Смекни!
smekni.com

Специфика "сюжета" в ранних стихотворениях А. Ахматовой (стр. 2 из 2)

Из памяти, как груз отныне лишний,

Исчезли тени песен и страстей.

Ей - опустевшей - приказал Всевышний

Стать страшной книгой грозовых вестей.

(1; 269).

Лирическая героиня готова пожертвовать собой, освободить память, чтобы впустить туда страшную историю. Художнику суждено удерживать в памяти культуры прошлое, настоящее и будущее, чтобы не дать жизни прерваться. Время, отделяющее "тогда" (1, 2 строфы) от момента, находящегося ближе к настоящему (3 строфа), вместило в себя тот отрезок духовного пути героини, на котором произошло восхождение к трагедии, осознание поэтом своего долга и Судьбы.

Предоставляя возможность свободного творения нового смыслового мира, А. Ахматова увеличивает эмоциональный потенциал своей поэзии. Читатель достраивает "сюжет" ранних стихотворений, а начиная с 1920-х годов, додумывает уже политические недоговоренности, привлекая для этой цели знание запрещенных текстов и судеб ахматовского поколения. Страдание в ранних стихах протяженно, оно имеет несколько стадий развития (впоследствии "типология" человеческого страдания будет представлена А. Ахматовой в стихотворении "Магдалина билась и рыдала…", 1938). Художник часто дает понять: это уже было - с Офелией, Христом, Кассандрой…; об этом уже писали - в Библии, Шекспир, Пушкин… Жизненный и культурный опыт читателя способствует более глубокой реконструкции эмоционально-смыслового содержания стихотворений А. Ахматовой.

Список литературы

1. См. об этом: Иванов Вяч. Встречи с Ахматовой // Знамя. 1989. № 6. С. 201.

2. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 120.

3. Гиппиус Вас. Анна Ахматова // Литературная учеба. 1989. № 3. С. 132; Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова: Опыт анализа // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии: Сб. статей. Л., 1986. С. 433; Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 174.

4. Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. Amsterdam, 1974. № 7/8. Р. 54.

5. Чуковский К.И. Ахматова и Маяковский // Вопросы литературы. 1988. № 1.С. 184.

6. Цит. по: А.А. Ахматова: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. Св. Коваленко. СПб.: РХГИ, 2001. С. 62 - 71.

7. Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1998 - 2002. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

8. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски) // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976. С. 436.

9. А.П. Платонов, например, размышляя над ахматовским стихотворением "Сжала руки под темной вуалью…", отмечал: "Вопль любящей женщины заглушается полным бесчеловечием любимого; убивая, он заботится о ее здоровье: "не стой на ветру". Это образец того, как интимное человеческое, обычное в сущности, превращается в факт трагической поэзии" (Платонов А.П. Анна Ахматова // Платонов А.П. Размышления читателя. М., 1970. С. 92 - 93).