Восстань пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Идут годы. Когда наступает пора творческой зрелости М. Ю. Лермонтова, его пророк уже другой. Он также наделен божьим даром всевидения, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэт Некрасов - это пророк, которого к людям "послал бог гнева и печали", его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно: "Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья".
Но его позиция: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной",- есть позиция поэта-гражданина, продолженная потом Л. Н. Толстым: "Не могу молчать!"
Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении "Поэт и гражданин" (1856 г.), написанное в форме диалога, оно представляет собой полемику с широко распространенными в то время взглядами на искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям.
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуком сладких и молитв.
Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".
Эта тема звучит и в стихотворении "Элегия", которое прямо начинается строками:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая страдания народа
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши, не стареет она.
В стихотворении "Сеятелям" Некрасов призывает молодежь сеять "разумное, доброе, вечное", так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые "спасибо вам скажет сердечное Русский народ".
Идеал поэта, борца за свободу, рисует Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Гриши Добросклонова, которому "судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь".
Прототипом для создания образа Гриши Добросклонова является, безусловно, Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвященном третьей годовщине его смерти, сказал:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
В произведениях Некрасова очень часто встречаются размышления о Музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил ("Муза", "Вчерашний день, часу в шестом", "Угомонись, моя Муза задорная!", "О, Муза! Я у двери гроба" и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщины, богини, а образ страдающей крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную.
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни слова из ее груди,
Лишь бич свистел, играя,
И Музе я сказал: смотри -
Сестра твоя родная.
Эта "кнутом иссеченная Муза", "Муза мести и печали" проходит через все творчество поэта.
В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завещании поэта, об "Элегии", тема которого сопоставима, пожалуй, с "Памятником" А. С. Пушкина. Это тема посмертной славы:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэзии и навсегда останется в сердце и памяти народной.
Н. А. Некрасов
Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. Ведь с его именем связаны названия популярнейших журналов прошлого столетия "Современник" и "Отечественные записки". Именно на страницах своих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина ("Несжатая полоса", поэма "Мороз, красный нос", "Размышления у парадного подъезда"), о трудовой и беспросветной жизни городской бедноты (цикл "О погоде", "Огородник", "Еду ли ночью по улице темной", "Вчерашний день часу в шестом"), стихи, посвященные А. Я. Панаевой ("Мы с тобой бестолковые люди", "Если мучимый страстью мятежной", "О, письма женщины нам милой") и многие другие произведения.
Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой, и "несжатую полосу" крестьянина, которому "моченьки нет". В произведениях нашли отклик страдания простого человека.
Стихи Некрасов имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины. Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это "трудное и лихое" время его муза заговорила "бойким" языком. Чернышевский о нем писал: "Вы теперь лучшая - можно сказать, единственная прекрасная надежда нашей литературы". Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что "родина", "земля" - для него всепоглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. "Да, только здесь могу я быть поэтом!" - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься хотя бы на короткое время "от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень". Поэт благоговел перед Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: "Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом..." Из той пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.
Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в "могучую и всесильную" страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье. "Да, не робел за отчизну любезную. Вынес достаточно русский народ..." Некрасов угадывал великую роль России: "Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней..." Поэт посылает проклятье угнетателям народа - "владельцам роскошных палат".
Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу: "Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал". Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. "Забытая деревня" - это название относится не только к одной деревни, но и ко всей стране, в которой таким "забытым" деревням нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме "Кому на Руси жить хорошо", они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.
Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: "Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!"
О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами ("Коробейники", романс о разбойнике Кудеяре).
Роман Ф.М.Достоевского - это "психологический отчёт одного преступления", преступления, которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старуху процентщицу. Однако в романе речь идёт о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его – преступник - мыслитель, убийца - философ.
Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышдентй героя романа о своей судьбе, о судьбе всех "униженных и оскорблённых", о социальных и нравственных законах, по которым живёт человечество.
Жизнь предстаёт перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живёт он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его матери и сестры. А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем (а значит и в нём) никто не подозревает благородства чувств. А в нём это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони. При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова - боль за то, что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в неё не допустят. Перед нами оскорблённый человек, но сохранивший чувство собственного достоинства, глубоко сознающий своё падение, но не в силах ничего изменить. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человек, а в нём не хотят видеть человека.