С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
В строках стихотворения "Воспоминания в Царском Селе" перед нами встают прославившиеся в боях "Перун кагульских берегов" Румянцев, "вождь полунощного флага" Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение "Бородинская годовщина", написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.
Одно из центральных мест в творчестве Пушкина занимает образ Петра I. Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства. Он пишет в поэме "Полтава":
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Похожие мысли встречаются и в "Медном всаднике", где он говорит о славном правлении Петра, называя его "властелином судьбы", поднявшем "Россию на дыбы" и прорубившем "окно в Европу".
Неоконченное произведение "Арап Петра Великого" продолжает эту тему. В этом произведении поэт рассказывает нам о своем предке, прадеде Ибрагиме Ганнибале.
В драме "Борис Годунов" обращается Пушкин к иной эпохе, эпохе смутного времени. Это был период тяжелейших испытаний для России. Драма "Борис Годунов" - в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба - и царь Борис, и Раскольников - совершают преступления, оправдывая себя "благими намерениями", забывая, что именно ими вымощена дорога в ад.
"Капитанская дочка" - наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. "Капитанскую дочку" автор написал, работая над "Историей Пугачевского бунта" - документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но "Капитанская дочка" - это романтическое произведение. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе "Мой Пушкин", по своему оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма. Пушкин - исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин - поэт помнит о ней, устами Швабрина пугая Машу участью Елизаветы Харловой. Помним о ней и мы, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержант Кармицкий, с камнем на шее "вниз по Яику". Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом "чара".
В повести "Капитанская дочка" Пушкин впервые разработал новый эпический жанр - жанр исторической повести, исторического романа. Отдавая дань поэту, наш современник Давид Самойлов так напишет об этом удивительном произведении:
Крестьянский бунт,
Начало русской прозы,
Не свифтов смех,
Не вертеровы слезы,
А заячий тулупчик Пугача,
Насильно снятый с барского плеча.
"Капитанская дочка" является началом русской исторической прозы. Без него не было бы "Тараса Бульбы" Н. В. Гоголя, "Войны и мира" Л. Н. Толстого, "Петра I" А. Н. Толстого.
А. С. Пушкин
"Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение"
"Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина.
В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде ("широкий боливар", фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны ), меню престижных ресторанов ("бифштекс окровавленный", сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидро), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П. А. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе "Евгения Онегина": "Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи".
На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство - то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об "Евгении Онегине" как об истинно народном произведении.
Петербург того времени был местом обитания лучших людей России - декабристов, литераторов. Там "блистал Фонвизин, друг свободы", люди искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни "о соли светской злости", "ни о необходимых глупцах", "накрахмаленных нахалах" и тому подобное.
Глазами столичного жителя показана нам Москва - "ярмарка невест". Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает "бессвязный пошлый вздор". Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: "Москва... Как много в этом звуке для сердца русского слилось". Он гордится Москвой 12-го года: "Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля".
Современная поэту Россия - деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века - поэмой Гоголя "Мертвые души".
Красавец Ленский, "с душой прямо геттингемской",- романтик немецкого склада, "поклонник Канта", не погибни на дуэли, мог бы по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.
Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя "в сей толпе дворян освободителей крестьян".
Появление романа Пушкина "Евгений Онегин" оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой "Дворянского гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.
Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху".
А. С. Пушкин
"Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова
"Лишний человек", "лишние люди", "галерея лишних людей" - откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболее отчетливо им воспользовался И. С. Тургенев, создав произведение, озаглавленное "Дневник лишнего человека". По другой версии сам Пушкин в черновом варианте VIII главы "Евгения Онегина" назвал своего героя лишним: "Онегин как нечто лишнее стоит".
Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергнувший это общество "лишний человек" не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.
Образ "лишнего человека" в русской литературе очень разнообразен. Романтические герои Пушкина и Лермонтова - натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода - в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими.
Алеко, герой поэмы Пушкина "Цыганы", уйдя от "неволи душных городов" в цыганский табор, хочет иметь полную свободу. Но это свобода только "для себя". Земфире и никому другому он этого не позволяет. Старик - цыган, отец Земфиры, говорит ему: Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли.
В этой поэме выразился взгляд Пушкина на свободу личности. Он считал, что свобода конкретной личности, любого человека кончается там, где начинается свобода другого человека.
Кавказский пленник, герой одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящими веригами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертания родного края, любимого человека:
Я вижу образ вечно милый:
Его зову, к нему стремлюсь.
Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную волю, но будет ли он счастлив?
"Мцыри" - это гимн жизни. Любовь к жизни героя Лермонтова такова, что он готов заплатить за нее жизнью. И никакого парадокса здесь нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри - это смерть, а смерть на воле - часть жизни, последняя, но часть.
Я мало жил и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Демон - "Дух изгнания", которому наскучило зло. Любовь к Тамаре пробудила в нем желание верить добру, но творить его он так и не смог. Тамара погибла.