Теперь остановимся на сравнениях, отсутствие признака в которых компенсируется дополнительным распространением образа:
Для них любовь - минутный луч в тумане (70, т.1; 97)
Определение "минутный" указывает на кратковременность этого чувства.
В ушах - туман, и в двух шагах - туман;
И солнце над Москвой - как глаз кровавый. (70, т.1; 558)
Определение "кровавый" подчеркивает особенность цвета описываемого предмета.
Как раскатившиеся жемчужины, японский щебет (70, т.4; 8)
Определение "раскатившиеся" характеризует звуки речи, сходные со звуками падающих жемчужин.
Стук. В ставню - куст, мерзлойветкой, как мерзлым пальцем. (70, т.5; 139)
Здесь с помощью повтора определения "мерзлый" передается характер звука - его звонкость.
Признак может восполняться не только распространением, но и осложнением образа:
Распахнутые глаза у Мандельштама - звезды, с завитками ресниц, доходящими до бровей. (70, т.4; 144)
-
Ты рыцарь, ты смелый, твой голос ручей,
С утеса стремящийся вниз... (70, т.1; 33)
В прозе употребляются сравнения, для пояснения признака которых используются аффиксы самого слова, которое заключает в себе образ сравнения:
"Что за Белый такой?...", - разорялась она, вся трясясь бриллиантами, крючковатым носом и непрестанно моргающими желтыми глазами. (70, т.4; 222)
В данном случае суффикс -оват- указывает на неполноту отсутствующего признака, то есть на приблизительность сходства, устанавливаемого сравнением.
В лирических сравнениях М.И.Цветаевой отсутствующий признак может заменяться и дополнительным предложением:
Я Эва, как ветер, а ветер - ничей.... (70, т.1; 33)
Есть также сравнения, в которых распространены и предмет, и образ:
Как слабый луч сквозь черный морок адов -
Так голос твой под рокот рвущихся снарядов... (70, т.1; 293)
В этой группе необходимо отметить также сравнения, в которых присутствуют сразу несколько образов, причем в прозе встречаются такие структуры сравнений, в которых несколько различных образов соединены в одном слове:
Та прямая линия непреклонности, живущая у меня в хребте, - живая линия твоей дого-бабье-фараоновой посадки. (70, т.5; 54)
-
Камнем с небес,
Ломом
По голове,-
Нет, по эфес
Шпагою в грудь -
Радость! (70, т.2; 212)
Автор как бы подыскивает нужное слово, более точное для обрисовки данной ситуации. Перед нами проходит сам процесс поэтического творчества, процесс создания стихотворения на глазах у читателя. Несомненно, что такая структура сравнения облегчает его трактовку при отсутствии определяющего признака. А сравнение с несколькими предметами, наоборот, усложняет образ в лирике:
Ударят в колокол - крещусь.
Посадят голодом - пощусь.
Душа и волосы - как шелк.
Дороже жизни - добрый толк. (70, т.1; 405)
Здесь образ сравнения ("шелк") приобретает многозначность благодаря семантике сравниваемых предметов. По отношению к волосам сравнение с шелком определяет такие их качества, как блеск, гладкость, шелковистость и др. Но когда с шелком поэтесса сравнивает душу, то говорит при этом прежде всего о ее послушности, податливости, смиренности, тихости, благонравности.
Такое "усложнение" сравнения в лирике может становится структурной особенностью стихотворения:
В пещеру без света, в трущобу без следу,
Влистве бы, в плюще бы, в плюще - как в плаще бы...
Ни белого хлеба, ни черного хлеба:
В росе бы, в листве бы, в листве - как - в родстве бы... (70, т.2; 339)
В прозе М.И.Цветаевой сравнения неполной структуры часто начинают взаимодействовать друг с другом в контексте. Например, сопоставление одного сравнения с другим при сравнительном описании внешности героев:
Что лучше: рачьи, лягушачьи, огромные, немигающие глаза фрейлейнПаулыили болонкины,из-подболонкиныхжекудельков, непрерывно мигающие красновато-голубые Фрейлейн Энни? (70, т.5; 144)
Для такого приема характерно употребление сравнений одинаковой структуры с образами одного семантического ряда.
§3. Неполные сравнения, в структуре которых отсутствует предмет.
Третью группу составляют сравнения, в структуре которых имеются признак и образ, а предмет опущен:
Ростком серебряным
Рванулся ввысь. (70, т.2; 30)
-
И, чтобы все сказать: честные, как речная вода. (70, т.5; 181)
Как правило, это безличные конструкции:
И вот - теперь - дрожа от жалости и жара,
Одно: завыть, как волк, одно: к ногам припасть. (70, т.2; 380)
-
....надышать, как на оконное стекло, ... (70, т.5; 28)
Но частотны в этой группе сравнений и определенно-личные конструкции с глаголами в первом лице множественного числа настоящего времени:
Сидим, зачарованные - немного как птицы - неотступным взглядом А.А.. (70, т.5; 122)
-
Пышно и бесстрастно вянут
Розы нашего румянца
Лишь камзол теснее стянут.
Голодаемкак испанцы, (70, т.1; 143)
С глаголом в первом лице единственного числа настоящего времени:
А все же с пути сбиваюсь
(Особо - весной!)
А все же по людям маюсь,
Как пес под луной, (70, т.1; 525)
-
....выхожу гладкая, как мышь. (70, т.4; 78)
И определенно-личные конструкции с глаголами во втором лице единственного числа:
После бессонной ночи слабеет тело,
Милым становится и не своим, - ничьим.
В медленных жилах еще занывают стрелы -
И улыбаешься людям, как серафим. (70, т.1; 282)
В прозе частотны конструкции с глаголом в единственном числе в прошедшем времени:
Мать точно заживо похоронила себя внутри нас - на вечную жизнь. (70, т.5; 14)
и конструкции с глаголом в будущем времени:
...белые, при нажиме, явно веселые, а черные - сразу грустные, верно - грустные, настолько верно, что, если нажму - точно себе на глаза нажму, сразу выжму из глаз - слезы. (70, т.5; 15)
Образ прозаических сравнений неполной структуры может быть оформлен и в виде обособленного распространенного деепричастного оборота:
Рояль у самого окна, точно безнадежно пытаясь в него всем своим слоновым неповоротом - выйти,... (70, т.5; 19)
В эту группу отнесены и такие конструкции, предмет которых, несмотря на то, что отсутствует в самой структуре сравнения, употребляется в контексте, чаще в препозиции:
Глаза сообщничества, от которого вы тщетно отбиваетесь. Если вы их прочли, вы еще более пропали, чем если вы им поверили. И, странная вещь, именно их, у интеллигенции слывущих "честными", простолюдин неизменно назовет бесстыжими. Слово, которого, кстати, вы никогда не услышите о черных, нет, только о светлых, а из светлых - только о голубых... И чтобы все сказать: честные, как речная вода. (70, т.5; 181)
-
Две руки - ласкать - разглаживать
Нежные головки пышные
Две руки - и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая - на шейке тоненькой -
Одуванчик на стебле! (70, т.1; 518)
Такой прием не только не обедняет сравнение, но и выделяет его на фоне контекста, позволяет сравнению достичь некоторой самостоятельности образа, яркого и свежего. Признак в данном примере удваивается ("Светлая - на шейке тоненькой") и от этого сравнение становится еще более выразительным.
В эту группу сравнений входят и такие, предмет которых вообще не называется: он дается в названии стихотворения. Например, сравнение из стихотворения "Педаль":
Лязгает! Как зной из фальши
Клавишей, разбитых в гуд ... (70, т.2; 191)
Сравнение из стихотворения "Земное имя":
Так, с каждым мигом все неповторимей
К горлу - ремнем. (70, т.1; 548)
§4. Неполные сравнения, в структуре которых присутствует только образ.
Сравнения, в структуре которых присутствует только образ встречаются исключительно в лирических произведениях М.И.Цветаевой, так как в поэзии именно образы служат для выражения чувств и эмоций лирической героини и потому становятся самодостаточными и независимыми:
Возмездие за то, что злейшим судьям
Была - как снег. (70, т.1; 534)
Предмет и признак здесь подразумеваются, и это углубляет и расширяет смысл сравнения, так как читатель неизбежно начинает размышлять над тем, что хотел сказать автор, по-своему трактовать это сравнение. Даже при анализе данного примера могут возникнуть несколько вариантов трактовки признака сравнения:
- чиста, как снег, то есть невиновна;
- бела, как снег, а следовательно противопоставлена "злейшим судьям" и всему миру, как белое и черное;
- холодна как снег, то есть равнодушна к какому-либо суду над собой, как писала сама М.Цветаева: "Право суда над поэтом никому не дано. Единственный суд над поэтом - само-суд". (70, т.5; 373).
Здесь есть и такие сравнения, как и в предыдущей группе, в которых предмет дан в названии стихотворения. Например, стихотворение "Жар- птица":
Как зарница! На хвосте
Золотые блестки. (70, т.1; 118)
Предмет и признак могут быть даны в контексте:
Точно нору во мне прорыли
До основ, где смоль
Я любовь узнаю по жиле
Всего тела вдоль
Стонущей. (70, т.2; 246)
У М.Цветаевой есть стихотворения, полностью состоящие из таких сравнений. Например, стихотворение "Отрок":
Пустоты отроческих глаз! Провалы
В лазурь! Как ни черны - лазурь!
Игралища для битвы небывалой,
Дарохранительницы бурь.
Книгохранилища пустот!
Провалы отроческих глаз! - Пролеты!
Душ раскаленных - водопой:
-Оазисы! - Чтоб всяк хлебнул и отпил,