всякой связив человеческомобществе (гл.XIX, XX, X XI).

Практическаясторона этойфилософии -светлый широкийвзгляд на жизнь,отвергающийвсе формы фанатизма.Этика Эразмапримыкает кэвдемонистическимучениям античности,согласно которымв самой человеческойприроде заложеноестественноестремлениек благу, - тогдакак навязанная"мудрость"полна "невыгод",безрадостна,пагубна, непригоднани для деятельности,ни для счастья(гл. XXIV). Самолюбие(Филавтия) - этокак будто роднаясестра Глупости,но может липолюбить кого-либотот, кто самсебя ненавидит?Самолюбиесоздало всеискусства. Оностимул всякогорадостноготворчества,всякого стремленияк благу (гл. XXII). Вмысли Эразмаздесь как бынамечаютсяпозиции Ларошфуко,нашедшего всамолюбииоснову всегочеловеческогоповедения ивсех добродетелей.Но Эразм далекот пессимистическоговывода этогоморалиста XVIIвека и скореепредвосхищаетматериалистическуюэтику XVIII века(например, учениеГельвеция отворческойроли страстей).Филавтия уЭразма - орудие"поразительноймудрости природы",без самолюбия"не обходитсяни одно великоедело", ибо, какутверждаетПанург у Рабле,человек стоитстолько, восколько самсебя ценит.Вместе со всемигуманистамиЭразм разделяетверу в свободноеразвитие человека,но он особенноблизок к простомуздравому смыслу.Он избегаетчрезмернойидеализациичеловека, фантастикиего переоценки,как односторонности.Филавтия тожеимеет "двалица". Она стимулк развитию, ноона же (там, гдене хватаетдаров природы)- источниксамодовольства,а "что можетбыть глупее...самолюбования?"

Но эта- собственносатирическая- сторона мыслиЭразма развиваетсябольше во второйчасти речиМории.


II


Втораячасть "Похвальногослова" посвящена"различнымвидам и формам"Глупости. Нолегко заметить,что здесь незаметноменяется нетолько предмет,но и смысл, влагаемыйв понятие "глупость",характер смехаи его тенденция.Меняется разительнымобразом и самыйтон панегирика.Глупость забываетсвою роль, ивместо тогочтобы восхвалятьсебя и своихслуг, она начинаетвозмущатьсяслужителямиМории, разоблачатьи бичевать.Юмор переходитв сатиру.

Предметпервой частиэто "общечеловеческие"состояния:различныевозрасты человеческойжизни, многообразныеи вечные источникинаслажденияи деятельности,коренящиесяв человеческойприроде. Морияздесь совпадалапоэтому с самойприродой и былалишь условнойГлупостью -глупостью сточки зренияотвлеченногорассудка. Новсе имеет своюмеру, и одностороннееразвитие страстей,как и сухаямудрость, переходитв свою противоположность.Уже глава XXXV,прославляющаясчастливоесостояниеживотных, которыене знают никакойдрессировкии подчиняютсяодной природе,- двусмысленна.Значит ли это,что человекне должен стремиться"раздвинутьграницы своегожребия", чтоон должен уподобитьсяживотным? Непротиворечитли это Природе,наделившейего интеллектом?Поэтому дураки,шуты, глупцыи слабоумные,хотя и счастливы,все же не убедятнас следоватьскотскомунеразумию ихсуществования(гл. XXXV). "ПохвалаГлупости"незаметнопереходит отпанегирикаприроде к сатирена невежество,отсталостьи косностьобщества.

Принципестественности- фермент всякойжизни. Но каку Ларошфуко"самолюбиеи порок входятв состав всехдобродетелей,словно яды всостав всехлекарств", - всезависит отусловий, дозыи меры, - так иу Эразма Глупостьвходит в составвсего живого,но в своемодностороннем"раздуваниии распухании"становитсяглавной причинойокостенения,пороком и "безумием"существующего.Глупость переходитв различныеманиакальныестрасти: манияохотников, длякоторых нетбольшего блаженства,чем пение рогови тявканьесобак, маниястроителей,алхимиков,азартных игроков(гл. XXXIX), суеверов,паломниковко святым местам(гл. XL) и т. д. ТутМория показываетсявместе со своимиспутниками:Безумием, Ленью,Разгулом, Непробуднымсном, Чревоугодиеми т. д. (гл. IX). И теперьмы вспоминаем,что она дочьпаразитическогоБогатства иневежественнойЮности, плодвожделения,зачатая вохмелю на пируу богов (гл. VII),вскормленнаянимфами, именуемымиОпьянение иНевоспитанность(гл. VIII) . Эразм здесьвыступает какпредшественникпросветителейXVIII века, но толькоход его мысли,как и у другихгуманистов(например, уРабле или Шекспира),обнаруживаетобратнуюпоследовательность:от открытия"природы" - крационалистическойкритике, отРуссо - к Вольтеру.

В первойчасти речиМория, как мудростьприроды, гарантировалажизни разнообразиеинтересов ивсестороннееразвитие. Тамона соответствовалагуманистическомуидеалу "универсального"человека. НобезумствующаяодносторонняяГлупость создаетпостоянныезастывшие формыи виды: сословиеродовитыхенотов, которыекичатся благородствомпроисхождения(гл. XLII), или купцов-накопителей,- породу всехглупее и гаже(гл. XLVII1), разоряющихсясутяг или наемныхвоинов, мечтающихразбогатетьна войне, бездарныхактеров и певцов,ораторов ипоэтов, грамматикови правоведов.Филавтия, роднаясестра Глупости,теперь показываетдругое своелицо. Она порождаетсамодовольстворазных городови народов, тщеславиетупого шовинизма(гл. XLIII). Счастьелишается своегообъективногооснования вприроде, теперьоно уже всецело"зависит отнашего мненияо вещах... и покоитсяна обмане илисамообмане"(гл. XLV). Как мания,Глупость ужесубъективна,и всяк по-своемус ума сходит,находя в этомсвое счастье.Мнимая "глупость"природы, Мориябыла связьювсякого человеческогообщества. ТеперьМория как доподлиннаяглупостьпредрассудков,наоборот, разлагаетобщество.

Общефилософскийюмор панегирикаГлупости сменяетсяпоэтому социальнойкритикой современныхнравов и учреждений.Теоретическаяи с виду шутливаяполемика сантичнымистоиками,доказывающая,не без приемовсофистическогоостроумия,"невыгоды"мудрости, уступаетместо колоритными язвительнымбытовым зарисовками ядовитымхарактеристикам"невыгодных"форм современнойглупости.Впоследствиимногие сатирическиемотивы речиГлупости будутдраматизированыв диалогах исвоего родамаленькихкомедиях,объединенныхв "Домашнихбеседах" (Диалоги"Кораблекрушение","Неосторожныйобет" и "Паломничество"осмеиваютпилигримови обычай даватьобеты святым;"Рыцарь безлошади" - кичливостьдворян; "Славноеремесло" -кондотьерство;"Разговор аббатаи образованнойженщины" -обскурантизммонахов; "Похороны"- их вымогательстваи конкуренциюорденов и т.д.).

Универсальнаясатира Эразмаздесь не щадитни одного званияв роде людском.Глупость царитв народнойсреде, так жекак и в придворныхкругах, где укоролей и вельможне найти и пол-унцииздравого смысла(гл. LV). Независимостьпозиций Эразма,народный здравыйсмысл", которомуон всегда остаетсяверен, сказываетсятакже в издевательственад глупцамисобственногогуманистическоголагеря, над"двуязычными"и "трехъязычными"педантами, надбуквоедами-филологами,грамматиками,раболепствующимиперед любымсловом древнегоавтора. СамЭразм в 1517 годуорганизовалв Лувене "ШколуТрех Языков",где впервыеизучались,наряду с латинским,греческий идревнееврейскийязыки, но, энтузиастизучения древности,он был в то жевремя врагомсервилизмаревнителейантичностикак в сферемысли, так и встиле (Противних направленего остроумныйи язвительныйдиалог "Циперонианец"(1528), которым оннажил себенемало врагов).Заметим заодно,что автор "Домашнихбесед" - произведения,по которому,несмотря напреследованияцеркви, рядпоколенийобучался изящнойлатыни - далобразец ясного,гибкого, легкогостиля, "которыйнравился всем,а не толькоученым", какпризнаетсяодин из противниковЭразма. В стилеЭразма - духего этики. Ихотя все егопроизведениянаписаны по-латыни,слово Эразмабольше чемкого-либо изгуманистовоказало влияниена литературнуюречь новыхевропейскихязыков, формировавшихсяпод влияниемнеолатинскойлитературы.Эразм привилсвоим стилемвкус к непринужденной"природе"разговорнойречи. Он секуляризироваллитературныйязык и освободилего от педантизмасхоластическойи церковнойэлоквенции.

Наибольшейрезкости сатирадостигает вглавах о философахи богословах,иноках и монахах,епископах,кардиналахи первосвященниках(гл. LII-LX), особенно- в колоритныххарактеристикахбогословови монахов, главныхпротивниковЭразма на протяжениивсей его деятельности.Нужна былабольшая смелость,чтобы показатьмиру "смрадноеболото" богословови гнусные порокимонашескихорденов во всейих красе! ПапаАлександр VI, -вспоминалвпоследствииЭразм, - однаждызаметил, чтопредпочел быоскорбитьсамого могущественногомонарха, чемзадеть этунищенствующуюбратию, котораявластвоваланад умаминевежественнойтолпы. Монахидействительноникогда немогли проститьписателю этихстраниц "ПохвалыГлупости".Монахи былиглавнымивдохновителямигонений противЭразма и егопроизведений.Они в концеконцов добилисьзанесениябольшой частилитературногонаследия Эразмав индекс запрещенныхцерковью книг,а его французскийпереводчикБеркен - несмотряна покровительствокороля! - кончилжизнь на костре(в 1529 г.). Популярнаяу испанцевпоговоркагласила: "Ктоговорит дурноепро Эразма -тот либо монах,либо осел".

РечьМории в этихглавах местаминеузнаваемапо тону. МестоДемокрита, сосмехом "наблюдающегоповседневнуюжизнь смертных",занимает уженегодующийЮвенал, который"ворошит сточнуюяму тайныхпороков" - и этовопреки первоначальномунамерению"выставлятьнапоказ смешное,а не гнусное"(предисловиеЭразма).Когда Христосустами Морииотвергает этуновую породуфарисеев, заявляя,что не признаетих законов, ибоко время онообещал блаженствоне за капюшоны,не за молитвы,не за посты, атолько за деламилосердия,и поэтому простойнарод, матросыи возчики, емуугоднее монахов(гл. LIV), - патетикаречи возвещаетуже накал страстейпериода Лютера.

Отпрежней шутливостиблагорасположеннойк смертнымМории, не остаетсяи следа. Условнаямаска Глупостиспадает с лицаоратора, и Эразмговорит ужепрямо от своегоимени, как "ИоаннКрестительРеформации"(по выражениюфранцузскогофилософа-скептикаконца XVII в. П.Бейля).Новое в антимонашескойсатире Эразмане разоблачениеобжорства,надувательстваи лицемериямонахов - этимичертами ихнеизменнонаделяли ужена протяжениитрех вековавторы средневековыхрассказов илигуманистическихновелл (вспомним,например, "Декамерон"Боккаччо серединыXIV в.). Но там онифигурироваликак ловкиепройдохи,пользующиесяглупостьюверующих.Человеческаяприрода, вопрекисану дает себязнать в их поведении.Поэтому у Боккаччои других новеллистовони забавны,и рассказы обих проделкахпитают толькоздоровый скепсис.У Эразма жемонахи порочны,мерзки и уже"навлекли насебя единодушнуюненависть"(гл. LIV). За сатиройЭразма чувствуетсяиная историческаяи национальнаяпочва, чем уБоккаччо. Созрелиусловия длярадикальныхизменений, иощущаетсяпотребностьв положительнойпрограммедействий. Мория,защитницаприроды, в первойчасти речи былав единстве собъектом своегоюмора. Во второйчасти Мория,как разум, отделяетсяот предметасмеха. Противоречиестановитсяантагонистическими нетерпимым.Чувствуетсяатмосфераназревшейреформации.

Этоизменение тонаи новые акцентывторой половины"Похвальногослова" связанытаким образомс особенностями"северногоВозрождения"и с назревающимпотрясениемоснов до этогомонолитнойкатолическойцеркви. В германскихстранах вопросреформы церквистал узлом всейполитическойи культурнойжизни. С реформациейздесь оказалисьсвязаны всевеликие событиявека: крестьянскаявойна в Германии,движенияанабаптистов,нидерландскаяреволюция. Нодвижение Лютерапринимало вГермании всеболее одностороннийхарактер: чисторелигиознаяборьба, вопросывероисповеданияна долгие годызаслонили болееширокие задачипреобразованияобщественнойжизни и культуры.После подавлениякрестьянскойреволюцииреформацияобнаруживаетвсе большуюузость и неменьшую, чемкатолическаяконтрреформация,нетерпимостьк свободноймысли, к разуму,который Лютеробъявил "блудницейдиаволовой"."Науки умерливезде, гдеустановилосьлютеранство",- отмечает в1530 году Эразм.

Сохраниласьстарая гравюраXVI века, изображающаяЛютера и Гуттенанесущими ковчегрелигиозногораскола, а вперединих Эразма,танцем открывающегошествие. Онаверно определяетроль Эразмав подготовкедела Лютера.Крылатое выражение,пущенное в ходкельнскимибогословами,гласило: "Эразмснес яйцо, котороевысидел Лютер".Но Эразм впоследствиизаметил, чтоон отрекается"от цыплятподобной породы".

"ПохвалаГлупости" стоит,таким образом,у конца недифференцированногоэтапа Возрожденияи на порогереформации.

СатираЭразма завершаетсявесьма смелымзаключением.После того, какГлупость доказаласвою властьнад человечествоми над "всемисословиямии состояниями"современности,она вторгаетсяв святая святыххристианскогомира и отождествляетсебя с самымдухом религииХриста, а нетолько с церковью,как учреждением,где ее властьуже доказанаранее: христианскаявера сродниГлупости, ибовысшей наградойдля людей являетсясвоего родабезумие (гл.LXVI-LXVII), а именно -счастье экстатическогослияния с божеством.

Вчем смысл этойкульминационной"коды" панегирикаМории? Она явноотличаетсяот предшествующихглав, где Глупостьприводит в своюпользу всесвидетельствадревних и безднуцитат из священногописания, толкуяих вкось и вкривьи не брезгаяпорой самымидешевыми софизмами.В тех главахявно пародируетсясхоластика"лукавых толкователейслов священногописания", и онипрямо примыкаютк разделу отеологах имонахах. Наоборот,в заключительныхглавах нетпочти никакихцитат, тон здесь,по-видимому,вполне серьезныйи развиваемыеположениявыдержаны вдухе ортодоксальногоблагочестия,мы как бы возвращаемсяк положительномутону и прославлению"неразумия"первой частиречи. Но ирония"божественнойМории", пожалуй,более тонка,чем сатираМории - Разумаи юмор Мории- Природы. Недаромона сбиваетс толку новейшихисследователейЭразма, которыеусматриваютздесь настоящеепрославлениемистицизма.

Ближеих к истине тенепредубежденныечитатели, которыевидели в этихглавах "слишкомвольный" и даже"кощунственныйдух". Нет сомнения,что автор"Похвальногослова" не былатеистом, в чемего обвинялифанатики обоихлагерей христианства.Субъективноон был скорееблагочестивымверующим.Впоследствиион даже выражалсожаление, чтозакончил своюсатиру слишкомтонкой и двусмысленнойиронией, направленнойпротив теологов,как лукавыхтолкователей.Но, как сказалГейне по поводу"Дон-Кихота"Сервантеса,перо гениямудрее самогогения и увлекаетего дальшепределов,поставленныхим самим своеймысли. Эразмутверждал, чтов "Похвальномслове" излагаетсята же доктрина,что и в болеераннем назидательном"Руководствехристианскомувоину". Однакоидейный вождьконтрреформации,основательордена иезуитовИгнатий Лойоланедаром жаловался,что чтение вмолодости этогоруководстваослабляло егорелигиозноервение и охлаждалопыл его веры.И Лютер, с другойстороны, имелправо хотя бына основанииэтих заключительныхглав не доверятьблагочестиюЭразма, которогоон называлкоролем двусмысленности".Мысль Эразма,как и автора"Утопии" (такжедалекого отатеизма), проникнутаяширокой терпимостью,граничащейс равнодушиемв вопросахрелигиозных,оказывалаплохую услугуцеркви, стоявшейна пороге великогораскола. Заключительныеглавы "Похвальногослова", гдеГлупостьотождествленас духом христианскойверы, свидетельствуют,что в европейскомобществе нарядус католикамии протестантами,наряду с Лойолойи Лютером,складываласьтретья партия,гуманистическаяпартия "осторожных"умов (Эразм,Рабле, Монтень),враждебныхвсякому религиозномуфанатизму. Иименно этой,пока еще слабойпартии "сомневающихся",партии свободомыслящих,опирающейсяна природу иразум и отстаивающейсвободу совестив момент высшегонакала религиозныхстрастей, историческипринадлежалобудущее.


Заключение.


"Похвальноеслово" имелоу современниковогромный успех.За двумя изданиями1511 года потребовалисьтри издания1512 года - в Страсбурге,Антверпенеи Париже. Занесколько летоно разошлосьв количестведвадцати тысячэкземпляров- успех по томувремени и длякниги, написаннойна латинскомязыке, неслыханный.

Болеечем любое другоепроизведениекануна Реформации,"Похвальноеслово" распространялов широких кругахпрезрение ктеологам имонахам и возмущениесостояниемцеркви. Но Эразмне оправдалнадежд сторонниковЛютера, хотясам, безусловно,стоял за практическиереформы, которыедолжны быливозродить иукрепитьхристианство.Его гуманистическийскепсис в вопросахрелигиознойдогматики, егозащита терпимостии снисходительности,его лукиановскинепочтительнаяформа обращениясо священнымипредметамиоставлялислишком многоместа - даже сточки зренияпротестантскогобогословия- для свободногоисследованияи были опасныдля церкви какновой, так истарой. ПротивникиЭразма недаромназывали его"современнымПротеем". Впоследствиикатолическиеи протестантскиебогословыстарались -каждый на свойлад - доказатьортодоксальностьего идей, ноистория расшифровалаидеи автора"Похвальногослова" в такомдухе, которыйвыводит их запределы всякоговероисповедания.

Потомствоне может упрекнутьЭразма за то,что он не примкнулни к одной изборющихсярелигиозныхпартий. Егопроницательностьи здравый смыслпомогли емуразгадатьобскурантизмобоих лагерей.Но вместо тогочтобы возвыситьсянад обеимиодносторонностямирелигиозногофанатизма иупотребитьогромное своевлияние насовременниковдля разоблаченияравно "папоманов"как и "папефигов"(подобно Рабле,Деперье и другимсвободомыслящим)и для углубленияосвободительнойборьбы, Эразмзанял нейтральнуюпозицию междупартиями, выступаяв неудачнойроли примирителянепримиримыхстанов. Темсамым он уклонилсяот решительногоответа на религиозныеи социальныевопросы, поставленныеисторией. Мири покой емуказались дорожевсего. "Я терпетьне могу столкновений,- писал он около1522 года, - и до такойстепени, что,если начнетсяборьба, я покинускорее партиюистины, чемлокон". Но ходистории показал,что этот покойуже не был возможени катаклизмбыл неизбежен.У "главы европейскойреспубликиученых" не былонатуры борцаи той цельности,отмечающейтип человекаэпохи Возрождения,которая воплощенав благородномобразе егодруга Т.Мора,в борьбе засвои убеждениясложившегоголову на эшафоте(за что Эразмего порицал!).Переоценкамирного распространениязнаний и надежды,которые Эразмвозлагал нареформы сверху,была его ограниченностью,которая доказывала,что он мог возглавитьдвижение толькона мирном,подготовительномэтапе. Все егопоследующиенаиболее значительныепроизведения(издание "Новогозавета", "Христианскийгосударь","Домашниебеседы") приходятсяна второе десятилетиеXVI века. В 20-30-х годах,в разгар религиознойи социальнойборьбы еготворчествоуже не имеетпрежней силы,его влияниена умы заметнопадает.

ПозицииЭразма в последнийпериод егожизни оказалисьпоэтому намногониже пафосаего бессмертнойсатиры. Вернее,он сделал изсвоей философии"удобный" вывод:мудрец, наблюдая"комедию жизни",не должен "бытьмудрее, чем этоподобает смертному",и лучше "вежливозаблуждатьсязаодно с толпой",чем быть сумасбродоми нарушать еезаконы, рискуяпокоем, еслине самой жизнью(гл. XXIX). Он избегал"одностороннего"вмешательства,не желая приниматьучастив в распрях"глупцов" -фанатиков. Но"всесторонняя"мудрость этойнаблюдательскойпозиции естьсиноним ееограниченнойодносторонности,ибо что можетбыть одностороннееточки зрения,исключающейиз жизни действие,то есть участиев жизни? Эразмоказался вположенииосмеянногоим самим в первойчасти речиМории бесстрастногомудреца-стоика,высокомерногопо отношениюко всяким живыминтересам.Выступлениякрестьянскихмасс и городскихнизов да аренуистории с краснымзнаменем вруках и с требованиемобщности имуществана устах и былив этот периодвысшим выражениемсоциальных"страстей"эпохи и техпринципов"природы" и"разума", которыес такой смелостьюзащищал Эразмв "ПохвалеГлупости", аего друг Т. Морв "Утопии". Этобыла настоящаяборьба народныхмасс за "всестороннееразвитие", заправо человекана радостижизни, противнорм и предрассудковсредневековогоцарства Глупости.

Однакомежду гуманистами(даже такими,как Т.Мор) инароднымидвижениямиэпохи, идейноим созвучными,практическилежала целаяпропасть. Дажебудучи прямымизащитникаминародных интересов,гуманисты редкосвязывали своюсудьбу с"плебейско-мюнцеровской"оппозицией,не доверяя"непросвещенным"массам и возлагаянадежды нареформы сверху,хотя именнов этой оппозициии выступаластихийнаямудрость истории.Поэтому ограниченностьих позициисказываласькак раз в моментвысшего подъемареволюционнойволны. Эразм,например, порицалЛютера за егопризывы "бить,душить, колоть"восставшихкрестьян, "какбешеных собак".Он одобрялпопытку базельскойбуржуазиивыступить вроли арбитрамежду князьямии крестьянами.Но дальше этогоего мирныйгуманизм нешел.

Независимоот личных позицийЭразма, егоидеи историческиделали своедело. "Эразмизм",как ересь "арианская"и "пелагианская",подвергаетсяпреследованиюв эпоху контрреформации,но его влияниеобнаруживаетсяи в скептицизме"Опытов" Монтеняи в творчествеШекспира,Бен-Джонсонаи Сервантеса.Его внимательночитают французскиевольнодумцыXVII века вплотьдо П. Бейля(прожившегопоследнийпериод своейжизни в родномгороде Эразма- Роттердаме),автора статьиоб Эразме и егопоследователяв рационалистическомподходе кбогословскимтекстам. Этаэразмовскаятрадиция приводитк французскими английскимпросветителямXVIII века, а такжек Лессингу,Гердеру и Песталоцци.Один развиваюткритическоеначало еготеологии, другие- его педагогическиеидеи, его социальнуюсатиру плиэтику.

ПросветителиXVIII века с новой,невиданнойдо того силойиспользуютосновное орудиеЭразма - печатноеслово. Лишь вXVIII веке семенаэразмизма даютбогатые всходы,и его сомнение,направленноепротив догматикии косности, егозащита "природы"и "разума"расцветаютв жизнерадостномсвободомыслииПросвещения.

"ПохвалаГлупости"Эразма, "Утопия"Т. Мора и романРабле - три вершинымысли европейскогогуманизмаВозрожденияпериода егорасцвета.

Эразмбыл человеком,олицетворявшимглубокиегуманистическиеи просветительскиеидеалы этойсложной, противоречивойи великой эпохи– европейскогоВозрождения.Он был провозвестникомстиля мышлениянепредвзятогои критического,трезво осознающегокак достоинства,так относительностьдобываемыхим истин. Онбыл основателемгуманитарнойнауки, понимающейи воспринимающейвсе то богатствоидей, на которомтолько и можетзиждитьсяподлиннаяцивилизация.Он был приверженцемэтики, краеугольнымкамнем которойбыли чувствомеры, терпимость,согласие. Он,наконец, былдушой образованности,сознательнои последовательноставящей воглаву угла«человеческое»и все то, чтоспособствуетсвободномуразвитиючеловеческогоума, чувства,воли. И кольскоро мы признаемпреемственностьидейных, культурныхи нравственныхценностей, мыне можем невоздать должноетруду жизниЭразма Роттердамкого.


Списокиспользованнойлитературы.


1.ЭразмРоттердамский.Похвала Глупости.- М.: Сов.Россия,1991.

2.СубботинА.Л. Слово обЭразме Роттердамском.– М.: Сов.Россия,1991.

3.ПинскийЛ.Е. Эразм и его"Похвала Глупости".– Интернет:Http://www.krotov.ru

4.Из"Библиологическогословаря"священникаАлександраМеня. - Интернет:Http://www.krotov.ru

5.БахтинМ.М.ТворчествоФрансуа Раблеи народнаякультурасредневековьяи ренессанса.– Интернет:Http://www.philosophy.ru

25



ИРКУТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙФАКУЛЬТЕТ


Курсоваяработа


ЭРАЗМРОТТЕРДАМСКИЙИ ЕГО «ПОХВАЛАГЛУПОСТИ»


Выполнил:студент 1-гокурса

Международногофакультета

Шачнев ВикторАлександрович


Иркутск 2001