Смекни!
smekni.com

Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой (стр. 9 из 26)

личные местоимения:

Черт в меня, как в ту комнату; пришел на готовое. (70, т.5; 37)

-

В оны дни ты мне была как мать. (70, т.1; 300)

указательные местоимения:

Не быть тебе...

Нет, ни одним из тех,

Дописанных, как лист. (70, т.2; 301)

-

....а вот этот, пузырчатый, точно синий, вскипевший кофе (70, т.5;156)

В лирических сравнениях в качестве предмета используются также

относительные местоимения:

Берегись того, кто трезвым

- Как капель - ко сну отходит. (70, т.1; 473)

возвратное местоимение:

В себе - как в котле. (70, т.2; 254)

определительные местоимения:

Сумерки. Медленно в воду вошла

Девочка цвета луны.

Вся - как наяда... (70, т.1; 54)

Особенностью прозаических сравнений этой группы является использование в качестве предмета сравнения слов, произносимых персонажем или лирическим героем, оформленных как прямая речь, например:

Дьявол моего младенчества мне, среди многого другого, оставил в наследство: неизбывное, как догов зевок, от всего, что игра: "Ску-учно!" (70, т.5; 36)

Образ сравнения в этой группе также довольно широк в морфологическом плане. Он может быть выражен именем существительным в единственном числе:

- Выхожу гладкая, как мышь(70, т.4; 78)

-

Луна - как ястреб. (70, т.1; 336)

именем существительным во множественном числе:

Но пристрастна как первые дни

Весен... (70, т.2; 258)

-

...дворник...семнадцати лет, с щеками пышущими, как те печи, которые он так жарко и с таким жаром топил... (70, т.5; 162)

именем существительным собственным:

... явление очень красивой дамы- с громадными зелеными глазами в темной, глубокой и широкой оправе ресниц и век, как у Кармен, .. (70, т.4; 178)

именем прилагательным:

Милый, в этот вечер зимний

Будь, как маленький, со мной. (70, т.1; 174)

-

Осторожно, чтобы не спугнуть, просовываю голову, за ней, как ненадежного постороннего, впускаю тело. (70, т.5; 130)

страдательным причастием:

Один заживо ходил -

Как удавленный. (70, т.2; 79)

-

Дом... гнел глубокими нишами окон, точно пригнанными по мерке привидений... (70, т.5; 117)

личным местоимением:

1л. мн.ч.:

Мать поила нас из вскрытой жилы лирики, как и мы потом, беспощадно вскрыв свою, пытались поить своих детей кровью собственной тоски. (70, т.5;14)

2 л. ед. ч.:

Любим, как ты, мы березки, проталинки,

Таянье тучек. (70, т.1; 61)

3 л. ед.ч.

И мне, как он, чужой и смелой

Он покорялся, атаман! (70, т.1; 115)

определительным местоимением:

Обман сменяется обманом,

Рахилью - Лия.

Все женщины ведут в туманы:

Я - как другие. (70, т.1; 487)

наречием:

Ты снова, как прежде, бодра. (70, т.1; 92)

-

Сын, умирая, точно завещал ей свою молодость, чуть-чуть играющую по углам губ, - будто в прятки. (70, т.5; 122)

В прозаических сравнениях в качестве образа используются нередко глаголы:

Ходила за ним, и телом, будто поддерживала. (70, т.5; 95)

Основным способом выражения признака в этой группе сравнений являются имена прилагательные:

полные:

Крутые улицы наклонные

Стремительные как поток. (70, т.2; 235)

-

....вся каштановая, вся каряя, такая же кареокая, как сопутствующая ей собака..., молодая женщина. (70, т.5; 145)

краткие:

Рот невинен и распущен

Как чудовищный цветок. (70, т.1; 220)

А также - глаголы:

Напрасно глазом - как гвоздем

Пронизываю чернозем. (70, т.2; 325)

-

Так вот эту-то приверженность, для него совершенно непонятную и неприемлемую, Иловайский не сразу, молча, как органический порок в дорогом существе, раз навсегда - простил. (70, т.5; 120)

Полные действительные причастия:

Пусть я лишь стих в твоем альбоме

Едва поющий, как родник. (70, т.1; 92)

-

Только - красавица, просто - красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч. (70, т.4;84)

Краткие страдательные причастия:

Томленьем застланы, как туманом,

Глаза твои. (70, т.1; 338)

-

Мать затопила нас [музыкой] как наводнение. Ее дети, как те бараки нищих на берегу всех великих рек, отродясь были обречены. (70, т.5; 20)

Деепричастия:

Рукава как стяги

Выбрасывая... (70, т.2; 176)

-

....спускаясь и подымаясь, как по волнам, по холмам, ведшим из Тарусы в наше Песочное. (70, т.5; 181)

Наречия:

Это ясно, как тайна двух:

Двое рядом, а третий - Дух. (70, т.1; 397)

-

Мы знали, что нас для него нет. И рассматривали его совершенно также свободно и спокойно, как памятник Пушкина на Тверском бульваре. (70, т.5; 105)

Все вышеперечисленные средства восполняют лексическую недостаточность признака сравнения и сокращают количество ошибочных его трактовок, делая сравнение более точным.

§2. Сравнения, выраженные творительным падежом.

Творительный падеж в сравнениях синонимичен обычному сравнительному обороту. Предметом сравнения здесь выступают, как правило, существительные непроизводные. Творительный падеж чаще используется при глаголах движения, например:

...немножко боком и немножко волком - входила. (70, т.5; 32)

-

И амазонкой мчаться в бой. (70, т.1; 32)

При глаголах звукообозначения:

За "хроматическую гамму" - слово, звучавшее водопадом горного хрусталя (70, т.5; 16)

-

Забыла, как речною чайкою

Всю ночь стонала над людскими окнами. (70, т.1; 536)

При глаголах состояния:

Стоишь, глаза блистают сталью. (70, т.1; 519)

При глаголах "чудится", "кажется":

Все яды - водой отварною

Мне чудятся. (70, т.2; 253)

-

Бемоль же, начертанный, мне всегда казался тайный знак: точно мать, при гостях, подымет бровь и тут же опустит, этим загоняя что-то мое в самую глубину. Спуском брови над знаком глаза. (70, т.5; 16)

Последнее сравнение необычно и своеобразно: сначала образ нарушает средства связи слов в словосочетании ("казался тайный знак"), так как глагол "казаться" требует косвенного дополнения в творительном падеже. Но такое авторское употребление обоснованно тем, что словосочетание "тайный знак" является не только дополнением к глаголу, но и определяемым словом при уточнении. После более развернутого описания образа сравнения, дается его конкретизация, этой уже самостоятельный, самоценный образ, относящийся к глаголу "казался", дистанцированный от него, но данный в нужном (творительном) падеже.

Но сравнение в творительном падеже может употребляться и без глагола:

Смерть в каждой щели. В каждой выемке пола - ямкой. (70, т.5; 193)

-

Глыбами - лбу

Лавры похвал. (70, т.2; 267)

Нетрудно заметить, что в большинстве безглагольных сравнений в творительном падеже в лирике такие средства связи, как союзы и союзные слова заменяются тире. В поэтической системе М.И.Цветаевой тире многофункционально и может стоять между любыми выделяемыми по смыслу и интонации членами предложения. Её строки - это вехи самого процесса мышления, и потому они порой отрывочны и стихийны. Лирика М.И.Цветаевой всегда интеллектуальна, она требует работы мысли. К примеру, мысль последнего сравнения такова: "похвалы, расточаемые по адресу поэта его поклонниками символически уподоблены лавровому венку, но от этого венка лбу поэта тяжело, как от каменных глыб" (39; 115). Такое словесное расточительство не для М.И.Цветаевой, ей важно высказать мысль, адекватную её внутренней речи. Её стихи - это мысли вслух. Таким образом, усложненность многих стихотворений М.И.Цветаевой, подчас сильно затрудняющая их восприятие, вызвана, сколь это ни парадоксально, стремлением к точности и определенности.

В этой группе образ сравнений выражен достаточно однозначно. Это только имя существительное:

Девчонка, раскинувшись птицей,

Детеныша учит ходить. (70, т.2; 367)

-

"А мне тогда, мама, что?" - уже дятлом надалбливала Ася. (70, т.5; 51)

Признак этих сравнений выражен практически везде глаголом:

Ночь подходит - каменною горой. (70, т.1; 343)

И за редким исключением - особой формой глагола - причастием:

Говорила мне бабка лютая,

Коромыслом от злости гнутая. (70, т.1; 274)

Предмет сравнений этой группы в большинстве случаев выражается именем существительным:

нарицательным:

Полем - обида. (70, т.2; 59)

-

...поднявшаяся с террасы и коричневым облаком на нас спустившаяся молодая женщина... (70, т.5; 145)

собственным:

Чуть светает -

Спешит, сбегается

Мышиной стаей

На звон колокольный

Москва подпольная. (70, т.1; 342)

-

...тогда, в саду, Татьяна застыла статуей. (70, т.5; 71)

В лирических произведениях М.И.Цветаевой нередко предметом сравнения становятся и местоимения:

Личные:

Я себя почувствовала воском:

Маленькой покойницею в родах. (70, т.1; 459)

-

Небесным странником - мне - страннице

Предстал - ты.(70, т.1; 258)

Определительные:

О, не вглядывайся! Под листвой падучей

Сами - листьями мчим! (70, т.2; 225)

§3. Сравнения, выраженные родительным падежом.

Среди таких сравнений можно выделить степенные сравнения (то есть сравнения со сравнительной степенью прилагательного). Они сопоставляют два явления, подчеркивают и подобие, и превосходство одного из них над другим. Среди этих сравнений, если брать за основу классификацию С.О.Карцевского (27;110), аналитических структур нет (то есть таких, в которых используются вспомогательные слова "более", "менее"). Но зато здесь широко представлены полуаналитические структуры, в которых используются сравнительные формы на -ее (-ей) и сравнительный союз "чем":