Кроме того, он чувствует себя как неудачник, несчастный, потерпевший поражение, неспособный к достижению прежних успехов. Уныние, упадок духа, мысли о своей профессиональной непригодности, об утрате смысла жизни все чаще посещают его. Снижается и общий физический тонус. Сопровождается это различного рода функциональными расстройствами, нарушаются сон, аппетит. Имеются две разновидности страданий: нравственные страдания и физические страдания.
Вместе с тем, понятие "нравственность" и производное от него прилагательное "нравственный" имеют разные смысловые оттенки. Прежде всего, нравственность является правилом, определяющим поведение человека в обществе, но кроме этого в понятие нравственности вложены "духовные, душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения". Понятие "нравственный" употребляют не только по отношению к человеку, соблюдающему требования нравственности, но и как прилагательное, которое характеризует то или иное явление, "относящееся к внутренней, духовной жизни человека".
С этой точки зрения душевные или нравственные страдания человека напрямую связаны с его глубинными личностными структурами, которые подвергаются посягательству, чем и вызывается у него столь сильная ответная эмоциональная реакция в виде отрицательных переживаний, страданий.
Так как понятия "личностный", "личность" раскрывают его положение в обществе, есть все основания полагать, что источником нравственных страданий человека являются, прежде всего, посягательства на его социальный статус, честь и достоинство, личные убеждения (если они, разумеется, не антиобщественные, противоправные), на его самооценку.
Все это, безусловно, связано с правами человека и его свободами, гарантированные Основным Законом РФ. Поэтому посягательства на его свободу, неприкосновенность, ценностные ориентации, мировоззрение, т. е. на все-то, что позволяет ему оставаться личностью в обществе могут, на взгляд автора, вызвать нравственные (душевные) страдания.
Например, если глубоко верующего человека принудительно лишить возможности участвовать в отправлении религиозных обрядов, принуждать его к выполнению действий, которые противоречат его религиозным взглядам, то это несомненно является посягательством на его личностные установки, мировоззрение, ценностные ориентации, совесть и вследствие этого вызывают у него неприятные переживания в виде нравственных страданий. Лица, которые виновные в этом, должны по закону компенсировать ему моральный вред, причиненный своими противоправными действиями.
Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 декабря 1994 г.: "Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.".
Хотя Верховным Судом не дано общее определение страданий, из приведенного текста видно, что судом раскрыто содержание одного вида морального вреда - нравственных страданий. Физические страдания (второй вид страданий), в отличие от нравственных страданий, причиняют человеку мучения, физическую боль, всегда сопутствуют нанесению телесных повреждений, различного рода увечий, истязаний, заражению какими-либо инфекциями, заболеваний, которые могут возникнуть, и после перенесенных нравственных страданий.
Указав, на то, что моральный вред может выражаться в переживаниях в связи с болью, либо в связи с заболеванием, перенесенных в результате нравственных страданий, Верховный Суд РФ, таким образом, допускает возможность возмещения вторичного морального вреда.
Например, если в результате распространения порочащих сведений, не соответствующих действительности, человек испытал переживания (нравственные страдания), перенёс в результате этого приступ гипертонии с болевыми ощущениями (т.е. физические страдания), испытал переживания и по этому поводу (т.е. вторичные нравственные страдания), то есть все относится к совокупному моральному вреду, находящемуся в причинной связи с противоправным деянием в виде распространения сведений, не соответствующих действительности.
Следует отметить, что понятие "физические страдания" не аналогично понятию "вред здоровью" или "физический вред". Физические страдания - одна из форм морального вреда, в том его виде, как он определен в ст. 151 ГК РФ).
В то же время физический вред, который целесообразнее было бы называть органический вред, представляет собой любые негативные изменения в организме человека. Такой вред является вредом материализованным; негативные изменения в организме происходят под влиянием определенного внешнего воздействия, которое в свою очередь приводит или может привести к изменениям психического благополучия и (или) в имущественной сфере личности.
Отрицательные изменения психологического благополучия могут быть выражены в обоих видах страданий (моральный вред), а отрицательные изменения в имущественной сфере - в расходах на компенсацию заболеваний потерпевшего, и утраты доходов (имущественный вред). Следовательно, любой органический вред для его возмещения состоит из морального и имущественного вреда.
Например, человек в результате ДТП получил увечье, которое как повреждение организма, является органическим вредом. Это вызвало у потерпевшего физические страдания в момент получения увечья и в ходе последующего лечения. Кроме этого, он осознаёт свою неполноценность, невозможность вести прежнюю жизнь, которые вместе с утратой работы заставляют его переживать нравственные страдания.
Совокупность физических и нравственных страданий составляет моральный вред, который в соответствии со ст. 151 ГК РФ, при наличии других необходимых условий, должен быть компенсирован в денежной форме.
Чтобы поддержать свое существование и ведение достойного образа жизни, потерпевший вынужден обращаться к таким платным медицинским услугам, к которым вынуждает его полученное заболевание, и совершает иные расходы, связанные с лечением. В соответствии со ст. 15 ГК РФ, он несет расходы по восстановлению своего нарушенного права на полноценную и достойную человека жизнь. Эти расходы являются реальным ущербом потерпевшего. При потере прежней работы, он потерял прежний доход (упустил выгоду), который имел бы, если бы не было нарушено его здоровье. В целом он понёс убытки, которые должны быть компенсированы в полном объеме. Пример показал, что органический вред можно возместить путем возмещения морального и имущественного вреда, вызванных увечьем.
Основной трудностью такого разграничения является единстве формы компенсации морального вреда и возмещения имущественного вреда, так как деньги являются универсальным имущественным эквивалентном. Очевидно, при разграничении возмещения органического вреда и компенсации морального вреда необходимо исходить из того, что возмещение органического вреда, опосредованное через возмещение имущественного вреда, направлено на устранение страданий и переживаний, связанных с причинением вреда организму человека.
Как было отмечено выше, моральный вред выражается в негативной психической реакции потерпевшего, поэтому вернее было бы использовать понятие "психический вред".
Обратимся к ст. 150 ГК РФ. В этой норме законодатель установил принцип неотчуждаемости и непередаваемости иным способом личных неимущественных прав и других нематериальных благ и предусматривает возможность их защиты. Из п. 1 ст. 150 ГК РФ следует, что личные неимущественные права законодатель считает одним из видов нематериальных благ.
Так, в открытом перечне этих прав имеются: право свободного передвижения; право выбора места пребывания, жительства; право на имя; право авторства; в качестве нематериальных благ - жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна. Эта же норма устанавливает осуществление и защиту личных неимущественных прав и других нематериальных благ. Естественно, что термин "осуществление" можно применить только к личным неимущественным правам как разновидности нематериальных благ: можно осуществить, реализовать путем соответствующего поведения права, но вряд ли можно "осуществить благо". Поэтому законодателем делается акцент именно на защите этих благ.
Нас же в данном случае интересует, какой смысл законодатель вложил в термин "нематериальный" применительно к благам, защите которых посвящена глава 8 ГК РФ. Суть в том, что, например, такие блага, как жизнь и здоровье связаны неразрывно с состоянием организма человека, с самим его существованием как объекта материального мира. Можно сказать, что существование организма человека - это жизнь, а его нормальное, биологически благополучное состояние - здоровье.
Анализируя п.п. 1 и 2 ст. 150 ГК РФ можно сделать вывод, что нематериальными благами законодатель считает неимущественные блага, т.е. блага, у которых отсутствует имущественное содержание. Если в п. 1 ст. 150 ГК РФ среди нематериальных благ упомянуты личные неимущественные права, то в п. 2 той же статьи законодателем они названы нематериальными правами. Поэтому вполне естественно можно сделать вывод, что по смыслу ст. 150 ГК РФ понятие "нематериальные блага" аналогично понятию "неимущественные блага". Именно так они будут называться в дальнейшем, чтобы придать более точный смысл применяемой терминологии.