Но трудно жить Веньке с такими взглядами на жизнь среди людей, которые не понимают душевного благородства. Несколько месяцев он беседовал, спорил, общался с бандитом Лазарем Баукиным, ненавидевшим новую власть. Наконец тот поверил ему, начал помогать в поисках банды, почувствовал потребность стать человеком, готовность понести наказание за прошлое. Но когда неуловимую банду с помощью Лазаря поймали, самого Баукина ведут в тюрьму под конвоем. Выходит, что Венька его только обманывал, чтобы узнать, где банда, а так «комиссары» его за человека не считают. Венька не может перенести такого позора, такой бесчестности. Он говорит: «...вы лучше выдайте мне другие глаза, чтобы я смог смотреть на вас и на все и не стыдиться». И с этим тут же совпал другой удар. Как относился Венька к любимой девушке! Его страстная, бескорыстная любовь к Юле Мальцевой заставляет нас страдать и переживать вместе с ним. Но получается так, что случайно его письмо к ней попадает в руки бессовестного человека Якова Узелкова, который уверяет, что Юля сама отдала ему книгу с письмом. Так бездушие и клевета сломали Веньку. Он погиб, как погибали до него другие «невольники чести».
Год назад я прочитал эту повесть, взяв книгу в библиотеке. Не так давно, когда я был у дедушки, я случайно нашел в его шкафу книгу с автографом Павла Нилина. В ней помещены две повести. Я вновь запоем перечитал «Жестокость», чтобы навсегда оставить в душе образ Веньки, и был страшно рад продолжить знакомство с Сашей Егоровым, героем повести «Испытательный срок», таким же честным и совестливым юношей, как и Венька Малышев.
ТВОРЧЕСТВО Ч.АЙТМАТОВА (краткий литературный обзор).
Чингиз Айтматов (род, в 1928 г.) - одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных советских писателей он широко популярен за рубежом. Последние годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных форумах.
Однако прежде чем к Айтматову пришел успех, он много и напряженно работал: искал свои темы, своих героев, свою собственную манеру повествования. С самого начала его произведения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неоднозначное решение проблем. Таковы ранние повести: «Джамиля» (1957), «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель» (1963). На последней повести остановимся чуть подробнее. Сам автор говорил: «... в «Первом учителе» я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе... Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах». Образ учителя, изо всех сил стремящегося оторвать детей своих односельчан от невежества, до боли современен. Разве и сегодня жизнь учителей-сподвижников не направлена на то же? И разве не глубоко прав критик В.Панкин, что «уважать учителя - эта наука почему-то дается труднее других».
Постепенно все шире и глубже становится охват жизни, писатель все больше стремится проникнуть в ее тайны, в суть острейших вопросов современности. При этом проза Айтматова становится более философской; противоречия, коллизии достигают очень большой силы. Усложняются способы повествования. Часто неразрывно сливаются размышления, внутренние монологи героя с авторской речью. Усиливается роль фольклорных элементов, в рассказ вплетаются лирические песни («Прощай, Гульсары!»), предания, мифы, легенды («Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря»). От этого образы приобретают особое, символическое значение, углубляется философская направленность произведений.
Некоторые критики выделяют три периода в творческом развитии Ч.Айтматова. «Джамиля», «Верблюжий глаз», «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель»- произведения первого этапа. Второй образуют повести «Материнское поле» (1963 г.) и «Прощай, Гульсары!» (1966г.). Третий же начинается с «Белого парохода» (1970 г.). Это также «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря» и роман «Буранный полустанок». «Личность и Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие - вот проблемные пары трех означенных ступеней восхождения Айтматова к все более глубинным сутям»,- пишет исследователь творчества писателя Г.Грачев.
Не просто отдельные люди с их чувствами и думами, а Человек вообще становится в центре внимания писателя. Он стремится постигать законы бытия, смысл жизни. Так, нет конкретных примет времени, индивидуальности характеров в философской повести «Пегий пес, бегущий краем моря». Смысл ее в думах старика Органа: «... перед лицом бесконечности простора человек в лодке ничто. Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров». Всем своим содержанием эта повесть является подходом к роману «Буранный полустанок» (другое название «И дольше века длится день»). Главное в романе - это принципиально новое осмысление времени и пространства, это весь мир наш с раздирающими его противоречиями, мир на грани катастрофы. Произведение глубоко философично и художественно. Не могут не нравиться и люди труда, вечные труженики, которых с такой любовью изобразил автор.
Критик делил творчество писателя на три периода в 1982 году. Но, кажется, перестройка явилась возможностью для еще более высокого подъема мастерства писателя. С ее началом выходит в свет «Плаха». Эта книга об отношениях Человека и Природы, о поисках смысла жизни, и о назначении религии в ее лучших проявлениях для нас, и о беде нашего времени- наркомании, и многом другом. По охвату тем, многоплановости, философскому подходу и глубине символики это произведение превзошло все ранее написанное.
ТАТЬЯНА ЛАРИНА «МИЛЫЙ ИДЕАЛ» АВТОРА
... Татьяна- существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.
В.Г.Белинский.
Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит. Но скульптура молчала. А творец ее заболел. Он занемог от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о прекрасной женщине, в нее вложил всю душу. И он терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой. И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжались над ним и оживили скульптуру.
Очевидно, в искусстве, возможно, такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Возможно, так случилось и с Пушкиным. Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. И на многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью...».
Недавно я случайно прочитал дневники некоторых декабристов. И первое, что меня удивило, почти полное сходство мыслей и мнений этих революционеров с высказываниями из «Горя от ума». Сначала это показалось поразительным, но потом, вдумавшись, я понял, что тут вовсе не чудесное совпадение, а совершенно естественное явление. Разве одни декабристы были передовыми людьми, выражали новые взгляды? Вовсе нет! Разве сам Александр Сергеевич Грибоедов не был образованнейшим и передовым человеком? Конечно! И, значит, причину такого совпадения надо искать в состоянии тогдашнего общества, его недостатках, а также в характере самого писателя, вложившего в уста героев свое отношение к существующему строю, непорядкам, высшему обществу, погрязшему в сплетнях, рутине, сомнительных удовольствиях...
Герцен говорит о Чацком, что «он идет прямой дорогой на каторгу». И это, действительно, так. Ведь он выделялся из общего уровня, шел в ногу с будущими бунтарями-декабристами, подрывая благополучие дворянства. А реакционное фамусовское общество не прощало ему своих обид. Оно постоянно вело скрытую войну с Чацким и ему подобными, нанося им удар за ударом. Против Александра Андреевича в комедии выбран самый подлый способ мести: его объявили сумасшедшим. Это не преувеличение Грибоедова. Разве не объявили позже автора «Философических писем» Чаадаева умалишенным?..
Как бы поступил Чацкий 14 декабря и после, мы не знаем. Можно лишь согласиться с Герценом, что, если бы он «уцелел после 14 декабря, то, наверное, не сделался бы тоскующим и гордо презирающим лицом... Чацкий, если бы пережил первое поколение, шедшее за 14 декабря в страхе и трепете, через них протянул бы горячую руку нам»...
И пусть прошли многие десятилетия, и изменилась жизнь, образ Чацкого, смелого борца с рутиной, отсталостью и несвободой, любят, помнят; он живет в нашем народе, помогает выбрать правильный путь в жизни.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека.
Н.Долинина.
Из книги «Прочитаем «Онегина» вместе».
План.
1.Вступление. «Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни».
2. Основная часть. Сатирическое изображение дворянства в романе.
1) Пустая жизнь светского общества Петербурга.
2) Косность и консерватизм московского дворянства.
3) Поместное дворянство:
а) сравнение его с дворянством столичным; б) отсутствие высоких интересов; в) барский произвол; г) подражание иностранному, боязнь нового.
4) Отношение автора к дворянству.
3. Заключение. Продолжатель сатиры Фонвизина.
Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма. Писатель работал над ним более восьми лет.
За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г.Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Хотя это время подъема национального самосознания, начало организованного революционного движения, абсолютное большинство дворянства не было затронуто этими процессами. Только по мятущейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можно увидеть в романе эти явления (я не говорю о 10 главе).