A.Б. Левин
Манихейские и гностические мотивы в романе В. Сорокина "Лед"
Пока мы здесь на глубине безвестной, Скажи, чтоб я в сомненьях не блуждал:Где лед?.. |
Данте Алигьере, "Ад" |
Почти сто лет тому назад во втором издании самой знаменитой русской энциклопедии, в томе, вышедшем незадолго до прекращения её выпуска, было написано: "Манихейство доселе недостаточно изучено и оценено. Оно пленяло умы и сердца людей в гораздо большей степени, чем это позволяет думать поверхностное знакомство с его экзотической мифологемой, и оставило осадок в религиозном мышлении христианского человечества более значительный, чем обыкновенно допускают." 1
Странным образом это замечание не утратило злободневности и поныне. Мне уже приходилось недавно писать о манихейских мотивах у Булгакова 2 , и вот новый, довольно неожиданный повод. В романе Владимира Сорокина "Лёд" 3 мы находим убедительные подтверждения так давно выраженной мысли.
Неогностик Сорокин повествует в своем романе о превращении обычных людей в некие светоносные сущности. Читателю сообщается, что только двадцать три тысячи таких сущностей рассеяны (это слово следует запомнить) среди миллиардов людей. Когда все двадцать три тысячи будут обращены и, взявшись за руки, образуют сакральный круг, они смогут вернуться в предвечный Свет, в котором они пребывали до создания материального мира. Сам же материальный мир при этом прекратит существование навсегда.
Всё это выглядит, как предельно упрощенное, но верное изложение гностицизма.
Гностицизм - термин, введённый кембриджским профессором богословия и философии Генри Мором (1614 - 1687), для общего обозначения философско-религиозных школ и ересей первых веков христианства, объединённых попытками создать такое учение, в котором сочетались бы иудаизм, христианство и греческая философия.
Гностики полагали, что современная человечеству Вселенная, есть результат смешения элементов мира идеального, духовного, часто отождествляемого со Светом, и мира Материи, враждебной Свету, Тьмой. Цель мирового процесса - спасение, понимаемое как разделение духовных и материальных элементов, восхождение духовных к божественному первоисточнику, Плероме, и соединение с ним. Материя же должна исчезнуть - так полагал, например Валентин и вслед за ним манихеи. По мнению Василида, второго по влиянию на позднейших философов гностика, Материя должна будет впасть в безразличное самодостаточное состояние, которое в современных терминах можно назвать состоянием термодинамического равновесия, которое Рудольф Клаузиус ещё в 1865 году выразительно назвал "тепловой смертью Вселенной".
Разные школы гностиков различным образом представляли происхождение Материи. Основатели гностицизма, полагали Материю образовавшейся в результате последовательных эманаций Абсолютного Божества. Радикальные дуалисты, манихеи, полагали Материю существовавшей предвечно, как и Божество.
Гностики не смогли, а может быть, и не имели цели создать свою религию. Каждый из выдающихся учителей гностицизма обычно оставлял после себя немногих последователей, и к раннему средневековью собственно гностицизм был преодолен христианским мировоззрением. Но идеи гностицизма перетекли в более поздние религиозно-философские системы. Так, А.Ф. Лосев, а до него Ю.Н. Говоруха-Отрок полагали возможным считать манихейство позднейшей формой гностицизма. Последователи Мани создали религию, просуществовавшую более пятисот лет и даже бывшую короткое время государственной на территории Западного Китая.
Поэтичные и исполненные трудно трактуемых символов построения гностиков чужды современному русскому читателю, но шумно известный писатель, по-видимому, был ими очарован. И не он один. В последней книге В. Пелевина 4 есть пассажи, в которых при желании можно обнаружить, например, идеи Василида, учившего, что всякое имя есть только условный знак, а не выражение действительного бытия. Не обошлось в ДПП (nn) и без "Светящегося существа", и рассуждений о соотношении Света и Тени. Но вернёмся к роману "Лёд".
Итак:
"Сначала был только свет изначальный. И свет сиял в Абсолютной Пустоте. Свет сиял для Себя Самого. Свет состоял из двадцати трёх тысяч светоносных лучей. И это были мы. Времени не существовало для нас. Была только вечность. И в этой Вечной Пустоте сияли мы. И порождали миры. Миры заполняли Пустоту. Так рождалась вселенная" (210).
Гениальнейший, по мнению В.С. Соловьева, из гностиков Валентин представлял происхождение Вселенной сходным образом. Согласно Валентину сначала существовала в невыраженном, непостижимом состоянии абсолютная возможность всего, названная им Первоначалом или Глубиной. Актом своей воли Глубина произвела последовательно тридцать эонов (не двадцать три тысячи), образующих в совокупности полноту абсолютного бытия - Плерому. Затем новые последовательные эманации эонов всё более несовершенные привели к созданию семи небесных сфер, материального мира и человека. Удивительным образом гностики предугадали современные представления о генезисе Вселенной. По-видимому, до Большого взрыва вне времени и пространства действительно существовало Нечто, что заключало в себе все возможные способы и формы бытия. Согласно современным космогоническим представлениям сразу после Большого взрыва возникло излучение - Свет, а только затем образовалась материя и ещё позже сгустки этой материи - небесные тела. Вот по необходимости краткие выписки из популярной книги, быть может, самого знаменитого современного астрофизика:
"Через секунду после большого взрыва температура упала примерно до десяти тысяч миллионов градусов...В это время Вселенная состояла из фотонов, электронов, нейтрино и их античастиц... Примерно через сто секунд после большого взрыва температура упала до тысячи миллионов градусов, что отвечает температуре внутри самых горячих звёзд. Вычисления показывают, что около четверти протонов и нейтронов должно было превратиться в атомы гелия и небольшое количество тяжёлого водорода и других элементов. Всего через несколько часов образование гелия и других элементов прекратилось. После чего в течение примерно миллиона лет Вселенная просто продолжала расширяться и с ней не происходило ничего особенного. Наконец, когда температура упала до нескольких тысяч градусов... образовались вращающиеся дискообразные галактики. Те области, которые не вращались, превратились в овальные объекты, называемые эллиптическими галактиками." 5 Вселенная постепенно деградировала, или развивалась, если кому-нибудь так больше нравится, от первоначальной формы, Света Изначального до своего нынешнего состояния, как это и предполагали гностики.
Павел Смердяков 6 и множество иных поверхностных критиков Священного писания, как оказалось, были не правы, сомневаясь в истинности библейского утверждения, что Свет сотворён раньше Солнца, Луны и звёзд.
Космогония Сорокина содержат как элементы манихейства, согласно которому Свет существует предвечно, так и элементы раннего гностицизма, не предполагавшего в начале бытия существования Материи, антагониста и врага Света.
"И однажды мы сотворили новый мир. И одна из семи планет его была вся покрыта водой. (Заметим в скобках, что странно слышать о семи планетах от кого бы то ни было, тем более от умудрённого Бро, раз уж действие происходит в сороковые годы двадцатого века! Но подробнее об этом ниже.) Это была планета Земля. Раньше мы никогда не сотворяли таких планет. Это была Великая ошибка Света. Ибо вода на планете Земля образовала шарообразное зеркало. Как только мы отразились в нём, мы перестали быть лучами света и воплотились в живые существа. Мы стали примитивными амёбами, населяющими бескрайний океан. Наши мельчайшие полупрозрачные тела носила вода, но в нас по-прежнему жил Изначальный Свет. И нас по-прежнему было двадцать три тысячи. Но мы были рассеяны по просторам океана. Мы эволюционировали вместе с другими существами, населяющими Землю. Мы стали людьми." (210 - 211)
В приведенном отрывке - рассеяны - ключевое слово. Все школы гностиков и манихеи, различным образом описывающие последовательность возникновения окружающего нас мира, одинаково полагают его смешением духовных элементов и материи, рассеянием Света в материальном мире. Гностики, действительно, полагали сотворение материального мира ошибкой. Но, разумеется, это не ошибка Света. Мир, полагали они, создан бесформенным, безвидным и страдательным порождением последнего из тридцати эонов, вышней Софии, называемым Ахамот, воплощением агнозии, незнания. Руководствуясь вложенным в неё Христом бессознательным образом Плеромы, сотворила Ахамот (Ахамот приписывается женская природа) материальные стихии, в частности, свет и Демиурга. Каждая последующая ступень творения необходимо оказывается менее совершенной. Космический ум, Демиург, использовав в качестве строительного материала созданные Ахамот стихии и считая себя единственным Божеством, стал творцом мира и человека, ещё более несовершенных, чем был их архитектор и строитель. В этом мире, однако, духовное начало, произведенное Ахамот в результате созерцания сопровождавших Спасителя ангелов, не исчезло, но оказалось в рассеянии.
"Как только будут найдены все 23 тысячи, как только они будут знать язык сердца, мы встанем в кольцо и наши сердца произнесут одновременно 23 сердечных слова. И в центре кольца возникнет Свет изначальный, тот, что творил миры. И ошибка будет исправлена: мир Земли исчезнет, растворится в Свете. И наши земные тела растворятся вместе миром Земли. И мы снова станем лучами Света Изначального. И вернёмся в Вечность." (213)
Сорокин следует за Валентином. Когда все люди, свыше и изначально для этого предназначенные, обретут знание о своей божественной сущности, их духи, приобретя женскую природу, соединятся с ангелами и будут восприняты Плеромой. Материальный мир и "плотские люди" сгорят и обратятся в ничто. По манихейским представлениям процесс выделения частиц Света из мира смешения происходит постепенно, но и манихеи полагали что материальный мир погибнет в очистительном огне. Так или иначе, после воссоединения всех духовных элементов со Светом Материя исчезнет навсегда