Смекни!
smekni.com

Государственный строй Афин и Древнего Рима (стр. 5 из 7)

После изгнание царя этрусской династии в Риме устанавливается Республика. Во главе государства стояли два консула. Высшая власть принадлежала комициям, по-прежнему функционировал совет старейшин – сенат. Консулами первого года республики традиция называет Луция Юния Брута и Публия Валерия Попликолу.

Важнейшим этапом в истории Рима, когда он действительно приобретает все атрибуты государства, является борьба патрициев и плебеев.

В основе борьбы между патрициями и плебеями лежит борьба за землю. Уже на ранних ступенях развития в Риме имело место сосредоточение земли в руках патрициев. Ход борьбы традиция изображает таким образом. Плебеи, недовольные притеснением патрициев, отказались вступить в поход против эквов и удалились на Священную гору. Тогда патриции вынуждены были пойти на уступки, и согласились с тем, чтобы плебеи ежегодно избирали своих представителей, народных трибунов, основной задачей которых была защита плебеев от произвола патрицианских магистратов. К тому же результатом этой борьбы явилось и появление писаных законов – законы Двенадцати таблиц хотя и представляли собой запись обычного права, но в дальнейшем сыграют далеко не последнюю роль в развитии Римского государства.[23]

Завершать историю борьбы патрициев и плебеев принято законом Гортензия, по которому с 287г. до н.э. решения плебса по трибам получали силу закона и не требовали последующего одобрения сената.[24]

Политический строй Рима V–IV вв. до н.э. характеризуется укреплением республиканского строя и борьбой плебеев за его демократизацию. Но, не смотря на успехи плебса, государственный строй в основе своей продолжал оставаться аристократическим.

Каковы же были основные органы государства?

Во-первых, это конечно, народные собрания. Римская община имела три вида народных собраний: куриатные, центуриатные и трибутные комиции.[25]

Куриатные комиции потеряли свое значение еще к началу Республики. За ними сохранялось разрешение некоторых вопросов семейного права – усыновление и утверждение завещаний, а также наделение высшей властью магистратов (хотя это было ни чем иным, как формальным обрядом).

Центуриатные комиции, созывавшиеся высшими магистратами (консулами, диктаторами, преторами) продолжали собираться по цетуриям, как это было установлено реформой Сервия Туллия. Собрание созывалось за чертой города, на Марсовом поле. Голосование проходило по цетуриям, причем каждая центурия имела один голос. Решение центуиатных комиций было законом, который входил в силу лишь после одобрения его сенатом. Но в результате ряда законов решения комиций освобождаются от этого обязательного сенаторского одобрения. После закона Гортензия законодательная деятельность отходит постепенно к трибутным комициям, и только вопросы войны и мира рассматривались всегда центуриатными комициями.

С середины V в. до н.э. приобретали значение собрания по трибам – трибутные комиции. Первоначально в них участвовали только плебеи, собиравшиеся по трибам для выбора плебейских магистратов. Впоследствии наряду с плебейскими собраниями созывались по трибам собрания всех граждан.

В древности трибутные комиции избирали лишь низших магистратов, но с течением времени их роль в законодательной деятельности республики увеличилась, особенно после закона Гортензия 287 г. до н.э. Трибутные комиции собирались в разных местах: на Форуме, на Капитолии, иногда за городом. Право созывать и председательствовать на них имели право: консул, диктатор, претор и эдил или народный трибун. Голосование проходило по трибам. Во внимание принимался голос отдельной трибы. Если за предложение высказывалось 18 триб, то оно становилось законом, т.к. всего триб было 35.

На народных собраниях происходили выборы магистратов и разрешались лишь важнейшие вопросы. Порядок проведения заседаний исключал возможность всестороннего обсуждения вопросов. Сфера компетенций различных видов народного собрания не была точно разграничена. Благодаря этому непосредственное влияние народа на политическую жизнь было ограничено. Римские граждане, в сущности, были лишены политической инициативы, т.к. на народных собраниях решали только те вопросы, которые поднимали собравшие их магистраты. Вопросы текущей политической жизни разрешались магистратами и сенатом.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). Магистрат стоит над народом, и вместе с народом он является носителем государственного величия. Оскорбление его приравнивалось к оскорблению величия римского народа. Во время пребывания на своей должности магистрат не может быть привлечён к ответственности и не может быть смещен. Исполнение обязанностей магистрата – не служба, а honor – честь, почет. Все магистратуры были безвозмездными, выборными, срочными (кроме цензора, все ординарные магистраты избирались на один год), кроме диктатуры, все были коллегиальными (каждый член коллегии работал самостоятельно в пределах отведенных ему полномочий и, если был не согласен с решением своего коллеги, он мог наложить на него veto).

Власть магистратов (империй, империум) подразделялась на высшую и общую. Высший империй означал: наличие военной власти, право заключать перемирие, издавать приказы и принуждать их к исполнению, право созывать сенат, народное собрание, председательствовать на их заседаниях, право суда и назначение наказания. Общий империй принадлежал всем магистратам и предполагал наличие права отдавать распоряжения и налагать штраф за их невыполнение.

К числу ординарных магистратур относились консулы. Первоначально два консула являлись единственными выборными магистратами, которым принадлежала вся полнота власти. После появления других выборных должностных лиц консулы остаются высшими магистратами, им принадлежит высшая гражданская власть, а во время войны они командуют армиями. По законам Лициния и Секстия (367г. до н.э.) один консул стал избираться из плебеев. Консулы выбирались центуриатными комициями. Вне Рима консул имел неограниченные полномочия во всех отношениях, включая вопросы жизни и смерти римских граждан, между тем как в городе права консулов ограничивались определенными нормами. У консулов был большой империй с правом выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если был вынесен в Риме, и без права обжалования, если за его пределами.

С 366г. до н.э. патриции добились того, чтобы из их среды центуриатными комициями избирался один претор, который являлся младшим коллегой консулов, их заместителем. Главной обязанностью преторов была охрана порядка в городе, а отсюда вытекала уголовная и гражданская юрисдикция, ставшая впоследствии основной компетенцией претора. У претора был ограниченный империй без права приговаривать к смертной казни.

С 443г. до н.э. центуриатными комициями стали избираться два цензора, первоначально только из среды патрициев. Они избирались один раз в пять лет сроком на полтора года. В их компетенцию входило распределение граждан по трибам и центуриям, а примерно с 312г. до н.э. они стали составлять и списки сенаторов. К тому же цензоры участвовали в финансовом управлении Республики: определяли величину налогов, пошлин, вели производство общественных работ. Решения цензоров не могли быть опротестованы народным трибуном.

Особое значение имел трибунат. Народные трибуны избирались плебейскими собраниями по трибам. Должность эта была доступна только плебеям. Первоначально избиралось два трибуна (в некоторых учебниках – четыре); впоследствии их избирается десять. Личность трибуна считалась неприкосновенной. Главная функция народных трибунов – защита интересов плебеев. Отсюда вытекает право вмешательства в действия всех магистратов, кроме диктатора и цензора. Народным трибунам принадлежало даже право ареста магистрата. Жилище трибуна было местом убежища для всякого плебея; оно должно было быть открыто круглые сутки. Но за чертой города трибуны теряли свою власть. Трибуны имели право созывать плебейские собрания. Они могли опротестовать решение сената, но первоначально не имели права выступать в сенате. Впоследствии трибуны подучили право входить в сенат, участвовать в прениях и даже созывать сенатские заседания. Трибуны не были магистратами в строгом значении этого слова.

Вместе с трибуном была введена должность плебейских эдилов, бывших вначале помощниками народных трибунов. Местом их пребывания считался храм богини Цереры, чтимой плебеями.

С 366г. до н.э. кроме двух плебейских эдилов стали избираться еще два курульных эдила – первоначально только из патрициев, но очень скоро и эта должность стала доступна плебеям, и курульные эдилы вместе с плебейскими составляли единую коллегию. Главными обязанностями эдилов было: наблюдение за порядком в городе, забота о продовольствии города и наблюдение за рынками, забота об устройстве общественных игр. Эдилы избирались трибутными комициями.

Существовала и должность квестора. Первоначально квесторы назначались консулами и были их помощниками. С 447г. до н.э. трибутные комиции стали избирать четырех квесторов. С 409г. до н.э. эта должность стала доступна плебсу. Квесторы ведали государственной казной, были хранителями государственного архива, сопровождали в походы консулов и заведовали кассой армии, а также распределением и продажей военной добычи.

Из экстраординарных магистратур следует назвать диктатора. Время учреждения этой должности не известно. Формально диктатор назначался консулом, фактически же он избирался сенатом. Назначение диктатора происходило в случае чрезвычайных обстоятельств (война, внутренние волнения и т.д.). Власть диктатора была ограничена только сроком – не более 6 месяцев. Все магистрат находились в его подчинении. По отношению к его распоряжениям было не действительно право veto народных трибунов. Он имел всю полноту власти. Первоначально диктаторы назначались из патрициев; из плебеев первый диктатор был назначен в 356г. до н.э. Обычно он назначал себе помощника, начальника конницы. У диктатора был высочайший империй, включающий право приговаривать к смертной казни без права обжалования.