Ведущим является метод наблюдения, в ходе урока используются такие приемы, как беседа, выразительное чтение стихотворений и цитат и их семантический, синтаксический, структурный и лингво-стилистический анализ.
VII. Копия записи на доске
Механизм сравнения.
Изучение структуры, функций и особенностей употребления сравнений в художественном тексте (на примере лирики М.И. Цветаевой).
VIII. Копия записи в тетрадях учащихся
Механизм сравнения.
Изучение структуры, функций и особенностей употребления сравнений в художественном тексте (на примере лирики М.И. Цветаевой).
Сравнение - это сопоставление одного предмета или явления с другим для выявления их сходства.
Слова - тяжелые, как капли.
Структура сравнения:
Предмет сравнения - то, что сравнивается ("слова").
Образ сравнения - то, с чем сравнивается ("капли").
Признак сравнения - то, на основании чего сравниваются предмет и образ ("тяжелые").
Полные и неполные сравнения.
Простые и сложные сравнения.
"Рас-стояние: версты, мили..."
расставили, рассадили, расклеили, распаяли, развели, рассóрили, рассорúли, расслоили, расселили, расстроили, растеряли, рассовали, разбили.
(Учащимися отмечаются также названия видов сравнений в дидактических материалах, которые после урока останутся в их распоряжении).
Дидактический материал к уроку
1. Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
-Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
(Мои стихам, написанным так рано...")
2 Что Вам Ромео и Джульетта,
Песнь соловья меж темных чащ!
Друг другу вняли - без обета
Мундир как снег и черный плащ.
(Камерата)
Возмездие за то, что злейшим судьям
Была - как снег,...
("И не спасут ни стансы, ин созвездья.")
3 ...по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
("Тоска по родине! Давно")
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
("Стихи растут, как звезды и как розы")
И все глядит - внимательно - как даме -
Как женщине - в широкие глаза.
("Тот - щеголем наполовину мертвым")
4 Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорили,
Расслоили...
стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!
("Рас-стояние: версты, мили...")
5 Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
"Домики старой Москвы")
Бледные ручки коснулись рояля
Медленно,словно без сил.
("Обреченная")
Губки красные - что розы:
Нынче пышут, завтра вянут,...
("Маленькая сигарера!")
И стоит Степан - ровно грозный дуб,
Побелел Степан - аж до самых губ.
Закачался,зашатался. - Ох, томно!
Поддержите, нехристи, - в очах тёмно!
("А над Волгой - заря румяная")
6.Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все - равны, мне всё - равно,
И, может быть, всего равнее -
Роднее бывшего - всего.
(Тоска по родине! Давно")
Я рук не ломаю!
Я только тяну их
-Без звука! -
Как дерево - машет- рябина
В разлуку,
Во след журавлиному клину.
("Все круче, все круче")
7 Не зарева рыщут, не вихрь встает,
Не радуга пышет с небес, - то Петр
Птенцам производит смотр.
("Орел и архангел! Господень гром!)
Не колесо громовое -
Взглядами перекинулись двое.
Не Вавилон обрушен -
Силою переведались души.
Не ураган на Тихом-
Стрелами перекинулись скифы.
("Не колесо громовое")
8 Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой - она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
(Ошибка)
Над калиткой, стонавшей скрипкой,
Возле дома, который пуст,
Одинокий бузинный куст.
(Бузина)
Стоишь. Глаза блистают сталью,
Не улыбается твой рот.
(Сын)
Глыбами - лбу
Лавры похвал.
(Разговор с гением)
9 Светлее солнца тронный зал...
(Книги в красном переплете)
Не человечески мила
Ее дремота.
От ангела и от орла
В ней было что-то.
("Еще один огромный взмах")
С хищностью следователя и сыщика
Все мои тайны - сон перерыл.
(Сон)
Горчайший - свеча моих бдений - Георгий,
Кротчайший - с глазами оленя - Георгий!
("О всеми ветрами")
10 На коленях
Снищу ли прощения за
Слезы в твоих глазах
Оленьих.
("День угасший")
Никто не видал змеиной
В углах - по краям- усмешки.
("А плакала я уже бабьей")
11 Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой среды
Быть вытесненной - непременно -
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться ( и не тщусь!),
Где унижаться - мне едино.
Остолбеневшим, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все - равны, мне всё - равно,
И может быть, всего равнее -
Роднее бывшее - всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты - как рукой сняло:
Душа, родившаяся - где-то.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге куст
Встает, особенно - рябина...
("Тоска по родине! Давно)
Конспект урока словесности "Механизм сравнения"
П: Один писатель сказал: "В это лето я узнал наново - на ощупь, на вкус, на запах - много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов". Сегодня мы с вами посмотрим, как, с помощью каких средств в художественном тексте обычные, на первый взгляд, слова рождают всевозможные образы. И обратимся мы к М.И. Цветаевой, так как в ее творчестве, как ни в каком другом, каждое слово, каждое стихотворение наполнено яркими, необычными, глубокими образами, очень точно и выразительно передающими авторские мысли, чувства, состояния души. Давайте прочитаем ее ранние стихотворение "Моим стихам, написанным так рано" (См. дидактический материал, № 1- далее ДМ).
Выразительное чтение стихотворения учеником.
П: Вы уже знакомились с творчеством М.И. Цветаевой на уроках литературы. О каких чертах своей поэзии говорит поэтесса в этом стихотворении?
У: Об импульсивности, стремительности, яркости.
П: А что в стихотворении натолкнуло вас на эту мысль?
У: Стихотворения сравниваются с брызгами, искрами, чертями.
П: В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?
У: "Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед".
П: Как вы видите, почти вся суть стихотворения выражена через такие образные средства, как сравнения. Так что же такое сравнение, попытайтесь сформулировать его определение.
У: Сравнение - это сопоставление одного предмета или явления с другим для выявления их сходства.
П: Давайте запишем это определение. Цель нашего сегодняшнего урока, который называется "Механизм сравнения", - выяснить, как "работает" (функционирует) сравнение в художественном тексте, рассмотреть структуру сравнений, их виды и функции. У всех у вас на столах есть дидактические материалы с примерами сравнений из поэзии М.И. Цветаевой. Мы к ним будем обращаться в ходе всего урока, и вы будете помечать на них типы, виды сравнений. Эти материалы останутся у вас, и поэтому мы не будем переписывать примеры в тетрадь.
Давайте посмотрим, из чего состоит сравнение. Возьмем для примера строчку из стихотворения М.И. Цветаевой "Глаза участливой соседки":
Слова - тяжелые, как капли
Из каких же структурных элементов складывается то, что мы называем сравнением?
У: В сравнении есть предмет, который сравнивается, второй предмет - с которым сравнивается, и признак, по которому сравниваются предметы.
П: Правильно, давайте запишем: предмет сравнения - то, что сравнивается ("слова"), образ сравнения - то, с чем сравнивается ("капли") и признак сравнения - то, на основании чего происходит сопоставление ("тяжелые"). Такие сравнения, в которых есть предмет, признак и образ, мы будем называть полными, но есть и сравнения неполные, то есть те, в которых отсутствует один из элементов структуры, чаще всего признак. Давайте обратимся к сравнениям и попробуем восстановить пропущеный признак: