Смекни!
smekni.com

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века (стр. 48 из 91)

В развитии "Ревизора" Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка "Прозаседавшихся" иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, неистребимость бюрократизма.

Если говорить о стихотворении Маяковского "О дряни", то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет "тихоокеанские галифища, и саркастическое выражение "мурло мещанина", и сравнение "зады, крепкие как умывальники". Поэт без стеснения употребляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который "страшнее Врангеля".

Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчества Салтыкова-Щебрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в "Диком помещике", "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Истории одного города". В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики. Подобный прием использовал и Маяковский в пьесе "Клоп", в которой Пьер Скрипкин переносится в будущее.

В. В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина не только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышления, бюрократического мещанского бытия и обывательской пошлости. Традиции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.

Современна ли сатира Маяковского?

Жизнь меняется каждый день, задавая всё новые и новые вопросы и не давая ответов. Можно ли сейчас ска­зать что-то справедливое в отноше­нии творчества Маяковского? Трудно разобраться в своём времени, а что говорить о прошлом. Получается так, что у каждого времени своя правда. Какое оно время Маяковского? Удиви­тельное время. Время трагедий, разъ­единивших отцов и детей, время фан­тастических прогнозов, святой и на­ивной веры в человеческое братство, мир во всём мере: "Хоть раз бы уви­деть, что вот, спокойный, живёт чело­век..." Мы тоже хотим в это верить. Эта вера сближает поколения. Мы име­ем право рассматривать лишь стерж­невые вопросы творчества Маяковского, опуская те его просчёты, заблуждения, которые породило его время, о кото­рых мы не можем судить, так как это уже история. В последнем своём произ­ведении "Во весь голос" Маяковский сказал: "Я сам расскажу о времени и о себе". У Владимира Высоцкого есть такие слова"... добро всегда остаётся добром, в прошлом, будущем и настоящем". Для человека во все века непреложные истины добра, справедливости, честности были ориентиром в жизни и верой в са­му жизнь. Смысл его творчества можно определить первыми строками поэмы "150000000":

Идея одна у неё - сиять в настоящее завтра.

Но каким образом?

В диком разгроме старое смыв, новый разгремим по миру миф.

Как сейчас по-новому читаются эти строки. Пророчествовав одно, он, сам не зная, предсказал другое. Мы действи­тельно создали лишь новый миф.

Гром разодрал побережий уши,

и брызги взметнулись земель за тридевять,

когда Иван, шаги обрушив,

пошёл грозою вселенную выдивить. Вот так и получается, что, рассказывая о себе, он рассказал и о нас, правда, смысл эти слова в конце века приобре­ли другой. Невозможно "рай" будущего возвести на "трупе" прошедшего. Интерес­но читать сейчас заключительную главу этой поэмы про "Октябрьскую революции сотую годовщину". Не получилось все­мирного торжества по этому поводу. В первоначальном варианте эта поэма была названа "Былина об Иване". Она, действительно, сегодня читается, как фантастическая сказка, но уже о прош­лом. Что интересно, поэма "Пятый Интер­национал" имела первоначальное назва­ние "Тридевятый Интернационал". Гово­рят, что в истории всё повторяется по кругу. В это действительно веришь, ко­гда читаешь такой его плакат из РОСТА:

Только уголь даст хлеб.

Только уголь даст одежду.

Только уголь даст тепло.

А угля добываем всё меньше и меньше.

Как выйти из этого положения?

Делайте предложение!

Не сегодняшний ли это день? Разница лишь в том, что плакаты теперь никто не читает, впрочем, как и самого Маяков­ского. Победа революции внушила неоп­равданный оптимизм насчёт дальнейших побед. Но человечество без проблем никогда, наверное, не останется. Безрабо­тица, низкий уровень жизни, низкая заработная плата, плохие жилищные усло­вия, бюрократические извращения в ор­ганах власти, хотя уже и не советской - вот вопросы, которые решаются и по сей день, а вернее всего не решаются. Разве эти строки не о нас:

Слава, Слава, Слава героям!!! Впрочем,

им

довольно воздали дани.

Теперь поговорим о дряни.

И нечего нам сейчас добавить к его фразе: "Дрянь пока что мало поредела". Что ещё и о нас тоже? "Спросили раз меня: "Вы любите НЭП?" - "Люблю, - ответил я, - когда он не нелеп". А вот мудрое политическое пророчество Маяковского экономиста:

На арену!

С купцами сражаться иди!

Надо счётами бить учиться.

Пусть "всерьёз и надолго", но там

впереди

может новый Октябрь случиться. Читай - август. А "Прозаседавшиеся"? А "Бюрократиада"? Для сокращения шта­тов избирается "тройка", "тройка" выде­ляет" комиссию и подкомиссию", "комис­сия" расширяет штат" сверхштатной сот­ней", вопрос обсуждают на пленуме, слушают, постановляют... Только наших штатных современников вся страна вместо работы с утра до ночи слушает. Теперь мы, благодаря телевидению, всей страной заседаем.

Бумага взад.

Бумага вперёд.

По проторенному другими следу через замзава проплыла к преду. Пред в коллегию внёс вопрос...

Гротеск "Прозаседавшихся" убийственный, обнажающий абсурдность поведения лю­дей, убивающих всё время и энергию на пустые бесконечные заседания, напри­мер, на заседание по поводу "покупки склянки чернил Губкооперативом".

Разве мало в нашей жизни пустопорожних аналогичных заседаний? Декреты, пос­тановления, заседания, а "воз и ныне там".

О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех

заседаний. Бюрократия во все времена умела быс­тро менять своё лицо, одевать новую маску, иными словами, приспосабливаться.

Рой чиновников с недели на день аннулирует

октябрьский гром и лом,

и у многих даже

проступают сзади

пуговицы

дофевральские с орлом.

Наш сегодняшний "Хулиган" всё тот же: Смотрит - кому бы заехать в ухо? Что башка не придумает дурья?! Бомба из безобразий и ухарств, дурости, пива и бескультурья.

Слова Маяковского из "Барышни и хулиг­ана" надо сделать сегодняшним лозунгом:

Пора топором закона

отсечь гнилые дела и речь!

В "Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе" поэт опять прав:

Что бабе масштаб грандиозный наш?! Бабе грязью обдало рыло, и баба,

взбираясь с этажа на этаж, сверху

и меня,

и власти крыла. Действительно, "почему это о грязи на Мясницкой вопрос никто не решает в общемясницком масштабе?!". "Резолюцию" Маяковского из стихотворения "Бюрокра­тиада" можно считать резолюцией наших дней:

По-моему, это

-с другого бочка-

знаменитая сказка про белого бычка. Говорят, что каждый великий поэт дол-

жен переживать сперва непризнание, по­том признание, потом забвение-и возвра­щение к себе. Это о Маяковском. Маяков­ского часто называли поэтом будущего времени. Сейчас он понятен, как никогда. Его будущее наступило.

Сочинение по творчеству Маяковского.

Оружие любимейшего рода.

Сатира как жанр возникла очень давно. Она была известна уже во времена др. греков .Уже тогда сатира обличала пороки и недостатки об-ва , будь то суды ,политические партии ,наука , литература.

В основе др. греческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни . Её герои не были индивид. , не отличались психологизмом. Они представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда опр. порок или недостаток гиперболизировался , становился доминирующем . В этом плане сатирическое тв-во Маяковского очень похоже на пр-ия др. гречеких авторов . Герои сатирических стих. Маяковского также не индивидуализированы. Сатиру М. можно разделить на 2 периода : доревол. и постреволюц. К образу сатирического тв-ва дорев. периода можно отнести стих. : «Надоело» и «Нате» .В стихотворениях М. использует большое кол-во худ . приемов : метафоры

... Страх орет и в сердце

Мечется по лицу ,безнадежен и скучен ...

...Седце в исступлении

Рвет и мечет ...

...Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир ,

сравнения

...Два аршина безлицего розоватого теста:

Хоть бы метка была в уголочке вышита ...

...А я вам открыл столько стихов-шкатулок,

Я - бкзценных слов мот и транжир ,

олицетворение

...Истомившимися по ласке губами

Тысячью поцелуев покрою

Умную морду трамвая ...

...Толпа озвереет ,будет тереться ,

Ощетинит ножки стоглавая вошь,

гиперболы

...Брошусь на землю камня корою,

В кровь лицо изотру ,

Слезами асфальт омывая,

худ. образы

...Все вы на бабочка поэтиного сердца,

Толпа- стоглавая вошь,

Я- грубый гунн .

Лирический герой М. не видит выхода в сложившемся положении , кроме как «поцеловать умную морду трамвая» , либо «захохотать и радостно плюнуть» в лицо этого об-ва .