Проанализировав образы крепостников в поэме, можно сказать, что порочен строй, при котором Собакевичи, коробочки, Маниловы, Плюшкины и им подобные являются хозяевами жизни, распоряжаются судьбами людей, проживают национальное богатство.
Давно ушли в прошлое помещики, но не умирает поэма Гоголя. Образы, им созданные, сделались достоянием русской литературы, а имена этих героев - нарицательными. Недаром о его типах Герцен сказал, что «мы их встречали на каждом шагу» и с помощью Гоголя «мы их увидели, наконец, без прикрас».
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
М.Ю.Лермонтов горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории своей страны, описывал в поэтической форме те ее эпизоды, которые говорят о вольности и бунтарстве. Так, в ранней своей поэме «Последний сын вольности» он воспевает гордого славянина, вызвавшего на бой варяжского пришельца Рюрика. Любовь к Родине чувствуется во многих стихах поэта. В «Тучах» он говорит, что ему жаль уезжать «с милого севера». Но эту любовь Михаил Юрьевич понимает иначе, чем представители светского общества. Он не объединяет родину с теми, кто держит народ в рабстве и невежестве, с самодержавием.
Я считаю, что лучше всего патриотические мотивы у Лермонтова выражены в стихотворении «Родина». Здесь поэт в лирической, задушевной форме повествует о том, что же он любит в своем отечестве, о своей к нему «странной любви».
Странна она потому, что не «шевелят отрадного мечтанья» в
нем,
... ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья...
За славу на Кавказе Лермонтов сам проливал кровь, он знает ее цену. Покой, обещанный царем, не радует его мятежную душу, потому что навевает «холодный сон могилы», а темная старина, заполненная угнетеньем и бунтом, не дает надежды на будущее.
Однако любовь поэта к родной стране искренна и чиста. Ему близка русская природа, мощь и ширь отчизны.
Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям...
И любит он до боли бедный свой народ. Выросший в усадьбе, знающий крепостных крестьян, корнями связанный со срединной Русью, может быть, поэтому он так радуется крестьянскому нечастому празднику:
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно,
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужиков.
Стихотворение написано с большим художественным мастерством, использован разный размер строк, чтобы подчеркнуть то необъятность, то быстроту. Слова просты, понятны, но, как и в случае с размером, используется разный стиль. Добролюбов говорил о стихотворении «Родина», что в нем поэт наиболее полно и точно высказал свою любовь к отечеству, большего от поэта и ожидать нельзя.
Евгений Базаров - нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. «Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять - он прогулок без цели терпеть не мог, а собирать травы». Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. «Только своим трудом нужно добиваться цели», - считает Базаров. Он говорит, что знающий человек - это личность. В Марьино и поместье родителей своих этот нигилист лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти качества отличают его от других героев романа, в том числе и от «новых» людей.
Базаров - это человек дела. Он, однако, резок в своих оценках и мнениях. Созидания не признает, говорит: «Сначала нужно место расчистить...». Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Резко отзывается он о людях, проявляет нетерпимость к их мнениям. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ.
Но, видимо, такие, как Базаров, были нужны русскому обществу, как овод быку, чтобы это общество проснулось от спячки и взглянуло на себя объективно. Такие, как наш герой, появляются только в определенные эпохи, и резкость их - проявление противоречий времени. Но нас не могут не восхищать сила духа, твердость и непреклонность Базарова, его умение смотреть прав-де в глаза даже перед своей смертью.
Этот борец понимает, что жизнь его будет тяжела, и дорога, по которой он идет, потребует от него многих жертв. Но он не изменяет своим убеждениям. Именно это качество и привлекает нас в этом образе. Душевная сила его проявляется и в любви. Уже то, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он увидел ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. И это поднимает его в наших глазах. Базаров в разговорах с любимой женщиной делится с ней своими мыслями и взглядами. Убедившись, что она не способна пройти все те лишения, на которые идет Базаров, он прямо объясняется с ней. И Анна Сергеевна понимает, что перед ней человек, который пожертвует всем, даже любовью, ради своего дела. Многие критики того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя. И, если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою «слабость», как он называл любовь.
Во многом странный для нас и не во всем приятный, Евгений Базаров в то же время привлекает нас такими чертами, которые хотел бы видеть в себе и своем избраннике почти каждый человек.
В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман «Отцы и дети», который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром, доказывает «торжество демократизма со старым, обреченным ни гибель миром, доказывает «торжество демократизма над аристократией». «Новый» человек - это Базаров. Каким же мы видим его? Он показан в длинном «балахоне с кистями», с «обнаженными красными руками», не знающими перчаток и привыкшими к труду.
Кто же он?
Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя
жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:
Природа-храм,
не только мастерская,
Где не учли такого пустяка,
Что можно,
все тычинки, различая, Не полюбить ни одного цветка.
Нет, нет, уж лучше верить
сказкам детства,
Когда мы все
с природою на «ты».
Ведь вы тогда - вам стоит
лишь вглядеться - Поймете вдруг, о чем поют цветы.
ПРИМЕР НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА (отзыв о книге П.Ф.Нилина «Жестокость»)
И фантастическую честность с собой носили, как билет...
Павел Коган.
Когда-то Максим Горький высказал интересную мысль: «Любите книгу... Она научит вас уважать человека и самих себя». Книги - мои лучшие друзья. О чем только не узнаешь из них! Но в последние годы меня все больше интересует тема настоящего человека, который не хочет приспосабливаться к тому в жизни, что он не принимает, который в любых условиях остается человеком.
Нравятся нам или нет идеи Овода или Павки Корчагина, мы в любом случае не можем не восхищаться силой духа этих людей, их железной волей, как не можем не удивляться стойкости и мужеству молодогвардейцев, или удивительному упорству Дмитрия Лопатина, изобретателя из романа В.Дудинцева «Не хлебом единым», или твердости в исполнении намеченной цели Сани Григорьева из «Двух капитанов» В.Каверина.
Но сегодня мне хочется поговорить о герое, который не сумел справиться с грязью жизни и предпочел уйти из нее совсем, чтобы не запачкаться, не поступиться совестью. Он из тех людей, на смерть которых поэт сказал:
Беспощадная пошлость ни тени
Положить не успела на нем.
Становись перед ним на колени,
Украшай его кудри венком!
Это Венька Малышев из повести П.Нилина «Жестокость». Да, это тот герой, о поступке которого можно спорить, можно обвинять его в малодушии, неумении преодолеть сложности. Но его честностью нельзя не восхищаться.
Веньку отделяют от нас много лет, но он понятен и дорог мне. Он принадлежит к тем людям, которые нравятся как-то сразу и заставляют верить в себя. Наверное, потому, что они предельно честные. Его молодая энергия, безупречная душевная чистота, суровость, требовательность к себе дают представление о герое революционного времени. Но разве эти качества не нужны нам? Разве не украшают они моих современников, которых мы считаем героями?
Малышев работал в уголовном розыске. Эта профессия всегда опасна, а в начале 20-х годов тем более. Венька очень любит свою работу, отдает ей все силы. «Венька был решительным, хитрым и даже грубым... когда требовали обстоятельства». Таким его знали многие. Но мало кто знал, что он бывает и застенчивым, нерешительным, что им руководит чистое, высокое представление о нравственности в отношениях с людьми, будь то даже пойманный бандит. Он хотел, «чтобы жизнь наша была чистой, как родник». Главную задачу работника уголовного розыска он понимал иначе, чем начальник и те сотрудники, которые не видят в преступнике человека, считают, что их дело лишь построже наказать его, что мораль в отношениях с преступниками не нужна. Малышев верит, что многих можно исправить, хочет доверять людям. Однажды на комсомольском собрании он защитил хорошего парня Сашу Егорова, и того оставили в комсомоле. Очень интересно, что впоследствии Саша тоже пришел в уголовный розыск и стал героем другой повести Нилина «Испытательный срок».