Смекни!
smekni.com

Русский апокрифический Христос: к постановке проблемы (стр. 6 из 6)

36. Федотов Г. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). С. 41.

37. "...И на второй волне (криков толпы - О.С.), как на морском валу вскипает пена, вскипел свист и отдельные, сквозь гром различимые женские стоны. "Это их (осужденных - О.С.) ввели на помост... - подумал Пилат, - а стоны оттого, что задавили нескольких женщин, когда толпа подалась вперед" " (гл. 2, с. 36). Собственно, это единственный "след" женского начала в "Романе Мастера", восходящий к евангельскому тексту, если не считать упоминания о том, что ни у Пилата, ни у Иешуа нет жен (о жене Пилата см. Мф., гл. 27, ст. 19; в СХ она именуется Проклой).

38. Boucher Fr. History of Costume in the West. London; New York. 1987. P. 108.

39. Говоря об "эллинской" культуре на территориях, которые сначала подпали под македонское завоевание, а позже - под римское владычество, С. С. Аверинцев заметил, что в данной историко-культурной ситуации " "эллин" - это примкнувший к социальной верхушке и принявший ее культуру человек, который в молодости упражнялся в гимнасии и учил наизусть Гомера, а в зрелые годы посещает театр". - Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата: литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии н.э. // От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. С. 12.

40. Вспомним, что в первоначальном заключении по делу Иешуа Пилат, в частности, формулирует: "Бродячий философ оказался душевнобольным" (гл. 2, с.27). Безумцу, "дураку" позволительно "антиповедение". "Антиодежда" (кальсоны и толстовка) и "антиповедение" характеризуют Ивана Бездомного, который делается "дураком" в процессе погони за "профессором" и его свитой, и особенно - после символического купания в Москве-реке, которое можно рассматривать как пародийное крещение со сменой одежд.

41. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.,1991. С. 258. На мысль о провокации подследственного пытается навести Пилат, упоминая о светильниках, зажженных Иудой. Как указывает Э. Ренан со ссылкой на Талмуд, светильники зажигались для того, чтобы спрятанные свидетели могли хорошо видеть человека, ведущего "соблазнительные" (т. е. оскорбляющие чистоту религии) речи.

42. "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф., гл. 5, ст. 17).

43. Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата... C. 13.

44. Сходного мнения придерживается И. Золотусский: "Свет ушел из его (Мастера - О.С.) сердца еще до того, как он этот роман окончил. Он ушел из его сердца и из романа. Свет Луны, которым освещается конец "Мастера и Маргариты", не свет. Он свет смерти". - Золотусский И. Заметки о двух романах Булгакова. С. 162.

45. Именно представляет, а не является по сути, поскольку Антихрист - человек греха, сын погибели" (2 Фес., 2, ст.3). Согласно толкованию Феофилакта Болгарского, он не Сатана, но человек, принявший всю силу Сатаны.

46. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой... // "Даугава". 1988, № 10. С. 96. Б. М. Гаспаров замечает: "Неопределенность границ мифа, его готовность проецироваться во все новые, все более отдаленные и все менее ясно очерченные сферы, его пророческая интонация, быть может, рельефнее выступают в сочетании с впечатлением некоторой незавершенности, и последняя тем самым оказывается необходимой для конституирования художественного целого".- "Даугава". 1989, № 1. С. 89.

47. Аверинцев С. С. Антихрист // Мифы народов мира: в 2 т. Т. 1. М., 1991. С. 85.

48. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой... Особенно подробно эта проблема рассматривается в $ 4 ("Пожар") и $ 5 ("Валюта") - "Даугава". 1988, № 12. С. 105 - 113.

49. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой... // "Даугава". 1988, № 12. С. 107. Золотусский И. Заметки о двух романах Булгакова. С. 159.

50. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры // Успенский Б. А. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 220. Статья имеет подзаголовок: "До конца XVIII в.". Но в этой же статье говорится о "памяти культуры", которая строится "не только как склад текстов, но и как определенный механизм порождения" этих текстов. Поэтому культура, благодаря своей "памяти", которая соединяет ее с прошлым, "порождает не только свое будущее, но и свое прошлое" (Там же. С. 245).

В этой связи нельзя не упомянуть и точку зрения О. А. Седаковой, которая очень осторожно подходит к проблеме дихотомического членения русского культурного пространства в модели Лотмана-Успенского."С другой стороны, именно российская реальность обнаруживает огромные зоны моральной неопределенности, немыслимой на Западе", - утверждает исследовательница. - Седакова О. А. "Вечные сны, как образчики крови...". О Юрии Михайловиче Лотмане и структурной школе в контексте культуры 70-х гг. // Лотмановский сборник - 1. М., 1995. С. 264.

По всей вероятности, истина, как это часто бывает, находится где-то посередине, и в каких-то областях культуры можно обнаружить только жесткое дихотомическое членение, тогда как в иных может действовать и трихотомическая модель.