Через всё творчество этих двух русских писателей проходит тема чистого и прекрасного чувства. "Всякая любовь-великое счастье, даже если она не разделена эти слова из рассказа "Тёмные аллеи" Бунина могли бы повторить все герои.
В драме Островского показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлёты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть морали" тёмного царства", и шаткость этой морали. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни - мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со полуночи..."):"Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?"; "Зачем ты моей погибели хочешь?"; "Ты меня загубил!" Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную гибель! "Не жалей, губи меня!" -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини. А каковы первые слова Катерины? Вслушаемся в них внимательно: "Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон произносит свои оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы". Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки. Но с каким достоинством, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на "ты" (как к равной),и стремление к ясным, доброжелательным человеческим отношениям. В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со сломанной волей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться, но "громко, во весь голос" зовёт любимого: "Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!" Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне теперь жить, ну для чего? "Борис говорит о себе: "Что обо мне-то толковать! Я вольная птица". В сцене свидания Катерина ему завидует: "Ты вольный казак". Но, по сути дела, кто из них двоих более свободен?
Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: "Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает... Не застали бы здесь!". Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над силами "тёмного царства". "Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!" Характерно здесь слово "нехорошо": жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины, безнравственно. "А поймают меня, да воротят домой насильно... "Как страшно звучит здесь это слово -поймают, словно не о человеке идёт речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает: "Ах, скорей, скорей!" Жажда освобождения торжествует и над тёмными религиозными представлениями. Катерина проникается убеждением в своём праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. "Всё равно, что смерть придёт, что сама...а жить нельзя! "-размышляет она о самоубийстве, которое, с точки зрения церкви, является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это представление: "Грех! Молится, не будут? Кто любит, тот будет молиться... "Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых грехах, - они обращены к любимому: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут "тёмного царства" на волю.
Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит.
А.С.Пушкин Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. "Дух неволи", отмеченный в Петербурге ещё Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик.
Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из "Белых ночей"; Раскольникову же ближе другая, вторая столица- сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, тёмные дворы, чёрные лестницы. Герой просто не замечает города, он слишком поглощён своими думами, мыслями, переживаниями. Ему знаком только такой Петербург: "...духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу."
Родион живёт в коморке, "которая походила более на шкаф, чем на квартиру". И, лёжа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: "вонь", "духота", как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Раскольниковым: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..." Здесь Петербург уже как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила. Великолепная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что всё её сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот ещё и город маленького человека - Мармеладова, титулярного советника, которого мы встречаем уже "с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками". В пьянстве он пытается утопить реальность жизни, хотя сам чётко сознаёт пагубность этого занятия. Трагедия Мармеладова- трагедия и окружающих его людей. Теперь о пригородах. В фантастическом сне Раскольникова пригород-- большой кабак, где всегда "...орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели..." Но ведь реальность ничуть не лучше: Соня Мармеладова, раздавленный копытами лошади Мармеладов.
"Маленькие люди" описаны и Гоголем. В Петербурге Гоголя есть те же "серые, жёлтые и грязно-зелёные дома" с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнёт хоть" один луч света". В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданным для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: "он даже очень было, занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях".
Так входит в роман тема города и человека, развитая в "Преступлении и наказании". Петербург Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные слои общества : ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.
Достоевский писатель-гуманист, он протестует против существования зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье "улица вдруг блеснёт", фантастика, контрасты - вот Петербург Достоевского.
P.S. П-г- город, где рождается преступление. Что в облике города способствует этому? Какие средства использует автор в создании страшной картины городапреступления?
«ПОЭТ В РОССИИ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ»
Поэт в России больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит
гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней - образ века своего и будущего призрачный прообраз.
Е. А. Евтушенко.
У разных народов было свое представление о назначении поэта. В легкий нравами европейский 18 век родилось мнение о том, что они должны говорить лишь о любви и амурах, о греческих и римских богах и богинях, о природе, о легких темах. Потом появились романтики, воспевающие неземное. Но во все времена среди поэтов были те, кто стремился пером бороться за свободу и права человека против рабства и тирании.
В России, лишенной свободной политической и общественной деятельности, среди сочинителей, писавших, по выражению Белинского, гладкие и легкие стихи, выделялся голос тех, чей стих «звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».
Великие русские поэты... Они «глаголом жгли сердца людей». Это о них говорит Е.Евтушенко в своей «Молитве перед поэмой», это к ним он обращается за советом и помощью.
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь -
как бы шаля, глаголем жечь.
Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,