-
... болонкины, из-под болонкиных же кудельков, непрерывно мигающие красновато-голубые глаза фрейлейн Энни. (70, т.5; 144).
Примеры доказывают, что в отличие от стихотворных сравнений этой же семантики, в прозаических сравнениях ассоциации направлены на внешнее описание глаз, здесь нет и эмоциональных эпитетов. Но это не значит, что прозаические сравнения не психологичны. В лирике характер или настроение человека передается (при описании глаз) опосредованно, через сравнение с животными, в прозаических же сравнениях психологизм описания выражен еще более четко и конкретно, например:
... свойство этих глаз - власть. Глаза судьи. Точные глаза допроса. Допроса, значит - внушения. (70, т.5; 180).
Также в эту подгруппу входят сравнения , предметом которых являются брови :
Вёрстами - врозь - разлетаются брови. ( 70 , т.2 ; 91)
-
18 лет, волчий оскал, брови углом, глаза угли. (70, т.4; 146)
нос :
Нос как клюв , ( 70 , т.1 ; 41 )
Покорная мама орлиным носом в каменную стену. (70, т.4; 185)
зубы:
...зубы, белее всех сахаров и мраморов.. (70, т.5; 157)
усы:
Усы- как клыки. (70, т.4; 37)
лоб :
И лоб - к столу
Подстатный , и локоть под -
Чтоб лоб свой держать , как свод . ( 70 , т.2 ; 313 )
Здесь лоб сравнивается со сводом , он нависает над столом так же, как и свод нависает над чем - либо . И в то же время локоть поддерживает лоб , как поддерживают свод колонны.
Предмет данных сравнений - это и
румянец :
Не возьмёшь моего румянца -
Сильного - как разливы рек ! , ( 70 , т.2 ; 251 )
улыбка:
И мысли и слова растворялись, терялись, растекались в улыбке, малиновой и широкой, как заря. (70, т.4;49)
шея :
Свободно шея поднята ,
Как молодой побег . ( 70 , т.1 ; 222 )
-
...на верблюжьей шее взволнованный кадык (70, т.4; 148)
и, конечно, волосы :
Не позабудь, что приду я - рыжей .
Рыжей , как этот кленовый лист ,
Рыжей , как тот , что в лесах повис. ( 70 , т.1; 517 )
Волосы описываются не только с точки зрения цвета , но и качества:
И волосы , пушистей меха , ( 70 , т.1 ; 206 )
длины :
Разве что Нила короче
Было две черных косы . , ( 70 , т.2 ; 344 ) прически :
И косы свои , пожалуй ,
Ты будешь носить , как шлем. ( 70 , т.1 ; 203 )
-
И вот - промеж лиц - лицо
Горбоносое и волосы как крылья. ( 70 , т.1 ; 310 )
Последнее сравнение интересно тем, что благодаря ему ассоциативно возникает образ гордой птицы, хотя прямого указания на это нет. Признак сравнения здесь пропущен, что говорит о многозначности его трактовок. Волосы сравниваются с крыльями, во-первых, для создания образа, во-вторых, описывая прическу ( распущенные и развевающиеся ), в-третьих , по цвету ( черный - цвет вороного крыла).
§3. Сравнения , характеризующие различные предметы.
Эта группа очень разнообразна и включает в себя предметы из самых разных областей жизни . Прежде всего - это письменный стол , который становится свидетелем и соучастником рождения стихов каждого поэта. Он выступает в лирике М.И.Цветаевой как самый верный и надежный друг, который помогает ей творить и без которого немыслимо вообще творчество :
Мой письменный верный стол !
Спасибо за то , что шёл
Со мною по всем путям,
Меня охранял - как шрам
. . . на всех путях
Меня настигал как шах -
Беглянку . - Назад , на стул ! ( 70 , т.2 ;309-310 )
Этот образ очень символичен в поэзии М.И.Цветаевой, так же, как и образ дома. Он, как и стол, всегда олицетворяется и сравнивается с живым существом:
...белый дом с террасой и с темными ночными глубокими глазами окон, так похожими на те, которыми глядит на нас... молодая женщина... (70, т.5; 145).
-
Из-под нахмуренных бровей
Дом - будто юности моей
День, будто молодость моя
Меня встречает : - Здравствуй, я! (70,т.2;295)
Здесь дом уже не просто сравнивается с животным, а как бы перевоплощается в саму героиню, а затем - во время, ей родное, то есть абстрагируется и теряет свое вещественное, предметное значение. Но это в лирике. А в прозаических сравнениях часто расширяется внутреннее пространство дома, раздвигается до размеров окружающей действительности, растворяется в мире, например:
... в волнах своей черной шубы, посреди голого пола, как посреди голого поля, - дедушка Иловайский. (70, т.5; 108).
-
... темнеющей залой, за эти несколько минут совсем стемневшей - как снеговое поле, ... домой. (70, т.5; 134).
Если вспомнить, что абстрактные понятия очень часто сравнивались с конкретными, осязаемыми предметами, то становится очень интересным тот факт, что в лирике предметы часто сравниваются с абстрактными явлениями, например, со сном:
Как сон растаявший каток .(70,т.1;65)
-
Стекла, дремучего, как сон. (70,т.2;295)
Очень сильная экспрессия образа достигается тогда, когда предметы уподобляются человеку:
Под куполом - как царь в чертоге -
Красуется британский флаг . (70,т.1;14)
-
Всякая карта должна найти свою пару и с ней уйти, просто - сойти со сцены, как красавица или авантюристка, выходящая замуж.
(70, т.5; 42).
Такие сравнения, где предмет уподобляется человеку, преобладают в прозаическом тексте. Характерной особенностью сравнений такого типа является то, что их образ часто воспроизводит лишь какую-то часть человеческого тела, а не внешний облик целиком. Так, предметы в прозе М.И.Цветаевой сравниваются с зубами, волосами и т.д. Приведем примеры:
И - детское открытие: ведь если неожиданно забыть, что это - рояль, это просто - зубы, огромные зубы в огромном холодном рту - до ушей... (70, т.5; 16).
-
А с краю... лиловым чернилом, кудрявыми, как собственные волосы, буквами: “Приезжайте скорее. Здесь чудно”. (70, т..5; 87).
-
...подымает покатую, горбом, крышку. (70, т.5; 138).
Сравнения, характеризующие различные предметы, в прозе выстраиваются иногда в целые цепочки, смысловые ряды сравнений, каждое из которых позволяет взглянуть на предмет с новой точки зрения. Например:
... сама фигура рояля, в детстве мнившаяся мне окаменелым звериным чудовищем,гиппопотамом, помнится, не из-за вида, я их никогда не видала! - а из-за звука, гиппопо (само тулово), а хвост - там. А потом, с переводом вещей на человеческое - пожилой мужской фигурой тридцатых годов: тучный, но изящный, несмотря на громоздскость - грация, тот опытный, немолодой, непременно - фрачный танцор, которогодевушки, только взглянув, предпочитают самому воздушному и военному. А еще лучше - дирижер ! ярко-черный, плавный, без лица,потому что всегда спиной, - и полный чар. Поставь рояль дыбом, и будет дирижер! И, оставив и танцора, и дирижера: ведь рояль только вблизи неповоротлив на вес - непомерен. Но отойди в глубину, положи между ним и собой все необходимое для звучания пространство, дай ему, как всякой большой вещи, место стать собой, и рояль выйдет не менее изящным, чем стрекоза в полете. (70, т.5; 29).
Эти сравнения как бы рождаются у нас на глазах, весь текст построен на сменяющих друг друга ассоциативных образах, совершенно неожиданных и оргинальных.
Почти все сравнения этой группы так или иначе связаны с человеком. Например, прозаические сравнения, предметом которых выступают камни, притягивают к себе в качестве образов, продукты питания человека:
...огромные... квадраты мрамора, похожие на гигантские куски сахара.. (70, т.5; 157);
-
... а вот этот (камень), пузырчатый, точно синий вскипевший кофе. (70, т.5; 156);
-
Есть один (камень) - как ломоть ростбифа.. (70, т.5; 156)
Среди сравнений этой группы в лирике много таких, предметом которых становится верхняя одежда:
Плащ, прихотливый как руно (70,т.1;388)
Нередко одежда становится для героя защитой от внешнего мира:
Шаль - как щит (70,т.1;359)
-
Платье - шелковым черным панцирем (70,т.1;223)
Но она определяет и положение героя в мире, отношения с окружающими людьми, его место и сущность в мире:
Плащ - вороном над стаей пестрой
Великосветских мотыльков (70,т.1;289)
-
Как бабочки девочек платьица пестры (70,т.1;53)
-
Но вот, как черт из черных чащ -
Плащ - чернокнижник, вихрь - плащ (70,т.1;389)
В последнем сравнении очень показательна звукопись: аллитерация на звуки “ч”, “щ” подчеркивает зловещность и стремительность ситуации.
Очень характерно для М.И.Цветаевой сравнение материи с водой, волнами:
Ручьев ниспадающих речь
Сплеталась предивно
С плащем, ниспадающим с плеч
Волной неизбывной (70,т.2;16)
-
... изворот всего тела, с которого, как водопад, хлынул плащ (70, т.4; 257).
Также очень интересны сравнения, в которых предмет отражает состояние лирического героя. Их можно читать и с начала, и с конца, например:
Сад, одинокий, как сама (70,т.2;320)
Сравнения такого типа встречаются чаще в лирике Цветаевой, а в прозе преобладают такие, которые лишь приоткрывают нам чувства, настроения персонажа через ассоциации, на которых наталкивает сравнение, например:
Нынче, разгребая сад, задела лопатой куст: зазвенел, как венок (70, т.5;139)
§4. Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках.
Одна из наиболее интересных групп - это сравнения, которые используются М.И.Цветаевой в создании пейзажа:
В небе, как зарево, вешняя зорька.
Волны пасхального звона (70,т.1;77)
-
... замороженный сиреневый куст, как сторожевой пост. (70, т.5; 138).
Природа в изображении М.И.Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:
Деревья бросаются в окна -
Как братья - поэты - в реку (70,т.2;337)
-
... и в самое окно, уже наполовину в него войдя, как живой человек - жасмин. (70, т.5; 19).