Уровни (автономные механизмы) языка. Попытаемся разобраться в поставленных вопросах. В целом структуру языкамы вправе называть механизмом общения. Но этот механизм очень сложен. В егосостав входит меньше по объему и более простые, более однородные поустройству механизмы, которые обладают известной автономией, хотя иработают совместно в объеме всего языка. Наука о языке знает все автономные механизмы языка, они обычно иназываются его уровнями. Задача заключается в том, чтобы привести в какую-то достаточно строгую логическую систему описание главных различий междуэтими механизмами понять, что может быть и должно быть положено в основаниетакого описания. Попытаемся еще раз сформулировать принципы различения автономныхмеханизмов языка (его уровней): а) единицы одного автономного механизмадолжны входить в состав единиц другого автономного механизма, илиучаствовать в их построении, или их интегрировать; б) единицы любогоавтономного механизма вариативно воспроизводимы в единицах другого, болеесложного, механизма либо в составе речи; в) единицы любого автономногомеханизма обладают, каждая, внутренней целостностью; г) каждая единицаавтономного механизма представляет собою либо знак, либо интеграцию знаков. Едва ли нужно настаивать на том, чтобы привычный для лингвистики термин«уровень» был заменен другим. Но нужно связать с привычным термином болееопределенное и более устойчивое понятийное содержание. Проанализируем, какие же уровни (автономные механизмы) свойственныязыкам на современной ступени их развития. Выясним, какие еденицы образуюткаждый из уровней. 1. Автономный механизм фонем. Фонема входит в состав звуковой оболочкиморфем и слов, вариативно воспроизводится в морфемах и словах, обладаетвнутренней целостностью (набором дифференциальных признаков), представляетсобою элементарный знак, означаемым которого оказываются его различительнаяфункция. 2. Автономный механизм морфем. Морфема входит в состав слов и егограмматических форм, интегрирует в своем звучании фонемы, вариативновоспроизводится в составе слова или его грамматической формы, обладаетвнутренней целостностью (собственным, инвариативным звучанием и значением),представляет собою знак, означаемым которого является его несамостоятельноезначение. 3. Автономный механизм слов. Слово входит в состав словосочетаний,участвует в построении словообразовательных типов и морфологическихкатегорий, интегрирует морфемы и фонемы, вариативно воспроизводится всоставе словосочетаний и предложений (высказываний), предстовляет собоюзнак, означаемым которого является самостоятельное значение илимикросистема значений. 4. Автономный механизм словообразовательных типов (словообразованиеязыка). Словообразовательный тип участвует в построении морфологическихклассов (частей речи), интегрирует отношения между словами, воспроизводится(пополняется) в составе речи, обладает внутренней целостностью (единствословообразовательного значения и средств и способов еогвыражения),представляет собою интеграцию знаков. 5. Автономный механизм морфологических категорий (морфология языка).Морфологические категории участвуют в построении категорий синтаксиса(предложения, их типы, члены предложения и т.д.), интегрируют отношениямежду словами и их грамматическими формами, воспроизводится вариативно всоставе предложения, обладают внутренней целостностью (единствоморфологического значения и средств, а также способов их выражения),представляют собою интеграцию знаков. 6. Автономный механизм синтаксических категорий (синтаксис языка).Синтаксические категории участвуют в построении текста, интегрируютситнагматические отношениия между морфологическими категориями,видоименяемые лексикой; вариативно воспроизводится в структуре текста,обладают внутренней целостностью (единство синтаксического значения исредств, а также способов их выражения), представляют собою интеграциюзнаков. Наглядный образ уровней организации автономных механизмов языка (одинуровень над другим) мало убедителен и мало что поясняет. Можно применитьиную наглядно-графическую модель взаимосвязи автономных механизмов языка всоставе макромеханизма: Конечно, и эта модель позволяет видеть лишь часть связей междуавтономными механизмами языка. Она тоже упрощает, а значит и искажаетреальную картину взаимодействия фонетики, морфемики, лексики,словообразования, морфологии и синтаксиса в единой структуре языка в целом.Но эта модель имеет и некоторые достоинства. Она показывает, например, что фонетика языка непосредственновзаимодействует с морфемикой и лексикой; морфемика – с фонетикой, лексикойи словообразованием; словообразование – с лексикой, морфемикойморфологией; морфологи – с морфемикой и синтаксисом; синтаксис – сморфологией и морфемикой. Кроме того, модель показывает, что морфемикаимеет прямые выходы и в морфоогию и в синтаксис. Если фонетике языка какой-то своей стороной принадлежит инотация, то оказывается оправданнымрасположение по соседству фонетики и синтаксиси.
Язык состоит из разных элементов. Самый простой - фонема. Сама она почти ничем не характеризуется, она лишь сопоставляется с другими фонемами -дифференциальные признаки фонем. Фонема - пучок дифф. признаков. Сам признак ни из чего не состотит.
Дифф. признак - частичка, которая является элементом фонемы. Каждый признак отличается от другого, обладает значимостью.
Свойства фонемы:
- контрастность (противоположны другим фонемам)
- композиционность (она составлена из других элементов)
Эти 2 свойства образуют иерархию языковых
элементов. Уровни языковой системы:1 - фонемы
2- слоги и слова
3 - предложения
4 - текст
Есть еще единицы, которые относятся к семантике, к означаемому. Они ведут себя как семы:
1 - морфема
2 - лексема
3 - пропозиция
4 - связное целое
Пропозиция основана на признаке предикативности, образует смысловое ядро предложения.
Единицы, которые имеют значения, могуд быть:
имеющие значение, но не несущие информации (морфема, слог)
несущие информацию (предложение, текст)
Знак - это объект, указывающий на другой объект.
Должны быть знаковая ситуация, в пределах которой некоторый предмет обретает знаковую функцию.
Особенности культуры
межнационального общения(на примере адыгского этноса)
--------------------------------------------------------------------------------
Двадцатый век, круто изменивший всю общественную жизнь и очертивший грани возможной катастрофы и гибели цивилизации с непредсказуемыми последствиями, радикально преобразил идейно-мировоззренческие подходы. Появилась историческая необходимость в формировании дружбы, братства, взаимной поддержки и взаимовыручки у каждого человека, какой бы политической, социальной, духовной и нравственной ориентации он ни придерживался.
Разумеется, такое преобразование затрагивает, в первую очередь, сферу межнациональных отношений. Культура межнациональных отношений, с точки зрения профессора С. Шермухамедова, . это ''реализация взаимозависимых интересов наций и народностей в процессе экономической, социальной и духовной жизни на принципах равноправия, интернационализма, взаимопомощи на благо каждой нации, каждой народности, которое составит благополучие всего межнационального государства. Назначение культуры межнациональных отношений . способность к более углубленному познанию этносами друг друга и усилению взаимоотношения между ними. Все это достигается терпимостью, соблюдением общепринятых норм взаимодействия, может способствовать сформировавшимся в социально-психологическом плане стереотипам мышления и поведения''. 1
Духовная жизнь нации . исключительно сложное и многообразное явление. Национальные особенности культуры, нравов, традиций, норм поведения и общения, психологии, этикета составляют основное содержание этого феномена. Когда же мы говорим о культуре
межнационального общения , то тем самым из сферы духовной жизни общества выделяем, прежде всего, специфические способы, содержание активности людей, определяемые ценностями и формами референтной для человека группы, проявляющиеся в сферах общения с себе подобными, в характере межсубъективного общения. У каждого человека есть национальные, специфически социальные по своей природе, происхождению и функциям духовные устои, так называемые ценностные ориентации, нравственная, идеологическая, эстетическая, политическая, правовая и другие компоненты сознания, ''задающие'' личности программу деятельности и поведения, в том числе и отношение к другому человеку, другой нации, другой культуре, духовной и материальной. Ценностное сознание формируется и корректируется в деятельности человека на протяжении всей его жизни. Знание и невежество, истина и суеверие могут соседствовать в нем, подчиня себе всю духовную сферу, обеспечивая реализацию деятельности в единстве всех ее четырех аспектов: преобразование реальности, ее познание, ценностное осмысление и общение. Общение является важным условием для возникновения той духовной силы, которая управляет связью человека с себе подобными.