Сначала мы видим ленивого добродушного пса, ведущего сытое существование и беспечно взирающего на окружающий мир. Но вот он оказывается на Севере. Тут иная обстановка, которая резко меняет характер собаки.Бак встречает множество разных людей, по-разному относящихся к нему, переносит много испытаний. В новых условиях у него исчезают лень и добродушие. Север способствует выработке новых качеств:силы, смелости, решительности.В конце повести перед нами уже не прежняя большая сонная собака, а Бак - борец, решительный, активный.
Исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать Лондону одно из лучших произведений в анималистской литературе.
Очень сильно звучат в повести гуманистическое мотивы. Писатель решительно выступает за гуманное отношение к животным. Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи. Ему ненавистны те люди, которые жестоки к ним.На примере Бака он показывает, что побои озлобляют животных, делают их врагами человека. И наоборот, доброта, справедливость в отношении к животным развивают в них лучшие качества: любовь, преданность, чувство долга.
Как и в северных рассказах, в "Зове предков" Север романтически противопоставляется цивилизации. Лондон опять уводит читателей на снежные просторы Арктики, где жизнь грубее, примитивнее, но в тоже время проще и понятнее.Когда Бак попадает на Север, он познает радости упорного труда, борьбы и победы, чего никогда не испытывал на Юге. Новые условия жизни пробуждают в нем древние инстинкты, голос крови,он постепенно забывает о прошлом, только любовь к золотоискателю Торнтону продолжает по-прежнему жить в его сердце..
Спустя три года Лондон создает второе замечательное произведение о животных - "Белый клык"[34] "Белый клык" является продолжением темы, начатой в "Зове предков". Вместо того чтобы, повинуясь голосу первобытных инстинктов, уйти то мира цивилизации, Белый клык покидает дикую глушь, чтобы жить с человеком. Эта книга, пусть она и не поднимается до уровня "Зова предков", - трогательный и красивый рассказ, внушающий то радостное волнение, которое испытываешь, столкнувшись с первоклассным произведением.[35].Действие "Зова предков" начиналось в цивилизованном мире, в "Белом клыке" изображается крайний Север. Первая повесть заканчивалась уходом Бака к волкам. Исходная точка второй - описание волчьей стаи."Это будет товарищ "Зову прелков",- писал автор о своем замыслы.-Начинается с другого конца, эволюция вместо регресса, цивилизация вместо одичания. Ни в коем случае не должен быть продолжением, но скорее новой собачьей повестью, примерно тех же размеров, повестью-товарищем".[36]
По сравнению с "Зовом предков" в "Белом клыке" расширены границы повествования, дано более полное изображение жизни животного мира.
В американской литературе еще не было книг, которые с таким мастерством рассказывали бы о жизни животных. Не говоря о том, что обращение к этой теме требовало специальных знаний, поражает умение автора проникнуть в мир природы, понять психологию животных.
Анализируя повести о животных, нельзя преувеличивать значение биологической философии жизни; она преобладает. когда речь идет о животных, о мире природы.
По иным законам живет человеческое общество. Биологическая философия жизни не применима к нему. Ни в "Зове предков", ни в "Белом клыке" нет примеров, подтверждающих, что Лондон якобы проводит аналогию между миром природы и человеческим обществом. Писатель выступает против отношений, основанных на праве сильного, не только между людьми, но и между животными.Многие ошибки в понимании и трактовке произведений могут происходить из-за того, что читаталь не замечает противоречивостти самого Лондона. С одной стороны, писатель действительно говорит о законе клыка и дубины.Бак, попав к перекупщику собак, сразу испытывает на себе силу дубины. То же самое можно сказать о Белом клыке, когда он оказывается у Серого Бобра.Но в том-то и заключается пафос повестей, что они протестуют против дубины, которая символизирует жестокость, несправедливость, равнодушие. суждение зверства и жестокости по отношению к животным звучит не только в "Зове предков" и "Белом клыке", но и во многих других рассказах. Рассказы и повести Джека Лондона по-настоящему человечны, согреты большой теплотой как по отношению к людям, так и к животным.[37]
"Морской волк"
Роман "Морской волк" (1904) не имеет прямого отношения к северным рассказам, но в нем много общего с ними, с тем настроением, в котором создавались они. "Морской волк" написан в традиции морского приключенческого романа. Действие его разворачивается в рамках морского приключения путешествия, на фоне многочисленных приключений.[38]
Точно гром грянул среди ясного неба, когда в продаже появился "Морской волк". В мгновение ока он сделался самой модной из книжных новинок. Многие читатели были задеты, более того, оскорблены позицией автора. Другие отважно выступили в его защиту.Что до критиков, то часть из них называла роман жестоким, грубым - словом, отвратительным. Но другая - большая - в один голос утверждала, что эта вещь - "проявление редкого и самобытного таланта и поднимает на более высокую ступень качество современной художественной литературы". "Морской волк" ознаменовал собой новую веху в американской литературе - и не только благодаря мощному реалистическому звучанию, обилию фигур и ситуаций, доселе ей не знакомых. Он задает новый тон современному роману, делает его более тонким, сложным, серьезным. Что еще заставило американцев испытать это тревожное ожидание, где еще смертельная опасность выглядела так жутко и вместе привлекательно, как в поединке между Волком Ларсеном и Хэмфри Ван Вейденом, происшедшем на борту "Призрака", - поединке между духовным и материальным началом? Где еще сталкивались читатели с такой зрелой философией, открывавшей перед ними нечто увлекательное, нечто такое, за что стоит драться? Революцию, которые совершили ученые - классики девятнадцатого столетия, Джек вложил в основу драматически развертывающихся событий, популярно и интересно изложил ее идеи, сделав их доступными огромному множеству людей, никогда и не слыхавших о том, что такое эволюция, биология или научный материализм.Незримо шествуют по страницам романа его главные герои - Дарвин, Спенсер, Ницше.Излагая в форме художественного произведения взгляды своих любимых учителей, писатель рисует кипучую битву двух умов…Под конец Джек вводит в роман новый персонаж - женщину и этим сильно портит вещь, которая тем не менее остается почти безупречным образцом мастерства писателя-романиста[39]. Он внес в книгу образ мисс Киттредж(своей новой возлюбленной), и там, где пишет о ней - истерически-приподнятый стиль, который перенял, отвечая на ее письма. Там, где речь идет о Мод Брустер и ее любви к Ван Вейдену, "Морской волк" неизменно представляет собой образец жеманного стиля, типичного для литературыХ1Х века; в остальном это предвестник лучшего, что свойственно литературе ХХ века.
Лондон обращается в романе к одной главной теме - теме ницшеанства, игравшей значительную роль в его творчестве.К проблеме "сверхчеловека" Лондон обращался уже в северных рассказах и "Дочери снегов". Но в том-то и заключается большое значение романа "Морской волк", что он, являясь важной вехой на его творческом пути, свидетельствует об идейной эволюции писателя.[40]
В этом романе Лондон ставит перед собой задачу- осудить культ силы и преклонения перед ней, показать в настоящем свете людей, стоящих на позициях Ницше..
В образе Вульфа Ларсена писатель показал отвратительнейшие черты ницшеанского сверхчеловека, его звериную жестокость, аморальность и безудержный эгоизм.[41]
С самых первых страниц романа читатель вместе с Хэмфри Ван Вейденом попадает в особый мир, существующий на "Призраке" и живущий по законам, установленным капитаном Ларсеном. Мрачное озабоченное выражение на лицах матросов, жестокая расправа Ларсена с Личем, похороны помощника капитана на фоне начинающегося шторма - все это кажется герою непостижимым кошмаром.
Уже начало романа вводит нас в атмосферу жестокости и страданий. Оно создает настроение напряженного ожидания , подготавливает к наступлению трагических событий. Драматизм действия все время нарастает.
Завязывая узел противоречий и сталкивая между собой разных людей, писатель на примере их судеб ставит и разрешает интересующие его вопросы. Самый важный из них - это проблема индивидуализма, проблема "сверхчеловека", ка говорилось выше. Она связана с главным героем романа - Вульфом Ларсеном.
Ларсен - один из самых сложных образов у Лондона. "Это был человек атлетического сложения, с широкими плечами и грудью, но я не назвал бы его тяжеловесным. В нем была какая -то жилистая, упругая сила, обычно свойственная нервным и худощавым людям, и она придавала этому огромному человеку некоторое сходство с большой гориллой. Я вовсе не хочу сказать, что он походил на гориллу. Я говорю только. что заключенная в нем сила, независимо от его внешности, вызывая в вас такие ассоциации.Подобного рода сила обычно связывается в нашем представлении с первобытными существами, с дикими зверями, с нашими предполагаемыми предками, жившими на деревьях"[42]