Смекни!
smekni.com

Сокровенный LЁD (стр. 2 из 3)

"И впервые в жизни я не увидела человеческих лиц. Это были морды мясных машин...

С этого дня я стала видеть сердцем.

С мира спала плёнка, натянутая мясными машинами. Я перестала видеть только поверхность вещей. Я стала видеть их суть...

Сердцем я могла видеть человека или вещь изнутри, знать их историю.

Открытие это было равносильно пробуждению моего сердца под ударами молота.

Но после тех ударов моё сердце просто ожило и стало чувствовать, то теперь оно умело ЗНАТЬ". (246)

В этом отрывке с повторением ключевого слова знать (отсюда и название учения - гностицизм) Сорокин опять следует за Валентином, упрощая несколько его построения. По Валентину существуют три рода людей. В "плотских" людях, гиликах или соматиках, реализовано исключительно материальное начало, они изначально предрасположены к злу и гибели. "Душевные " люди, психики, способны равным образом ко злу и добру и по собственной воле выбирают путь спасения или гибели. Наконец "духовные" люди, пневматики, изначально предназначены для воссоединения с полнотой абсолютного бытия. Этот тип людей не нуждается даже в вере, так как они обладают совершенным знанием, данным им свыше. Схема слишком сложная для романа и, пожалуй, для его автора. Сорокин исключает для человека возможность "промежуточного" состояния между светоносным братством и мясными машинами.

Здесь, пожалуй, самое слабое место всех сорокинских построений. Можно допустить, что четырнадцатилетняя Варвара Федотовна Самсикова в своём Колюбакине не подозревала о существовании Заратустры, Будды, Магомета и множества других персонажей истории человечества, назвать которых мясными машинами не повернётся язык и у Сорокина, но об Иисусе Христе она что-нибудь да слышала. А ведь по утверждению первого из просветлённых, Бро, до 1927 года никто на Земле не обладал знанием (211), никто из людей не мог отличаться от мясной машины. Да, в каком-то смысле все живые существа, в том числе и люди - машины. Но всё-таки не только машины, человек ведь создан "по образу и подобию" Божиему. Автор романа это знает не хуже любого другого, но в рамках выбранной концепции, не может внятно объяснить, например, потребность мясных машин писать и читать иначе, как молчаливым безумием (275). Безумие же для машины в принципе невозможно. Безумно может быть только существо, обладающее или хотя бы некогда обладавшее разумом, то есть не машина.

Можно было бы попытаться представить героев романа свихнувшимися последователями некоей человеконенавистнической секты вроде хотя бы Аум Синреке или Алькаиды, чтобы уж не тревожить недобрую память о известных массовых организациях Германии и России середины прошлого века. Но тогда нет рационального объяснения природы знания сестры Храм, которой было достаточно подойти к двери квартиры, чтобы знать, кто дома и чем занимается (255) и которая могла видеть человека или вещь изнутри, знать их историю (246). Сорокин отказывает всем своим героям - и избранным, и остальному человечеству в обретённом ещё нашими прародителями в раю знании Добра и Зла. Он отказывает всем своим героям и в свободе воли при выборе между Добром и Злом. Поэтому все его герои, будь то избранные или обычные люди, не просто жестоки, но жестоки абсолютно, по-манихейски.

Соблюдение обычных норм морали по отношению к иноверцам не только не было обязательным, но и полагалось манихеями иногда вредным. По свидетельствам, не всегда, разумеется, беспристрастным, манихеи разрезали на куски попавших к ним в плен священников. Так и "просветлённые" герои Сорокина, не испытывая малейших угрызений совести, убивают и грабят. "Мы были безжалостны к живым мертвецам" (255). Для обретения одного нового брата без тени сомнения или сожаления они забивают насмерть ледяным молотом сотню обычных людей. (Впрочем, с арифметикой у Сорокина не всё в порядке, как и с астрономией. Простой подсчёт показывает, что, по его мнению, на Земле живёт всего 2 300 000 блондинов с голубыми глазами. Наверное, в одной Швеции их больше.) Такая же брутальная жестокость присуща в романе и соматикам - бандитам, проституткам, случайным водителям, банкирам - всем.

"Секс - это болезнь. И ей болеет всё человечество." (26)

"И эта болезнь называется земной любовью. Для нас же это величайшее зло. Потому что у нас, избранных, совсем другая любовь. Она огромна, как небо. И прекрасна, как Свет изначальный. Она основана не на внешней симпатии. Она глубока и сильна". (206 - 207)

Избранник - четвертый по старшинству ранг в манихейской общине, после Учителя - главы церкви, епископов и пресвитеров. Собственно и все старшие ранги могут быть присвоены только избранникам, аналогично тому, как патриархи, митрополиты и епископы у христиан могут быть только монахами 7 . На избранников налагались строгие ограничения - "три печати". Печать уст - запрещение есть животную пищу, даже молочную, пить вино, а также запрет богохульства и брани. Даже растительную пищу избранник не мог добывать и готовить своими руками. Печать руки - запрет убийства и вообще причинения страданий Свету, связанному в материальном мире. Печать лона - строгое половое воздержание. Избранниками могли быть как мужчины, так и женщины. Избранникам и избранницам была запрещена не только половая близость, но не позволялось любое прикосновение друг к другу. Описывая обычаи и образ жизни своих пневматиков Сорокин следует за манихеями, но всё-таки упрощает строгие манихейские правила. Для достижения экстатического сердечного общения его героям необходимы тесные объятия, абсолютно невозможные для манихейских избранников, как, впрочем, и поцелуи чьих бы то ни было рук, вне зависимости от наличия или отсутствия на них веснушек (280). Кроме фруктов и овощей, избранные в романе могут позволить себе мороженое, которое будь оно возможно на среднем Востоке в первые века нашей эры, было бы абсолютно противопоказано манихейским избранникам. Наконец, все новообращённые братья и сестры принимают ванны, что можно рассматривать как аллюзию на установленное Иоанном Предтечей таинство водного крещения. Манихейским же избранникам возбранялось мыться, чтобы не осквернить частицы Света, содержащиеся в воде.

Отрицание и запрещение плотской любви у манихеев логично мотивировано тем, что в результате деторождения и увеличения численности человечества усиливается раздробление Света, и требуются бо'льшие усилия для отделения его от Материи. По Сорокину светоносные души не дробятся и не исчезают после смерти "разбуженных", они просто вселяются в новых людей и ждут нового "пробуждения". Поэтому логичнее было бы допустить для избранных совершенную распущенность, как это допускали для пневматиков некоторые из гностиков, а за ними и европейские манихеи, считавшие, что раз уж плоть безусловно отделена от духа, то она не может ни как бы то ни было повлиять на него, ни тем более повредить ему 8 . В таком ключе выдержан, пожалуй, только эпизод с новобращённым Лапиным, он же Урал (135 - 142). Что же до "спермы юных мясных машин" (280), то даже представить невозможно отвращение, гнев и ужас манихейских избранников, доведись им услышать о таком косметическом средстве, вполне рядовом для того, что выходит из-под пера Сорокина.

Для образа жизни сорокинских избранных есть многочисленные исторические параллели. Кроме упомянутых манихеев тут и первые последователи Гуатамы, известного более под именем Будда, что буквально означает Просветлённый (!), и ессеи, и элхасаиты и пифагорейцы, о которых сохранились следующие стихи:

Пьют воду, а едят сырые овощи:

Плащи их вшивы, тело их немытое, -

Никто другой не снёс бы этой участи! 9

"Правило нашей семьи: не есть живое, не варить и не жарить пищу, не резать её и не колоть." (204)

Я привыкла есть только фрукты и овощи. Хлеб я не ела с сорок третьего года.

Хлеб - это издевательство над зерном.

Что может быть хуже хлеба? Только мясо". (271)

В этих отрывках и отсылка к Иоанну Предтече, не евшему хлеба 10 , и насмешка над установленным самим Спасителем таинством Евхаристии, присвоившем хлебу сакральное значение, и вызов русской традиции, утверждающей - "Хлеб - всему голова."

Сорокин - последовательный еретик в непримиримом духе еретиков раннего средневековья. Вот и упомянутые семь планет попали в роман из какого-то средневекового источника. До Коперника планетами (буквально блуждающими) называли семь небесных тел: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Сатурн и Юпитер. Земля, покоящаяся, как тогда полагали, в центре мира отнюдь не считалась планетой. Сорокин заблуждается, вкладывая в уста Бро утверждение, что Земля одна из семи планет. Такое утверждение могло быть справедливо только в течение чуть более полувека между 1781 и 1846 г.г. (годы открытия Урана и Нептуна). К моменту действия романа прошло более десяти лет, как была открыта и девятая планета - Плутон. Правда, теперь, после открытия "десятой" планеты, столь же небольшой, как и девятая, некоторые астрономы готовы лишить Плутон статуса планеты. Кстати, предполагаемое название этой новой планеты в русской транскрипции абсолютно непечатно и совершенно в духе нашего автора.

"Какое счастье, что МЫ другие". (283)

В этом простодушном манифесте антиномизма основной смысл и содержание романа. Противное истинному смыслу и нравственному закону настроение или поведение нельзя оправдать ни личными особенностями, возвышающими избранных над остальным человечеством, ни высокими целями, которых, кажется, можно достичь таким поведением. История, увы, переполнена примерами индивидуального и социального антиномизма. От Калигулы до Сталина, от иезуитов до большевиков - имя им легион. Не случайно главные герои романа либо эсэсовцы, либо гебисты - сотрудники тайных организаций, законом поставленные выше всех остальных людей и обладающие беспредельной властью над попадающими в их руки. Тут вкус и чувство материала Сорокину не изменили. Трудно представить его избранных в иной общественной роли, разве что бандитами. Впрочем, и бандитов в романе предостаточно.