Возможность увидеть настоящий героизм представляется не часто. И не потому, что героев мало... Герой восходит на вершину своей высокой жизни, еще не имея на груди привлекательного значка. Как раз в эти-то минуты он и герой! Восхождение это иногда длится годами, десятилетиями, а подчас остается незамеченным до самого конца. Герой-рядом с нами, а мы его не видим, вот как бывает иногда!
В.Дудинцев «Не хлебом единым».
Долгое время наши писатели должны были согласовывать свои произведения с тем общим обязательным представлением о нашей жизни, которое определяли власть имущие. Они раз и навсегда отвели литературе роль служанки и политики. Но, конечно, всегда находились такие писатели, которые не могли кривить душой, предпочитая безвестность, опалу, гонения, а то и тюрьму. Б.Пастернак, В.Гроссман, А.Солженицын и другие. По праву к этому ряду следует отнести и Владимира Дудинцева, много потерпевшего за свой роман «Не хлебом единым». И уж если искать реальных героев, то он и ему подобные писатели могут быть достойными образцами. Всегда стремился к правде и Д.Гранин. И, видимо, не случайно оба эти писателя обратились к образу ученого-борца. Мне хотелось бы поговорить о героях романа В.Дудинцева «Белые одежды» и повести Д.Гранина «Зубр».
Оба произведения рассказывают о борьбе истинных ученых с невеждами, которые захватили власть и надеялись превратить науку в свою вотчину. Печально знаменитый академик Лысенко, который полностью отрицал генетику, решил уничтожить и ее, и ее сторонников. Это отбросило нашу биологию, селекцию, сельское хозяйство намного назад, а ведь в 20-30 годы в СССР были ученые- генетики с мировым именем. Многих из них посадили в лагеря или расстреляли. Наконец, в 1948 году произошла злополучная сессия ВАСХНИЛ, в результате которой все противники Лысенко были заклеймены, а генетика фактически запрещена. Но и после этого ученые- борцы нелегально продолжали свои исследования. Такова историческая подоплека обоих произведений.
Н.В.Тимофеев-Ресовский - главный герой повести «Зубр». Книга названа по прозвищу Николая Владимировича. Почему же его так звали? Автор все время сравнивает Тимофеева с настоящим зубром. Он находит сходство и во внешности, и в манере поведения, и в том, что зубр- существо, пришедшее к нам из древности. Таким является Ресовский в обстановке культа личности: сильным, неукротимым, не признающим культа «вождя народов» и вождей поменьше. Он близко знаком со всеми великими учеными мира, пользуется большой известностью. Уцелел он в страшное сталинское время только лишь потому, что еще задолго до войны уехал в Берлин возглавлять советско-германский институт биологии. Да так и остался там, не решаясь вернуться в период жестоких репрессий. А потом помешала война.
Почему же можно считать Зубра героем? За его честность, стойкость, преданность науке, умение помогать людям. Во время войны в Германии он спасает людей, бежавших из плена. Он понимал, что за работу во время войны в Германии в СССР его могут осудить, но не уехал из Берлина на Запад перед тем, как туда вошли наши. Зубр попадает в лагерь, но это не сломило его. Из заключения Ресовского вызволил один крупный ученый. Его отправляют в ссылку в Миассово. Верный себе, он и там создает неофициальный центр, в который стекались ученые всей страны для обсуждения проблем генетики. Такие занятия могли приравнять к государственным преступлениям. Но это не останавливает Зубра. Так же, как в Германии он спасал бежавших из плена, здесь он спасает молодежь от плена духовного.
Кончилось время Лысенко и ему подобных. Росла слава Тимофеева. Но официального признания он так и не дождался. Впрочем, он никогда и не искал его, дорожа своими принципами. Писатель говорит, что он не боролся за свои убеждения, он просто следовал им в любых условиях. У него выходило, что всегда можно быть самим собой. Ничто извне не могло помешать этому. Может быть, в этом-то и состоит самый трудный подвиг - оставаться всегда самим собой!
Совсем в других условиях оказались герои романа Дудинцева. Но и перед ними стояла та же проблема: отказаться от своих взглядов, от поиска истины под давлением обстоятельств и жить спокойно, как все? Или, рискуя свободой и жизнью, продолжать делать то, что они считали своим долгом? Ученые выбрали второе.
«Белые одежды»... Почему так назван роман? «Они, облаченные в белые одежды, кто они и откуда пришли?... Они пришли от великой скорби». «Белые одежды»- это библейский образ, которым автор хочет отделить тех, кто остается чистым и среди грязи, кто остается праведником и среди всеобщего греха. В этих «белых одеждах» предстанут, согласно Иоанну Богослову, праведники в Судный день. Так и в Судный день истории, который уже пришел, предстают перед нами в «белых одеждах» те, кого не испугали репрессии и духовный террор, кто остался верен своим идеалам.
Роман напоминает повествование о жизни революционеров - подпольщиков. Да разве они не революционеры в науке? Тайно собираясь в укромных местах, ученые смотрят иностранные фильмы о генах и хромосомах. Лена Блажко прячет мух-дрозофил, как прятали листовки, делится своими запасами мух с посланцами из другого города, другого кружка.
Целую плеяду прекрасных, настоящих людей, ученых выводит Дудинцев. Это и Федор Дежкин, и Лена Блажко, и Стригалев, прозванный Троллейбусом (он, подобно Зубру, не сворачивал со своей дороги!), и другие. Ради того, чтобы сохранить сорт картофеля, выведенный Стригалевым, они готовы отправиться в лагеря и в конце концов попадают туда. Им помогают другие честные люди: полковник Свешников, ученый датчанин, молодые ученые, то «кубло», о котором с такой ненавистью говорит академик Рядно (литературное воплощение Лысенко). Этот ни перед чем не останавливается, чтобы оболгать и уничтожить истинных ученых, возвеличить себя. Но, несмотря на то, что за Рядно вся мощь государства, он терпит поражение. Всех тех, кого автор причисляет к достойным «белых одежд», можно назвать героями своего времени. Ибо они делали свое дело вопреки всему. А потому уже они победители!
Думая о героях нашего времени (и в литературе, и в жизни), чувствуешь, что они рождаются в каких-то необычных, ненормальных условиях. Многих, многих героев и подвигов, и загубленных жизней, и понапрасну отданных сил не понадобилось бы, если бы не было преследований, репрессий, запретов, этой злополучной сессии ВАСХНИЛ и т.д. И в Чернобыле, и в железнодорожных авариях, и в Афганистане, и в других местах не потребовались бы герои и их смерти, если бы кто-то не создал ненормальных, нечеловеческих условий!
Да, в жизни всегда есть место подвигу! Но хочется верить, что новое время родит новых героев, которым не столько нужно будет бороться со злом и спасать загубленное кем-то, сколько творить добро!
Сколько веры и леса повалено...
Вл. Высоцкий.
В русской литературе, как известно, очень сильны традиции гуманизма. Наши писатели всегда призывали «милость к падшим». Наверное, не случайно Достоевский и Толстой, Чехов и Короленко, многие другие с таким глубоким человеческим чувством писали о заключенных и ссыльных. В советской литературе на долгое время эти традиции заглохли. А ведь в сталинских лагерях находились в большинстве своем невинные люди! Оплакать их, заклеймить позором палачей их, разбудить души людей, чтобы такие преступления никогда не повторились такую благородную задачу взяли на себя наши писатели в последние годы. Некоторые произведения, написанные после 20 съезда, были опубликованы только сегодня.
В романе «Новое назначение» А.Бек пишет о «трагических парадоксах» времени, порожденных сталинизмом. Одна из них - возведение строек коммунизма руками заключенных. О стройках полагалось трубить повсеместно, об армиях зеков на них - молчать. И что самое страшное- это оправдание в общем-то честными людьми этих преступлений. Так, герой романа председатель госкомитета Онисимов, у которого погиб в лагерях брат, твердо убежден в государственной целесообразности системы лагерей как организованной армии строителей нового мира. В написанной уже более четверти века назад повести армию «строителей нового мира», где каждого из зеков лишняя порция овса, сваренного на воде- предел желаний.
За годы, прошедшие после 20 съезда, а особенно в последние несколько лет, вышло столько книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинщине, что в школьном сочинении даже не перечислишь. И мне не хотелось бы останавливаться на каком-то одном произведении, чтобы раскрыть тему. Мне кажется, что такой анализ будет однобоким. Поэтому в моей работе нет связанного разбора произведений, а есть изучение проблемы.
Вот перед нами Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам лично он знал очень малую их часть. По-разному в деталях рисуют его Рыбаков, Домбровский, другие. Но мы ясно видим властолюбца, одержимого идеей безмерного могущества. Люди для него- только материал для достижения чудовищных целей. В «Детях Арбата» А.Рыбаков пытается раскрыть психологию этого, трудно назвать, человека. Мы ясно видим те объяснения и оправдания, которые позволяли с легкой душой обречь на страдания и смерть миллионы людей. Он считает, что только страдания вызывают величайшую энергию. А значит, можно заставить народ голодать, трудиться через силу, посадить в лагерь. Народ надо заставить пойти на жертвы. Для этого нужна сильная власть, способная внушить страх. А страх нужно поддерживать любыми средствами. Особенно хороша для этого теория незатухающей классовой борьбы. Так рассуждает в романе «величайший вождь всех народов». Но мы видим, что эта людоедская идея лишь прикрывает главное- желание беспредельной власти.