Смекни!
smekni.com

Тютчев: Лирик - мыслитель - художник

Долгое время в истории литературы господствующим было представление о Тютчеве как о создателе отрешенных от действительности произведений "чистого искусства". Именно такое представление десятилетиями прививалось школьным и университетским преподаванием и стало обычным для широких кругов читателей. Исследования последних лет дали основания утверждать, что творчество Тютчева - одно из сложнейших явлений русской литературы, и эта сложность не позволяет зачислить поэта, всю жизнь чуждавшегося литературных группировок, в ряды какой - либо одной из них. В связи с этим, в беседе о Тютчеве должно найти отражение все многообразие его поэтического наследия.

В начале разговора со слушателями следует отметить, что знакомство с поэтом для большинства из нас начинается в детстве, со стихов о природе. А потом, через годы, все более и более углубляется наше представление о содержательно - многозначном смысле тютчевских творений, о разнообразии, красоте и богатстве созданных им поэтических образов.

Как певец природы, Тютчев был первым и в своем роде единственным русским поэтом, в творчестве которого ее образы заняли исключительное место. По словам К.Д. Бальмонта, он, подобно Вордсворту и Шелли в Англии, "проник в душу природы". Для него она - живое, одухотворенное существо. Но, наделяя природу общечеловеческими свойствами, поэт часто пользовался ее образами для раскрытия своих дум о человеке и его внутреннего мира, сложного как мироздание. Иллюстрировать рассказ о Тютчеве - певце природы предлагаем следующими стихотворениями: "Чародейкою зимою...", "Еще земли печален вид...", "Смотри, как роща зеленеет...", "Есть в осени первоначальной...", "Как весел грохот летних бурь...", "Обвеян вещею дремотой...", "Есть в светлости осенних вечеров..." и др.

Наряду с лирикой природы видное место в творчестве поэта занимают стихи о любви. С именем Тютчева связывают множество художественных открытий в изображении любовных переживаний, в области психологии чувств, ведь почти вся его любовная лирика в основе своей автобиографична.

Юношеские строки его стихотворений 1823 - 1825 годов "Друг, откройся предо мною...", "Твой милый взор, невинной страсти полный..." обращены к первой сердечной привязанности - Амалии Крюденер. Спустя 13 лет после встречи с Амалией, Тютчевым было написано стихотворение "Я помню время золотое...", воссоздающее атмосферу прежней влюбленности. И уже на склоне лет, в 1870 году, невзначай увидев графиню Амалию в курортном Карлсбаде, Тютчев создал знаменитые строки:

Я встретил Вас - и все былое

В отжившем сердце ожило...

Ряд стихотворений посвящены женам поэта. К Элеоноре обращено стихотворение "Еще томлюсь тоской желаний...", чувством к Эрнестине вызваны строки еще одного тютчевского шедевра - "Люблю глаза твои, мой друг...".

Однако, большая часть стихотворений любовной тематики связана с именем Е. А. Денисьевой. Взятые вместе, они представляют как бы лирическую повесть о любви поэта к молодой девушке, выпускнице Смольного института, готовившейся стать фрейлиной. Стихотворения названы "денисьевским циклом" ("Предопределение", "Я очи знал...", "Не говори: меня он, как и прежде любит...", "О, не тревожь меня укорой справедливой!...", "О, как убийственно мы любим...", "Не раз ты слышала признанье...", "Последняя любовь" и некоторые другие), и по глубине психологического раскрытия любовной темы не имеют себе равных. Характер переживаний лирических персонажий в этом цикле существенно меняется по сравнению с ранней лирикой поэта. Если прежде любовь рисовалась им как светлое и гармоничное чувство, то в "денисьевском цикле" она изображается как "роковая" страсть, приносящая с собой душевные муки и даже гибель. Дополнением к рассказу о стихотворениях любовной тематики станет музыкальное сопровождение - романсы на стихи Тютчева ("Последняя любовь", "Все отнял у меня...", "Я встретил вас...").

Дальнейший разговор о поэтическом наследии Тютчева можно продолжать своего рода экспериментом. Обратитесь к слушателям, читая им следующие строки:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Неистощимые, неисчислимые, -

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Или:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Попросите назвать имя автора. Это будет, как правило, Некрасов, Кольцов, Никитин, Есенин и даже Рубцов. Вряд ли кто назовет Тютчева. И все потому, что долгое время для широкого круга читателей он оставался певцом природы и любви, но народность его поэзии ставилась под сомнение. А ведь философ Владимир Соловьев писал: "Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры" - "В Россию можно только верить...". Вера в Россию как страну, противостоящую всеобщему европейскому разладу, несущую начала человеческого единения и истинной религии, всегда воодушевляла его. Такие строки, как

Велико, знать, о Русь, твое значенье!

Мужайся, стой, крепись и одолей!

могли быть рождены только народным поэтом, т.е. поэтом своего народа, всем своим существом понимающим и знающим духовность великого людского мужества, говорящего на том языке, на котором он пишет. Народным поэтом мы можем назвать автора цитированных строк и потому, что душу своего народа он понимал в ее тысячелетнем развитии, предчувствовал ее грядущее; его слова действительно обращены к нам, к людям, живущим при великих потрясениях России:

О, в этом испытанье строгом,

В последней, роковой борьбе,

Не измени же ты себе

И оправдайся перед Богом...

Завершить беседу можно оценками, данными творчеству Тютчева Тургеневым, Некрасовым, Фетом, Майковым, Достоевским, Толстым и другими писателями и поэтами его круга (см. раздел "Слово о Тютчеве"). Из их воспоминаний получилась бы объемистая и занимательнейшая книга, каждая страница которой, при всей сложности и неоднозначности чувств и оценок, запечатленных на ней, перекликалась бы со всеми другими главным своим мотивом: восторгом, восхищением, изумлением, преклонением перед невероятной, головокружительной личностью гения и перед неповторимой вселенной его стиха.