Толстой считал также несостоятельной аргументацию в пользу насилия, согласно которой насилие оправдано в тех случаях, когда оно пресекает большее насилие. Когда мы убиваем человека, который занес нож над своей жертвой, мы никогда не можем с полной достоверностью знать, привел ли бы он свое намерение в действие или нет, не изменилось ли бы что-нибудь в последний миг в его сознании. Когда мы казним преступника, то мы опять-таки не можем быть стопроцентно уверены, что преступник не изменится, не раскается и что наша казнь не окажется бесполезной жестокостью. Но и допустив, что речь идет о преступнике закоренелом, который бы никогда не изменился, казнь не может быть оправдана, ибо казни так воздействуют на окружающих, в первую очередь близких казнимому людей, что порождают врагов вдвое больше и вдвое злее, чем те, кто были убиты и зарыты в землю. Насилие имеет тенденцию воспроизводиться в расширяющихся масштабах. Поэтому самая идея ограниченного насилия и ограничения насилия насилием является ложной. Именно эта-то идея и была отменена законом непротивления. Насилие легко совершить. Но его нельзя оправдать. Толстой ведет речь о том, может ли существовать право на насилие, на убийство. Его заключение категорично – такого права не существует. Если мы принимаем христианские ценности, и считаем, что люди равны перед Богом, то нельзя обосновать насилие человека над человеком, не попирая законы разума и логики. Поэтому-то Толстой считал смертную казнь формой убийства, которая намного хуже, чем просто убийство из-за страсти или по другим личным поводам. Вполне можно понять, что человек в минутной злобе или раздражении совершает убийство, чтобы защитить себя или близкого человека, можно понять, что он, поддавшись коллективному внушению, участвует в совокупном убийстве на войне. Но нельзя понять, как люди могут совершать убийство спокойно, обдуманно, как они могут считать убийство необходимым. Это было выше толстовского разумения. “Смертная казнь, – пишет Толстой в “Воспоминаниях о суде над солдатом”, – как была, так и осталась для меня одним из тех людских поступков, сведения о совершении которых в действительности не разрушают во мне сознания невозможности их совершения”.
Непротивление всему чистому в общей своей сути есть закон жизни славян и всего народа в целом. Бог – важная часть их бытия.
Бессмертное искусство Л. Н. Толстого.
Толстого часто упрекают в абстрактном морализме. Что он из-за сугубо моральных соображений отрицал всякое насилие и рассматривал как насилие всякое физическое принуждение и что по этой причине он закрыл себе путь к пониманию всей сложности и глубины жизненных отношений. Однако это предположение неправильное.
Идею непротивления нельзя понимать так, будто Толстой был против совместных действий, общественно значимых акций, вообще против прямых нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям. Совсем наоборот. Непротивление, по мнению Толстого, есть приложение учения Христа к общественной жизни, конкретный путь, преобразующий отношения вражды между людьми в отношения сотрудничества между ними.
Не следует также считать, что Толстой призывал отказаться от противодействия злу. Наоборот, он считал, что противиться злу можно и нужно, только не насилием, а другими ненасильственными методами. Более того только тогда по настоящему можно противиться насилию, когда отказываешься отвечать тем же. “Защитники общественного жизнепонимания объективно стараются смешать понятие власти, т. е. насилие, с понятием духовного влияния, но смешение это совершенно невозможно”.
Толстой сам не разрабатывал тактику коллективного ненасильственного сопротивления, но его учение допускает такую тактику. Он понимает непротивление как позитивную силу любви и правды, кроме того, он прямо называет такие формы сопротивления, как убеждение, спор, протест, которые призваны отделить человека, совершающего зло, от самого зла, призывают к его совести, духовному началу в нем, которые отменяют предшествующее зло в том смысле, что оно перестает быть препятствием для последующего сотрудничества. Толстой называл свой метод революционным. И с этим нельзя не согласиться. Он даже более революционен, чем обычные революции. Обычные революции производят переворот во внешнем положении людей, в том, что касается власти и собственности.
И все же толстовская революция нацелена на коренное изменение духовных основ жизни. Писатель, великий и бессмертный писатель жив в нашей памяти и до сих пор. Поэтому можно с уверенностью сказать, что его произведения оставляют неизгладимый след в сердцах многих читателей и, возможно, помогают найти ответы на какие-то вопросы, вселяют надежду, помогают жить. На меня каждое прочитанное произведение произвело большое впечатление, особенно роман «Война и мир», т. к. в нем есть все: и любовь, и надежда, и рассказы о судьбах столь разных людей. Философия Толстого настолько глубока, что порой от эмоций замирает сердце. Думаю, многие испытывают столь теплые чувства к его творчества.
Список литературы:
1. Маймин Е.А. «Лев Толстой: Путь писателя», Издательство «Наука» - Москва 1984 г.
2. Азарова Н.И. «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого» - Москва, Детская Литература, 1988 г.
3. Введение в философию: В 2 т. М., 1990 г.
4. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., Республика, 1995 г.
5. Розенталь Ì. М. Философский словарь. М., Издательство политической литературы, 1975 г.
6. Философский энциклопедический словарь. М., 1983 г.
7. Н.С. Шер «Рассказы о русских писателях»
8. В.А. Малкин «Л.Н. Толстой»
9. М.Б. Храпченко «Лев Толстой как художник»
10. В.И. Кулешев «В поисках исхода»
11. В.В. Основин «Лицом к лицу»
12. Г.Б. Курляндская «Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого»
13. Н.М. Северинова «Литература»
14. М.А. Шнеерсон «Русская литература» 2 том
15. М.Г. Качурин «Русская литература» 1 том
[1] М.Г. Качурин «Русская литература» стр. 224
[2] Г.К. Щенников «Литература» стр. 91
[3] В.А. Малкин «Л.Н. Толстой» стр. 23
[4] Г.Б. Курляндская «Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого» стр. 145
[5] В.И. Кулешев «В поисках исхода» стр. 52
[6] М.Г. Качурин «Русская литература» стр. 60
[7] М.Г. Качурин «Русская литература» стр. 72
[8] Философский энциклопедический словарь. стр. 401
[9] Н.М. Северинова «Литература» стр. 211
[10] Н.С. Шер «Рассказы о русских писателях» стр. 405