Погиб Поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой…
И Россия обрела нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.
Начало своей поэтической деятельности Лермонтов относит к 1828 году, отзываясь пренебрежительно: “Когда я начал марать стихи в 1828 году…”. Традиционно творческий путь Лермонтова делят на три периода. Первый – с 1828 по 1832 год – время ученичества, поиска себя: своего голоса, своего мира, осознание своего дарования. Замечательно, что этот период как бы завершается стихотворением:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Неслучайно это сравнение с Байроном. И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому романтизму, и близкое мировосприятие. В лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.
Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть поэта”, написанное на смерть Пушкина. Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Последние строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина. Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в “Смерти поэта” – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы ичеловека, который лишь смеялся над чужой культурой, - следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи.
Размышления о судьбе поэта, о его предназначении Лермонтов продолжает в стихотворении “Поэт”. Автор сравнивает поэта с кинжалом, утратившим свое истинное значение и функцию:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Лермонтов вспоминает былые годы, когда поэзия была могучим орудием в устах умелого “воина”. Он говорит о значении поэзии, как объединяющей силы (ведь она звучала “во дни побед и бед народных”.) Сейчас же поэзия утратила свое назначение и уже не играет такой роли, как раньше. Современники Лермонтова перестали понимать “простой и гордый” язык поэта. В стихотворении “Не верь себе” поэт подвергает сомнению возможность понимания его людьми, которые не желают знать его страданий, а сам поэт не может выразить свои чувства “стихом размеренным и словом ледяным”.
Важно также для понимания данной темы стихотворение “Пророк”. В нем поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам. И он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Общество времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихай судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность и правит невежество и бездуховность.
Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении "Пророк". Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем "Пророке": "С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение пророка..."
Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: "В меня все ближние мои бросали бешено каменья". "Шумный град" встречает лермонтовского героя насмешками "самолюбивой" пошлости, презрением.
Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:
...Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как "Смерть поэта" и "Поэт", "Журналист, читатель и писатель" и др.
Так стихотворение "Смерть поэта" стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,- за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, "кто жадною толпой" стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они - гонители таланта, сплетники, наушники, "свободы, гения и славы палачи" стали причиной смерти поэта.
В другом стихотворении, названном Лермонтовым "Поэт", эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал "как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных") забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
Проснешься ль ты опять,
Осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь
Свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, богом данной поэзии.
Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.
Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права.
Гоголь - великий писатель своего времени. Он первый в русской литературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов и хитрецов, приспособившихся добывать деньги за счет глупости других.
Гоголь написал много произведений, в которых тема разоблачения взяточников, подхалимов, низкопоклонников стала центральной. Это поэма "Мертвые души", в которой писатель высмеял общество помещиков-крепостников, чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор", повести "Нос" и "Шинель", показывающие глупость людей, управляющих государством.
Социально-исторические черты присущи всем героям Гоголя. Существовавшая социальная действительность наложила глубокий отпечаток на характеры и взгляды людей того времени. Это можно показать на примере любого произведения Гоголя. Возьмем, например, "Мертвые души". В этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает помещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова. Остановимся подробнее на типах помещиков. Все они являются эксплуататорами, высасывающими кровь из крепостных крестьян. Но пять портретов, выведенных в произведении, все-таки отличаются друг от друга. Всем им присущи не только социально-исторические, но и общечеловеческие черты и пороки. Например, Манилов. Он не просто глупый мечтатель, ничего не делающий, не желающий трудиться. Все его занятия состоят из выколачивания пепла из трубок на подоконник или в беспочвенных прожектах о мосте через пруд, да о купеческих лавках, в которых будет продаваться всякая снедь для крестьян. Образ Манилова является находкой Гоголя. В русской литературе он найдет продолжение в творчестве Гончарова. Кстати, как образ Манилова, так и образ Обломова стал нарицательным.