Смекни!
smekni.com

Американская культура в последней трети XIX -начале ХХ века: Творчество Джека Лондона (стр. 7 из 8)

В "Мартине Идене" отражены важнейшие стороны современной Лондону общественной жизни Америки."Мартин Иден" - это прежде всего роман о судьбе художника в обществе, о судьбе человеческой личности, стремящейся вырваться из узкого мира собственнических интересов.

Мартин вышел из народа.Подобно самому Лондону, он идеализировал высшее общество, где, как ему казалось, обитало бескорыстие духа, чистая и благородная мысль, шла напряженная умственная жизнь.Ценою огромных лишений, преодолевая на своем пути бесчисленные препятствия, он достигает, наконец, славы и богатства, становится знаменитым писателем.Перед ним открываются двери "высшего света". Но при ближайшем знакомстве с этим обществом Мартин убеждается, что все, к чему он стремился и что привлекало его, было фальшью, обманчивой видимостью.

Жизненный путь Мартина Идена раскрывается Лондоном как цепь горьких разочарований, приведших его к самоубийству. В столкновении Мартина со средой писатель с неоповержимой убедительностью показал свю необоснованность надежд, которыми может прельстить капиталистическое общество человека из народа.

В то время, когда Мартин был еще простым матросом, ему казалось, что подлинную культуру можно найти только в высшем обществе.Его поразили внешний лоск и утонченность семейства банкира Морза, куда он случайно попал.Но более всего он был восхищен дочерью Морза - Руфью, в которой он видел воплощение чистоты и одухотворенности. Однако вскоре он убедился в том, что за внешней благообразностью этих людей скрывается эгоизм, гнусное торгашество, нравственная пустота

Мартин был подлиннвм художником-реалистом, видевшим ценность искусства прежде всего в его правдивости, он хотел "воспеть смельчаков, устремляющихся навстречу опасности, юношей, одержимых любовью, гигантов, борющихся среди ужасов и страданий, заставляющих жизнь трещать под их могучим напором"[61]Обладая пылким воображением, Мартин все же более всего любил правду, какой бы грубой и непривлекательной она ни казалась."Я могу описывать жизнь только такой, какой ее вижу", - говорил он.Между тем в многочисленных рассказах, заполнявших книжный рынок, рассказах, которые должны были служить Мартину образцом для подражания и привести его к успеху, он обнаружил боязнь правды, стремление приукрасить жизнь.Мартин по своей натуре не мог стать заурядным писателем и продавать свой талант ради денег.

Добившись успеха ценою огромных усилий, тяжких лишений и разрыва со своим классом, Мартин ощутил страшное одиночество, почувствовал всю тщетность принесенных им жертв.Для него становотся ясным, что искусство в буржуазном обществе должно потрафлять пошлым, обывательским вкусам и что оно является в сущности, как всякий товар, предметом купли и продажи; успех же любого произведения искусства определяется не истинной ценностью его, а громким именем автора.

Лондон правдиво изобразил крушение всех иллюзий Мартина, пытавшегося в одиночку отстоять свое личное счастье во враждебном ему мире.[62]

Последним звеном, связывавшим Мартина с обществом, была его любовь к Руфи.Это благородное чувство пробудило в нем творческие силы; ради любви он трудился с огромным напряжением и все подчинил своему чувству. Но тем страшнее было его разочарование, когда он понял, что Руфь совсем не то идеальное существо, которое создало его воображение.[63]

Руфь занимает очень большое место в романе, ее образ раскрывается полно и глубоко .Для Руфи , как и для всей семьи Морзов, Иден сначала только "интересный дикарь". В нем она видит нечто экзотическое, дикое, сильное. Ей нравятся его сила, здоровье, энергия, но отталкивают мозолистые руки, пугает грубость его. Не веря вначале в возможность полюбить Идена, Руфь постепенно влюбляется в него.

Несмотря на университетское образование, на звание бакалавра искусств, Руфь интеллектуально ниже Идена, ограниченнее его. "…сама она была чужда всякой оригинальности мысли, всякого творческого порыва, и могла лишь повторять то, что заучила с чужих слов"[64]

Руфь не в состоянии понять и оценить талантливость и самобытность Мартина Идена.Она воспитывалась на специфической литературе условностей и приличий, до встречи с Иденом жила в условном мире, котором события обыденной жизни преображались в "нечто нереальное и прекрасное".Руфь становится олицетворением узости и пошлости.

Мартин Иден - новый герой у Джека Лондона.У него есть черты, которые сближают его с героями северных рассказов: большая физическая сила, упорство в достижении цели, энергия.Есть у него общее с Эрнестом Эвергардом: происхождение из народных низов, ограмная тяга к знаниям. Но Мартин Иден обладает тем, чего нет у предшествующих героев. Он художественная натура, человек, способный творить красоту.

История Мартина Идена - это социальная трагедия художника, трагедия, порождаемая условиями общества.Человек из народа, необыкновенно талантливый, наделенный высокими моральными достоинствами, оказывается сломленным, растоптанным другой средой. Но говоря об этом, нельзя не заметить ту новую ноту, которая зазвучала в романе. Если герои предшествующих произведений , особенно северных рассказов, - бойцы до конца, то Мартин Иден надламывается морально, духовно.Он в прямом и переносном смысле побежденный человек, отказывающийся от продолжения борьбы.В этом проявилось новое в творчестве Лондона - нарастание пессимистического настроения, которое будет со временем усиливаться все больше.

В "Мартине Идене" полнее, чем в каком-либо другом произведении Лондона, раскрывается его творческая лаборатория, его отношение к литературным направлениям, к традициям, к языку.Лондон говорит о неоходимости упорного труда, о важности учения у других писателей.Устами Идена он высказывает мысль о преобладающей роли содержания над формой.[65]

В "Мартине Идене" затрагиваются многие важные стороны американской жизни конца Х1Х - начала ХХ века.Среди них внимание Лондона привлекает преподавание в университетах.Вредное влияние университетского образования на молодежь хорошо видно на примере Руфи. Руфь, получившая схоластическое образование. отрицательно относится к писателям-реалистам.Ее шокоруют отдельные выражения у Суинберна. Она выступает против изображения всего "неприличного", "вульгарного".По мнению Идена, американские университеты не способствуют познанию жизни, а , наоборот, отдаляют от нее, внушают ложные о ней представления.

Среди других проблем, обсуждаемых в "Идене", не последнее место занимает тема труда.Много поработавший в жизни Лондон не раз повторяет, чтотяжелая работа обесчеловечивает человека, превращает его в животное.

Публикация "Мартина Идена" явилась важнейшим событием в истории американской реалистической литературы.Недружелюбно настроенные критики либо ругали его, либо отзывались пренебрежительно.Джек жаловался, что критики не поняли его, что рецензенты обвиняют его в том, что он отошел от социализма и выставляет в соблазнительном свете индивидуализм, в то время как на самом деле его книга разоблачает ницшеанскую философию сверхчеловека… Если бы он знал, что "Мартину Идену" суждено вдохновить целое поколение американских писателей, что через тридцать лет эта книга будет признана величайшим американским романом, - он не был бы так огорчен этой более чем холодной встречей.[66]

Последний этап

После 1909 года в творчестве Лондона наблюдается явное снижение реализма и остроты критики.С 1910 года Лондон заметно отходит от рабочего движения, пытаясь замкнуться в рамки мирной идиллической жизни на лоне природы. С этой целью он занялся хозяйством на своей ферме в Глен-Эллен, завел лошадей, стал разводить племенной скот, начал постройку большого дома - "Дома Волка". Но неудачи одна за другой преследовали его."Дом Волка", стоивший около ста тысяч долларов, сгорел сразу же, после того как был построен. Не увенчались успехом попытки писателя сделать свое хозяйство доходным. Возводя постройки на ферме, затрачивая значительные суммы на всякого рода усовершенствования, он терпел одни убытки. Трудно складывалась и личная жизнь.[67]

В книгах Лондона в этот период начинает звучать мотив возврата к земле, ухода из городов на лоно природы.Эти идеи легли в основу двух его крупнейших произведений последних ле - "Время не ждет" (1910) и "Лунная долина"(1913).

"Время не ждет" стоит в одном ряду с такими значительными представителями американского романа, как "Зов предков", "Морской волк", "Железная пята", "Мартин Иден".Первая треть романа, рассказывающая об истории Аляски до того, как в Клондайке открыли золото, о том, как Время-не-ждет мчался за почтой из Серкл Сити в Дайю -самые пленительные страницы, написанные о морозном Севере.Описание красот Глен-Элен - последняя треть романа - открывает нам, как преданно автор любит природу и как она открывает ему свою прелесть , свое тонкое очарование .Но подлинное достижение Лондона состоит в том, с каким искусством он вплетает свои социалистические воззрения в среднюу часть романа, написанного якобы как вещь фабульная, приключенческая.Философия становится неотьемлемой частью действия , захватывает читателя;сам того не подозревая, он впитывает ее в себя как нечто естественное и необходимое по ходу повествования[68]

Значительную часть романа "Лунная долина" составляет превосходное описание жизни рабочего юноши Билли Робертса.Создавая картины из рабочего быта и рисуя настоящие классовые бои, Лондон проявил великолепное знание материала и еще раз блестнул своим уверенным , полнокровным мастерством. Многие страницы этого романа дышат неподдельной искренностью и проникновенностью.[69]