Смекни!
smekni.com

Народно-православный "большевизм" как основа социальной утопии в поэзии и мировоззрении Сергея Есенина (стр. 2 из 2)

Бунинские попреки "скифской" музой и обвинения Есенина в "комсомольском " забвении культурных и нравственных заветов предков в чем-то имели смысл. Старательное - сознательное у В. Маяковского и В. Брюсова, неосознанное и трагическое у А. Блока - "скифство" и даже раболепство некоторой части поэтической братии перед новым режимом и будто бы "делом Революции" Есенин так же доводил до провокационной игры в крестьянский простодушный "большевизм": "Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь" ( "Издатель славный! В этой книге...", 1924 ). Как и в пушкинском знаменитом "Россию поднял на дыбы", тут присутствует дьявольская игра слов: "на дыбы" - "на дыбу". И Пушкин, славя Петра Великого за его грандиозные реформы, не принимал и не прощал "пытошного" привкуса той эпохи; и Есенин, на какое-то время увидев в большевистском захвате власти начало грандиозной перестройки России-Руси и мира, никогда не прощал "темничного" чекистского духа совершаемых деяний. Он помнил, будучи по профессии сельским учителем русской словесности, что родной язык различает "деяния" и "содеянное"...

Есенин осмеливался оплакивать Русь Уходящую, этого ему не простили комиссары замарашкины и чекистовы ( герои драматической поэмы "Страна негодяев", текст которой фальсифицирован во всех советских изданиях ) и "случайными обстоятельствами выдвинутые на арену литературы революционные фельдфебели" ( из цитировавшейся уже статьи "Россияне" ). Но Есенин еще пытался понять и принять Русь Железную, "Железный Миргород". Этого не простил себе он сам. Заблуждения поэта были искренними, но трагичнейшими по последствиям. Забубенная жизнь посреди полууголовной московской нэпманской богемы, пьяные кутежи, больничная койка, неотвязное отребье псевдодрузей, откровенная вражда и сверху предписанный бойкот со стороны редакций и издательств - все это было расплатой за чудовищную ошибку.

Есенинская утопия строилась по меркам извечных народных представлений о некоем вселенском вертограде, "где люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай"[3, т.5, с.43]. Эта его утопическая фантазия из работы "Ключи Марии" иронична, сказочная картина счастья приправлена авторским горьким скепсисом - прямолинейное восприятие созданного образа исключено! А далее в тексте появляются "избы новые, кипарисовым тесом крытые" ( как реминисценция из Клюева : "изба - святилище земли, с запечной тайною и раем"? А может сходная фразеология? Тем более, что разрыва между ними еще нет...). Эта строчка уж явно отдает какой-то пугачевской издевкой, "разинщиной". Следует уточнить, что кипарис - библейское священное дерево - в обрядовой православной практике богослужения функционально узко локализовано, и использование его оговорено: доска под иконопись, дорожные иконки, нательные ладанки, ларец под церковные благовония - пожалуй, все. Кровельный тёс из кипариса - это уж кощунственная претензия "бунташного" народного сознания, когда материальные пределы возможного счастья напрочь заслоняют проблему нравственных пределов такой утопии ( в пушкинской "Капитанской дочке" самозванец Пугачев сидит со своими "господами-енералами" в "царской" избе, обклеенной золоченой бумагой; но в гражданскую новоявленные самозванцы и просто всяческие "батьки" ели-пили и спали-прохлаждались на церковной утвари, музейном добре; коллекция фарфора в Таврическом дворце была загажена делегатами II съезда Советов, о чем сообщают М. Горький и Ю. Анненков ). Есенинский текст подтверждает читательскую догадку: " дряхлое время" сзывает весь свет к "мировому столу" и обносит "все племена и народ, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой" - тут впору не былинную поэтику вспоминать, а героев некрасовской поэмы в финальной главе "Пир на весь мир". Крестьянская утопия у сострадающего народу Некрасова оканчивается безудержной сельской "ярмонкой" с драками и беспробудным пьяным забвением проблем бытия и быта. Мечтательное будущее и у Есенина, знавшему цену народным вожделениям, оказывается банальной сельской пьянкой невесть за чей счет!

Народно-православный "большевизм" в крестьянских настроениях 1910 - 1920-х гг. Есенин мог признать "своим" только из сыновьего уважения к русскому народу, собственные отношения с советской властью он пытался выстраивать на этой идеологической - вполне утопической - основе. Но он не сумел предвидеть трагических последствий этой ошибки: революция 1917 года и вековечная мужицкая мечта о "земле и воле " оказались чуждыми друг другу. Совнаркомовское, "комиссарское" правление означало смерть русской деревенской общины, разрушение векового уклада предков, бесстыдное попрание православной веры дедов и отцов. Местная, уездная власть оказывалась при ближайшем рассмотрении директивным правлением большевистской партией поставленных "управленцев", а не доверенных людей сходки-мира ( вспомним лозунги большинства восстаний на "расказаченном" Дону и в крестьянских губерниях центральной России и Сибири - "За Советы, но без коммунистов!"). Идеалом народной власти оставался "вселенский" крестьянский сход. Но народная утопия пронизана "своеволием". Есенинская же утопия требовала различения "воли" от "своеволия". Драматизм положения поэта усугублялся трагическим расхождением принципов "гения" с "землей народа" ( по выражению А. Белого, "в гениях обнажена и освещена душа народа, земля народа" ). Книжная культура образовала лубочного рязанского паренька, возвысила его над обыденным и простонародным ( книжной культуры не хватило Кольцову, с которым сравнивали Есенина ), но при этом она оторвала его от "почвы", превратив в заблудшего сына и поэтического "хулигана"; заграница испугала его западным прагматизмом, "машинностью", но она же заставила Есенина понять "азиатские" изъяны русской революции. Народная утопия в своем "большевизме" социальных претензий к образованным правящим классам и нигилизме восприятия их культурного наследия в чем-то совпадала с чудовищным политическим цинизмом одолевших русский народ большевиков. Сергею Есенину хотелось, чтобы христианский православный уклон такой утопии был бы духовным ограничением материальной мечты о счастье народа. Этого не случилось.

Список литературы

[1] Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М., 1955. Т.9. С.533.

[2] Горький А.М. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1955. Т.29. С.458-459.

[3] Есенин С. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1961. Т.5. С.47.

[4] Клюев Н. Избранное: Стихи и поэмы. М., 1981. С.157.

[5] Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1969. Т.1. С.118.

[6] Литературная газета. 1990. N. 45. 7 ноября. С.22-23.

[7] Наш современник. 1990. N. 10. С.170.

[8] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. М., 1964. Т.6. С.556.

[9] Федотов Г.П. Россия и свобода // Знамя. 1989. N. 12. С. 204.