А у него... борода была рыжая, без конца и без смысла..., борода, которой он не мешал расти, право, как Господь не мешает расти траве, но которая - борода - вырастала быстрее и длиннее травы. (70, т.5; 220)
-
Сколько светлых возможностей ты погубил, не желая,
Было больше их в сердце, чем в небе сияющих звезд. (70, т.1; 121)
Также довольно часто встречаются синкретические структуры, в которых образ сравнения сокращается до простого косвенного дополнения:
Емче органа и звонче бубна
Молвь. (70, т.2; 250)
-
Памятник Пушкина был совсем черный, как собака, еще черней собаки, потому что у самой черной из них всегда под глазами что-то желтое или под шеей что-то белое. (70, т.5; 61)
Предмет и образ в таких сравнениях, как правило, выражены именами существительными. В некоторых прозаических сравнениях предмет отсутствует вовсе, например: в девяносто лет прямей ствола (70, т.5; 110). А образ сравнения может быть выражен именем прилагательным:
За хроматическую (гамму), которая... настолько длиннее и волшебнее простой,... (70, т.5; 16)
Признак в этой группе сравнений во всех случаях выражен качественными прилагательными.
Среди них встречаются прилагательные цветообозначения:
В тумане, синее ладана. (70, т.1; 241)
-
Памятник Пушкина был совсем черным, как собака, еще черней собаки... (70, т.5; 61)
прилагательные состояния:
Люди, тверже льдов. (70, т.1; 518)
-
В девяносто лет прямей ствола. (70, т.5; 110)
прилагательные, обозначающие черты характера:
Победоноснее царя Давида
Чернь раздвигать плечом. (70, т.2; 12)
-
-Ты совершенная дура и упрямее десяти ослов! (70, т.5; 70)
прилагательные, обозначающие физические или психические качества:
Берегись могил:
Голодней блудниц. (70, т.2; 140)
-
Очевидно, старина Старого Пимена была древнее дворянской. (70, т.5; 118)
-
От голосу - слабже воска. (70, т.1; 483)
прилагательные, обозначающие общие оценки:
Ах, недаром лучше хлеба
Жадным глазкам балаган. (70, т.1; 157)
-
За хроматическую [гамму], которая... настолько длиннее и волшебнее простой... (70, т.5; 16)
Также в эту группу вошли сравнения с существительными с предлогом "с":
С хищностью следователя и сыщика
Все мои тайны - сон перерыл. (70, т.2; 244)
-
Газеты же мать, с каким-то высокомерным упорством мученика, ежеутренне, ни слова не говоря отцу,.. с рояля снимала... (70, т.5; 11)
Их особенность в том, что признак в таких сравнениях всегда выражен именем существительным в творительном падеже.
В лирике употребляются и сравнения с предлогом "от":
От ангела и от орла
В ней было что-то. (70, т.1; 304)
И в лирике, и в прозе М.И.Цветаевой родительный сравнения употребляется и с существительными без предлога:
Мускул гимнаста
И арестанта. (70, т.2; 288)
-
По летам, когда мы переезжали на дачу, Черт приезжал с нами, верней уже оказывался -в полной сохранности пересаженного деревца, с корнями и плодами - сидящим на Валериной кровати... (70, т.5; 33)
В лирике среди подобных сравнений наиболее частотны такие существительные, как
“жесты”:
У деревьев - жесты трагедий
У деревьев - жесты надгробий
У деревьев - жесты торжеств. (70, т.2; 148)
“взгляд”:
Уж он бы тебя - василиска
Взгляд ! - не замораживал уст. (70, т.2; 285)
“глаза”:
Глазами ведьмы зачарованной
Гляжу на Божие дитя запретное. (70, т.1; 536)
-
В прозаических сравнениях подобного типа наиболее часто используются такие существительные, как
"глаза":
Свойство этих глаз - власть. Глаза судьи. Точные глаза допроса. Допроса, значит - внушения. (70, т.5; 180)
"цвет":
... отец... в старом своем, неизменном халате, серо-зеленоватом, цвета ненастья, цвета Времени. (70, т.5; 178)
"голова":
... подстерегала - на всех коридорных поворотах оборотом головы жирафы на каждый мнящийся шум, шумок. (70, т.5; 130)
Также, многочисленны в этой группе сравнения с наречием "наподобие":
....на лицах, подобием волны, волненье. (70, т.5; 168)
-
В некой разлинованности нотной
Нежась наподобие простынь -
Железнодорожные полотна... (70, т.2; 208)
Порядок компонентов конструкций с зависимым родительным является в литературном языке жестко зафиксированным. Но в поэтической речи М.И.Цветаевой нередко встречается инверсия компонентов, что говорит о подвижности и динамичности её синтаксиса.
§4. Сравнительные придаточные предложения.
Пятая группа сравнений представляет собой сложноподчиненные предложения, в которых предмет сравнения составляет главное предложение, а образ - сравнительное придаточное с союзами "что", "будто", "точно", "как":
Как змей на старую взирает кожу -
Я молодость свою переросла. (70, т.2; 62)
-
Я рук не ломаю!
Я только тяну их
-Без звука! -
Как дерево - машет - рябина
В разлуку,
Во след журавлиному клину. (70, т.2; 26)
Сравнения подобной структуры более разнообразно представлены в прозе М.И.Цветаевой:
[открытку] Украла и зарыла на дне своей черной парты, немножко как девушки дитя любви бросают в колодец - со всей любовью! (70, т.5; 87)
Сравнительные придаточные предложения в прозе нередко бывают осложнены однородными членами:
Этажерка была та же библиотека, но - немая, - точно я вдруг ослепла или одурела. (70, т.5;21)
или обособленным распространенным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова:
Моря я с той первой встречи никогда не полюбила, я постепенно, как все, научилась им пользоваться и играть в него: собирать камешки и в нем плескаться - точь-в-точь как юноша, мечтающий о большой любви, постепенно научается пользоваться случаем. (70, т.5; 90)
В прозе сравнительные придаточные предложения могут представлять из себя неполные предложения:
...белые, при нажиме, явно веселые, а черные - сразу грустные, верно - грустные, настолько верно, что, если нажму - точно себе на глаза нажму, сразу - выжму из глаз - слезы. (70, т.5; 15)
односоставные неопределенно-личные предложения:
Черт сидел так смирно, точно его снимали. (70, т.5; 32)
нераспространенные предложения:
... чувствовала и видела себя... пролетающей .. и дальше, выше - стойком теперь! как рыбы плавают! (70, т.5; 45)
Образы прозаических сравнений порой представляют сразу несколько простых предложений с разными видами связи, например:
... он весь был расслабленный, весь расстроенный, точно шел не туда, куда сам хочет, а куда нога хочет... (70, т.5; 95)
Таким образом видно, что придаточные сравнительные предложения шире и разнообразнее представлены в прозе М.И.Цветаевой, чем в ее поэтическом творчестве, так как именно проза больше тяготеет к развернутости, обоснованности мысли, а поэзия - к лаконизму и емкости.
§5. Сравнения, построенные как синтаксический параллелизм.
Это такая разновидность сравнений:
Ты, в погудке дождей и бед
То ж, что Гомер в гекзаметре. (70, т.2; 259)
Синтаксический параллелизм - это такое положение компонентов синтаксической структуры, когда её члены не зависят друг от друга и имеют совпадающие линии синтаксических связей (46; 50). Принцип параллелизма лежит в основе сочинительных отношений, но охватывает более широкий круг явлений. Параллелизм имеет место и там, где сочинения нет. В данной группе по принципу синтаксического параллелизма строятся конструкции с союзами
как:
Кудрям все прихоти прощаются,
Как гиацинту - завитки. (70, т.1; 527)
-
Хорошо ей было, ... на клавиатуру сходившей, как лебедь на воду. (70, т.5; 19)
Сравнения подобного типа в прозе М.И.Цветаевой построены по одной и той же модели - с союзом "как". Лишь одно сравнение построено по типу конструкций с бессоюзной связью:
И - детское открытие: ведь если неожиданно забыть, что это - рояль, это просто - зубы... (70, т.5; 16)
В лирике сравнения, построенные как синтаксический параллелизм, более разнообразны. В них используются следующие союзы:
словно:
Тот, кто следит за тобой,
-Словно акула за маленькой рыбкой -
Он твоей будет судьбой. (70, т.1; 72)
что:
Еврейская девушка - меж невест -
Что роза среди ракит (70, т.1; 375)
Сложность этих конструкций определяется прежде всего синтаксической природой союзов, то есть тем обстоятельством, что эти союзы подчинительные. Независимость словоформ друг от друга (параллельные члены) сочетается с зависимостью, создаваемой союзной связью. Сравнения, построенные по принципу синтаксического параллелизма, стремятся к некой симметрии в стихе и придают тексту еще большую поэтичность и плавность интонации.
§6. Отрицательные сравнения.
Не зарева рыщут, не вихрь встает,
Не радуга пышет с небес, - то Петр
Птенцам производит смотр. (70, т.1; 398)
Такие сравнения тоже часто строятся по принципу параллелизма, но имеют одну особенность: первый член в таком сравнении - описательный, представляет собой образ, который подается с отрицанием. Автор как бы предупреждает, что не о том, о чем он сейчас говорит, будет идти речь в дальнейшем, а о чем-то другом. Отрицание стоит при образе, а затем идет утверждение самого предмета. Такие сравнения создают особую экспрессию в цветаевском тексте, так как это типичная форма именно русского фольклора, русской народной песни. За пределами славянской поэзии эта форма не встречается. Такой тип народно-поэтического отрицательного сравнения сразу создает определенный колорит. На этом принципе у М.И.Цветаевой в целях создания экспрессии может строиться все стихотворение: